Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 21:24, контрольная работа
рассматриваются 3 вопроса:
1)Цивилизационные теории Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойби, П.Сорокина. 2)Основные направления и представители классической социологии
3) Власть как основная категория политической науки
Оглавление:
1) Цивилизационные теории Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойби, П.Сорокина. 3
Введение 3
Цивилизационная теория Н.Данилевского 4
Цивилизационная теория О.Шпенглера 6
Цивилизационная теория А. Тойби 7
Цивилизационная теория П.Сорокина 7
2) Основные направления и представители классической социологии. 7
Введение. 8
Позитивизм и натурализм в социологии 8
Маркс и его роль в социологии 9
Классическая традиция в социологии конца XIX – начала XX вв. 10
3) Власть как основная категория политической науки. 12
Введение 12
Власть как основная категория политической науки 13
Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния социальной мысли и общества к другому.
Работы Конта имели большое значение для последующего развития социологии. Не случайно современные западные социологи (например, А. Босков, США) называют его «отцом социологии»: он дал ей имя и программу.
Во второй половине XIX в., после смерти О. Конта, появляется ряд течений социологической мысли, представители которых ищут критерий общественной жизни вне ее, в первую очередь в естественных, биологических факторах развития. Один из наиболее крупных представителей такого подхода — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903).
Более того, его работы по данной проблематике были опубликованы раньше работ Ч. Дарвина. Именно Спенсер, а не Дарвин сформулировал закон естественного отбора «выживает сильнейший».
Что касается проблем социума, то Спенсер приравнивает общество к организму, выделяя в нем подсистемы, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В частности, внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и окружающей средой; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию.
В работах Спенсера содержится немало плодотворных подходов к изучению общества. Один из них — выделение шести типов социальных институтов (домашних, обрядовых, церковных, политических, промышленных, профессиональных) и подробное рассмотрение их в развитии. Характеризуя этот процесс, Спенсер пишет о двух его сторонах — интеграции и дифференциации. Современная социология подобный подход признает крайне важным и широко использует в исследованиях.
Идеи Спенсера способствовали активному проникновению в социологию эволюционизма в качестве ее методологического фундамента. Положение о родстве и сходстве человека и общества с животным миром, обнаруженное ученым, явилось исходным для открытия единства законов истории природы и истории человечества. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической эволюции. Это явилось своеобразным импульсом для развития натурализма в социологии.
Во второй половине XIX века появились школы социальной биологии, социальной механики, социальной физики. Их представители сравнивали социальные процессы с физическими, химическими процессами и явлениями. Так, известный немецкий ученый Вильгельм Освальд рассматривал культурный процесс как преобразование свободной энергии в связанную. Чем больше получено, по его мнению, полезной связанной энергии, тем ощутимее прогресс культуры. Натурализм в социологии способствовал преодолению ненаучных, а иногда субъективистских и религиозных трактовок общественных проблем, однако приводил к отождествлению социальных действий с природными процессами, что затрудняло развитие социологии как науки.
Маркс и его роль в социологии
Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории.
Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамках материалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы. Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливает классовые конфликты.
Марксизм - это попытка сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального подходов к анализу общественных явлений.
Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая “система рычагов”, необходимых для формирования прочих аспектов институциональной жизни – надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам правящего класса. Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.
Однако в отличие от Конта Маркс был более пессимистичен в отношении возможностей капитализма. Основанием для пессимизма послужили наблюдаемые им «зверства первоначального накопления»: разорение крестьянства, рост нищеты и преступности в городах, быстрое обогащение буржуазии и т.п. Поэтому Маркс выдвинул иной подход к пониманию общества, сущность которого выражается в уничтожении старого общества и замене его новым, более справедливым, на основании чего некоторые исследователи считают его основателем теории социального конфликта. Иными словами, Маркс ратовал за революционный путь изменения общества, тогда как другие социологи – за реформистский.
Классическая традиция в социологии конца XIX – начала XX вв.
Французский мыслитель Эмиль Дюркгейм. (1858-1917) – один из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX – начала XX вв., создатель теории социального реализма. Он был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключается в рациональном объяснении явлений общественной жизни. Его основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и др. Суть социологии Дюркгейма можно выразить вопросом «Как возможен порядок?»
Основные положения доктрины социального реализма Э. Дюркгейма состоят в следующем:
Э. Дюркгейм рассматривал социологию как науку о социальных фактах, на основании чего при изучении общества предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, т.е. проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т. д.). Принцип «Социальные факты надо рассматривать как вещи», декларируемый в работе «Самоубийство» (1897), основывался на убежденности исследователя, что социальные факты существуют независимо от индивида, равно как и природные факты. Объективное существование социальных фактов по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на индивидов Дюркгейм рассматривал в качества основных признаков социальных фактов.
Наиболее выдающимся исследователем классического периода считают немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920). Социология Вебера базируется на понятии социального действия. Что заставляет людей действовать? Что является мотивом их действий? Вебер считал, что понимание этих мотивов должна давать социология, поэтому его социологию часто называют «понимающей». По его мнению, социология должна давать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия или «понимание» того, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это им удается, а также какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей». Главная задача социолога заключается в том, чтобы разобраться в субъективных мотивах деятельности, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Предметом изучения социологии должны быть только те социальные действия, которые осмыслены человеком с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированы на других субъектов (т.е. учитывают влияние своих действий и ответную реакцию на них).
Созданная М. Вебером теория социальных действий ставит вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания. Важнейшая ее составляющая – концепция идеальных типов. Идеальный тип – это «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», идеальная модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе.
Вебер выделил четыре характерных идеальных типа социального действия:
Из перечисленных типов только первые 2 являются социальными действиями индивидов, так как их мотивами являются субъективная оценка, рациональность выбора и т.д. В то же время ни один тип не может существовать сам по себе, они все взаимосвязаны.
Вебер апробировал понятие социального действия в различных областях знания. Наиболее известный пример представлен в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), в которой он исследовал мотивацию социального действия в экономике. Данная работа раскрывала культурное значение капитализма, т.е. исследователя интересовал капитализм не как экономическая система, а как повседневная практика, как рациональное поведение. Единственным признаком современного ему западного капитализма Вебер считал рациональную организацию труда на предприятии на основе рационального права и рационального управления, с одной стороны. С другой, он понимал современный капитализм как культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи. Особое значение Вебер придавал религии, в частности протестантской этике и ее аскетической разновидности, которая внесла немалый вклад в культурное осмысление капитализма. В процессе становления капиталистических отношений главная роль отводилась таким ее чертам, как идеалу профессионального труда и «внутримирскому аскетизму» (в противоположность «внемирскому аскетизму», например, буддийских монахов), т.е. предписанию скромного образа жизни в сочетании с активной деятельностью в миру и неутомимым трудом.
Таким образом, конец XIX – начало XX века ознаменовались формированием антинатуралистических теории теоретической социологии со своим видением предмета социологии и специфики социологического познания. Классический этап развития социологии заканчивается 20-40-ми гг. XX века с активным развитием прикладных социологических исследований, которые положили начало третьему, или современному этапу.
Власть как основная категория политической науки.
Введение
Как и всякая наука, политика имеет не только свои законы, но и категории. Под категориями понимаются наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и отношения, как явлений действительности, так и познания. Категории образуются в результате обобщения процессов развития, их познания и общественной практики. Особенность категорий политики заключается в том, что они хотя и носят объективный характер, но отражают субъективную сторону человеческой деятельности. Различают общие категории политики как науки, ее частные категории, а также категории конкретных политических наук, входящих в политику как систему наук в качестве составных частей.
Концепция власти занимает в политической науке место, по своему значению подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики. Разгадка и постижение сути властного общения составляют заветную мечту каждого политолога, также как обретение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования составляет едва ли не самую главную задачу фундаментальной политической науки, общей теории политики. Власть находится в центре политической науки и является ключом к пониманию едва ли не всех её аспектов.
Власть как основная категория политической науки
Дать власти чёткое определение сложно. Как справедливо заметил итало-американский политолог Джованни Сартори, власть – это семантическая (т.е. смысловая) головоломка. Так, для одних теоретиков власть - это влияние особого рода, для других - способность к достижению определенных целей, для третьих - возможность использования тех или иных средств, для четвертых - особое соотношение между управляющим и управляемым и т.д.
Структурный разрез
предмета даст возможность