Психологический
аспект: власть есть отношение лидерства.
Устанавливается в межличностном взаимодействии,
где обосабливается ведущая и ведомая
сторона. Первая — субъект, господин, вторая
— объект, раб власти. Неравнозначный
союз между ними крепится на использовании
различных средств — от воздействия
авторитетом, угрозы силой до откровенного
подавления.
.Гносеологический
аспект: власть есть целенаправленный
способ утилизации знания. Подводная масса
айсберга, подспудье власти — голый инстинкт,
подсознательное желание власти. Сильны
укорененным в нас природно врожденным
влечением, соблазном вершить судьбы мира,
господствовать, возвышаться, преобладать,
стяжать право «распять и отпустить»,
невзирая на желание и возможность окружающих
понять и принять нас, воспоследовать
нам. Надводная вершина айсберга, лицо
власти — твердое знание и твердая же
воля. По своей природе власть — сущность
двусоставная. В плоскости «знание» актуализируется
сознательный расчет действий и последействий
в заданных обстоятельствах, учреждается
рациональность. В плоскости «воля» оформляется
жесткая подчиненность действий целям,
складываются целеустремленность, настойчивость.
Знание и воля — обязательны для власти.
Без знания власть дика — необузданна,
импульсивна; без воли она отрешенна —
мягкотела, недееспособна.
Нарушение оптимума знания
и воли во власти при всех обстоятельствах
чревато дисфункциями, крайними выражениями
которых оказываются волюнтаризм и дереализованность,
рахитичность и умозрительность.
Организационный
аспект: власть есть своеобразный ресурс,
воплощающийся
в наращивании порядка, уровня
организации. Власть выступает в качестве
регулятора коллективной жизни общества
в процессе его кооперации и достижения
совместных целей, то есть рассмотрения
государственно-публичной власти в качестве
современного механизма регулирования
и способа социального общества в процессе
его кооперации и достижения совместных
целей.
Политический аспект: власть есть способ осуществления влияния,
подчинения, принуждения, побуждения в
соответствии с фактическим балансом
сил. Можно выделить множество первоначальных
истоков власти и господства, и самым бесспорным
из них является именно сила, которая в
свою очередь выступает в разных формах.
Необходимость насилия и принуждения
в качестве механизмов регулирования
поведения людей в обществе определяется
недостаточностью одних только средств
поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом
власти являются санкции, наказания, в
том числе физическое принуждение. Естественно,
что власть ни в коем случае нельзя свести
только к силе, тем более физической силе,
или насилию.
Но нельзя не учесть тот факт,
что власть, не опирающаяся на силу, не
способна добиться реализации своих решений,
в том числе силой или угрозой применения
насилия, может оказаться благим пожеланием
или просто блефом. В этом смысле власть
представляет собой форму выражения силы.
В принципе, насилие может быть применено
родителями к детям, руководителями предприятий
— к подчиненным и т. д. Однако в любом
из этих случаев действия применяющих
насилие противоречат закону. Более того,
закон запрещает такие действия под угрозой
применения к ним самим насилия.
Цель любой политики – борьба
за власть, получение и удержание её. Борьба
за завоевание и осуществление власти
является основным содержанием политики.
Это в свою очередь требует волевых усилий,
несомненно, власть связана с процессами
господства и подчинения. Естественно,
без подчинения нет власти, как без власти
нет подчинения. Власть не является препятствием
на пути к свободе, а служит опосредствующим
звеном.
Важнейшим типом власти выступает
высшая государственная власть, которая
рассматривается как непосредственный
продукт политической власти, так как
государство в своей деятельности затрагивает
интересы практически всех слоёв населения.
Понятия «государство» и «власть» не тождественны:
власть старше государства, ибо не было
и не может быть общества безвластного,
т.е. анархического. Функциями государственной
власти являются: управление социальными
и экономическими процессами, сферами
духовной жизни; регулирование социальных,
национальных, международных отношений;
обеспечение национальной безопасности
и общественного порядка; гарантирование
соблюдения общеобязательных норм и правил
в обществе и государстве и т. д.
Важнейшей задачей государственной
власти является урегулирование конфликтов
и осуществление внутренних связей системы.
Ведь в арсенале политических средств
есть не только насилие или угроза применения
насилия, наказание и порицание, но и обещание
вознаграждения, сотрудничество, обмен
и т. д. Всё это в совокупности составляет
содержание государственной власти.
Список используемой литературы:
- Данильян О.Г., Тараненко В.М.
- Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. —
- (Образовательный стандарт XXI).
- В.К. Лукашевич, Д.В. Баташев, А.А. Бородуля [и др.] ; под ред. В.К. Лукашевича
- Философия : учеб. Пособие. – БГЭУ , 2012. – 463 с.
- Рубанов, А. В.
- Цивилизационная идентичность в эпоху глобализации. Минск, Национальная библиотека Беларуси,
2011.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа.
М., 1991
- Тойнби А. Постижение истории.
М., 1996. С. 116.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки
мифологии мировой истории. Т. 1. М., 1993.
- Сорокин П.А. Система социологии.
М., 1993. Т. 1-2.
- Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.
- Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
- Симхович В.А. Социология: Учеб. пособие– Мн.: БГЭУ, 2008. –159 с.
- Зборовский Г.Е. Общая социология:
Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
- Мельвиль А.Ю. и др. Категории политической
науки: Учебник. М.: МИД РФ 2002, 656с.
- Павленок П. Д., Куканова Е. В. Основы социологии и политологии:
учебное пособие — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.