Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:06, контрольная работа
Описание работы
Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия. 1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни. 2. Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. 3. Культура порождает и “обслуживает” множество форм организации человеческого опыта, обеспечивая их необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а, напротив, делает социальную жизнь более устойчивой и предсказуемой.
Содержание работы
1. Культура - критерий общественного развития. Особенности социологического подхода. Основные тенденции и оценки. Плюсы и минусы. Роль высшей школы. 2. Социальный контроль: институты, содержание и структура. Практика осуществления в России. 3. Характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального типа общества. Основные социальные различия. Признаки, какого типа общества наличествуют в России? 4. М. Бакунин: свобода человека состоит единственно в том, что он повинуется естественным законам, потому что он сам признает их таковыми, а не потому, что ни были ему внешне навязаны какой – либо посторонней волей – божественной или человеческой, коллективной или индивидуальной». Подтвердите или опровергните вывод. 5. Губерман И.: «Владыка наш – традиция. А в ней – свои благословенья и препоны; неписанные правила сильней, чем самые свирепые законы». Подтвердите или опровергните оценку роли традиций в России. 6. Из трактата «Азбука фашизма»: «Фашисты всех стран борются с теми, кто открыто или скрыто выступает против Бога, нации и труда». Дайте анализ лозунгам и практике фашизма.
Социальное объяснение
насилия. Известно выражение
К. Маркса о том, что насилие всегда являлось
повивальной бабкой истории. Понятно,
что это не призыв, а констатация факта
(в «Интернационале» есть слова: «Весь
мир насилья мы разрушим...»). Насилие связано
с жестокостью в отношениях между людьми
(группами, народами), а она есть функция
нужды, т.е. ощущения недостатка в удовлетворении
потребностей, в первую очередь витальных.
Жизненная борьба за существование ужесточает
отношения людей, и перед этим фактором
все остальные факторы агрессивности
человека отступают на задний план. Взаимная
борьба людей за обладание благами, за
социальную позицию, обеспечивающую влиятельный
статус и престиж, за преимущества в образовании
и в собственности является социальной
формой проявления феномена доминирования
человека над человеком, его стремления
к преимуществу в какой-либо области, вызывающего
сопротивление других. Яснее всего такая
борьба выражена в классовой борьбе между
богатыми и бедными, борьбе угнетенных
против угнетателей и т.д. Этой борьбе
несть числа: еще древние утверждали, что
идет «война всех против всех» (bellum omnium
contra omnes) и что «силу следует отражать силой»
(vim vi repellere licet — Сенека).
Такой борьбой любовь оттесняется
в семью, сводится либо к сексуальной,
или же к любви по отношению лишь к близким,
или же человек ищет поддержки, понимания
и утверждения своей личности в религии.
Социальная же жизнь нагнетает лишь неврозы
при таком расщеплении человека на борца,
не останавливающегося ни перед чем в
стремлении доминировать, и любящего,
растворяющегося в другом. Я человека
при этом расколото, и чувства, его самоощущение
амбивалентны. Экспектации от такого человека
весьма противоречивы, и очень трудно
ему доверять при взаимодействии с ним.
Отношения непрозрачны, личность расщеплена.
Современная социальная жизнь
навязывает индивиду тот модус действия,
который организует социальную практику
и выступает для индивида как хабитус
— система предрасположенностей (диспозиций),
объективно приспособленных для достижения
определенных результатов, т.е. социальных
целей. Для отдельного человека хабитус
— это круг жизненных необходимостей,
в которых активно присутствует прошлый
опыт в виде схем восприятия, мыслей и
действий, что и гарантирует «правильность»
практик, их легитимность в глазах людей.
Хабитус зависит, однако, больше от различий
в обществах, воспитании, престиже, обычаях
и модах, нежели от субъективности индивидов[148].
И если социальная жизнь диктует индивидам
способ действий, который наиболее эффективно
приводит к цели в данных условиях, то
люди обычно выбирают линию своего поведения,
исходя из этого диктата. Общество, построенное
на принципах доминирования, господства
одних над другими, открывает дорогу к
насилию. «В решении спорных вопросов
все чаще отдается предпочтение насильственным
способам решения конфликтов... существенно
расширяется зона действия использования
насилия»[149]. Криминальная ситуация в
России сейчас отличается исключительной
напряженностью, преступления часто принимают
характер, угрожающий основам общества.
Опасным феноменом является насильственное
овладение боевым оружием[150]. Вспышки
насилия за последние годы, их оценка и
анализ подводят к мысли о том, что главным
фактором социального насилия являются
не инстинкты агрессивности человека
— ведь за эти годы генотипы не изменились,
— а социальные условия жизни. Следовательно,
речь вообще должна идти не о полной ликвидации
насилия в обществе, а о его минимизации,
о максимально возможном уменьшении роли
насилия в предлагаемых обществом способах
действия, ведущих к успеху индивида в
сферах экономики, политики и экзистенциальности.
Общества, исповедующие равенство
общественного положения людей (различные
варианты «социализма»), стремятся минимизировать
социальное насилие, вводя демократические
«правила игры» для удовлетворения стремления
людей к доминированию и соперничеству
(выборы, повышение властной роли общественного
мнения о тех или иных действиях властей
или партий, соблюдение соответствия меры
труда и меры потребления и т.д.). Возникает
противоречие между стремлением людей
к свободе и навязываемыми обществом «правилами
игры».
«Классический» социализм видел
основную причину неравенства и социального
насилия лишь в сфере экономики, в характере
собственности, в эксплуатации человека
человеком. Практика такого социализма
выявила, однако, и другую сторону, не менее
важную — насилие организации над человеком.
Утверждение нового образа жизни (совокупности
уклада, уровня, качества и стиля жизни,
основанной на общественной собственности
на средства производства) могло быть
проведено в жизнь лишь путем применения
классового насилия посредством государственной
власти (диктатуры пролетариата). Сила
государства в решении социальных задач
ощутимо возросла. Это привело, да и не
могло не привести, к резкому усилению
насилия со стороны политических организаций
общества, т.е. к тоталитаризму. Общественные
структуры стали диктовать схемы действия,
ведущие к полному подчинению индивидов
целям государства и политической партии.
В обществах, исповедующих социальное
неравенство, наоборот, сила государства
направляется на поддержание интересов
уже сформировавшихся, «классически»
доминирующих в обществе групп и классов
(а их интересы выдаются за интересы всех
граждан), на обеспечение свободы личности
во всех сферах жизни, прежде всего в экономической.
Насилие в таком обществе имеет основные
свои корни в экономических отношениях:
львиная доля преступлений — экономические.
Теоретически сила денег должна обеспечивать
прогресс в экономической сфере при условии
свободы личности, а сила государства
(организации любого уровня) — обеспечивать
социальную справедливость, т.е. законность,
легитимность всяких доминаций, преимущественность
тех или иных групп и классов.
Оба типа общества призваны
(вызов конца двадцатого века, предъявленный
человечеству) минимизировать насилие
в отношениях людей и в отношениях «власть
— гражданин». В основе такой практики
лежит выработанный европейской культурой
кодекс прав и свобод человека.
Реальная конвергенция обоих
типов общества является теоретической
мечтой, направленной на гуманизацию общественной
жизни.
10)
Когда мы говорим о классификации
игр, необходимо раскрыть специфику структурирования
этого общего феномена, т.е. применить
дедуктивный метод расчленения одной
большой игры на ряд «малых»[157]. В рамках
этого подхода можно выделить следующие
виды классификации игр.
1. Р. Каюйа выделил четыре типа
игр. Игры расположены на едином континууме-процессе,
начало которому задает максимальный
Ludus (управление игрой через правила) и
заканчивается Paidia (максимальная стихия
игры, обеспечивающая самореализацию
игрока):
а) игра-агон (борьба, состязание).
Играют соперники, цель игры — победа.
Прежде всего это спорт;
б) игра-alea (жребий, игральная
кость). Сюда относятся все азартные игры,
игры на везение, в которых побеждает случай[158].
В этих играх главенствует риск (например,
биржевая игра, лотерея, карты, пари, рулетка,
тотализатор)[159]. Замечено, что в кризисные
времена эта страсть усиливается до предела.
Игра, этот наркотик для бедных, дает возможность
обмануть судьбу и питает мечты о лучшей
жизни;
в) игра-mimicry (подражание, имитация).
Этот тип игры характерен для сценических
искусств, театра, зрелищ типа шоу. Играющий
— актер, его принцип игры — жизнеподобие,
подражание реальности;
г) игра-ilinx, игра головокружения.
Игрок играет с самой смертью в прятки
— рискованные мероприятия вплоть до
«русской рулетки». На карту ставится
сама жизнь игрока — она отдается на волю
случая, стихии.
Все эти четыре типа локализованы:
первый — стадионом, спортзалом и т.д.,
второй — игральным столом, рулеткой,
третий — сценой, а четвертый — самой
жизнью играющего.
2. Выделяются три плана
игры: play (играние), game (вид игры), performance
(мотивация игрока, его отношение к игре).
Такой метод классификации (структурации)
позволяет ясно описать конкретные виды
игр с четким расчленением их на составные
части.
3. С.А. Смирнов в вопросах
классификации продвигается глубже
всех, поскольку в схему включаются
соответствующие стили жизни
людей, что делает понимание игры
более антропологичным. Он предлагает
следующую схему, выделяющую три типа
игр[160].
Игра-мимезис
Игра-агон
Игра-экстазис
Родовая природа: подражание,
удвоение мира, аполлоновское начало в
культуре
Родовая природа: борьба,
соревновательность, состязательность
с целью победы, доминирования
Родовая природа: постижение
смысла бытия, построение своего мира,
дионисийское начало в культуре
Игра-мимезис (соответствует
театру, языковым играм, играм с текстом)
связана с игрой воображения и ума человека,
это мир «Зазеркалья», и целью создания
такого мира является развитие личности
играющего. Квази-формы: эстетство, салонные
игры, богемное поведение. Такая игра,
когда фантазия приобретает прочные формы,
«овеществляется», переходит в игру-агон,
целью которой уже является победа одного
играющего над другим в ирреальном мире,
это игра в игрушки в условном мире, огороженном
множеством правил (рыцарские турниры,
спортивные состязания, конкурсы эрудитов).
Здесь свободы меньше, чем в первом типе
игр, поскольку нет места для импровизации,
индивидуальной интерпретации роли. В
агонистике человек вырабатывает силу
жизни, выносливость, отодвигает границы
«усталости от жизни». Если нарушается
мера игры, то появляются квази-формы (война)
уничтожающие в конечном счете и игрока,
и данный тип игры.
Игра-экстазис доводит борьбу
до предела, игрок ходит по краю пропасти,
вплоть до тяжбы с Богом (Гамлет, Дон-Кихот).
Этот тип игры воплощен в героях Пушкина:
Евгении из «Медного всадника», Сальери,
Германе из «Пиковой дамы»; ключевая мысль.
Пушкина состоит в том, что идея, становящаяся
абстрактным принципом, знаменем, фетишем,
превращается в идола, в дубинку для уничтожения
живого. Идол ищет олицетворенной силы
и находит его в фанатике. Здесь мы уже
близки к объяснению поступков героев
Достоевского, разрушающих опоры, на которых
зиждется природа человека, и бросающих
вызов самой истории. Квази-формами являются
рулетка, кости, карты.
Вникая в проблематику игры,
мы не можем пройти мимо взглядов на игру
Э. Берна, известного американского психотерапевта,
написавшего книгу «Игры в жизни людей».
Он обнаруживает множество сценариев
жизни, реализующихся как в трансакциях,
так и во внутреннем мире человека. Если
взаимодействия людей нельзя сводить
к игре, в чем мы уже убедились, то наш интерес
к описанным Берном взаимоотношениям
внутренних олицетворений законен. Он
структурирует внутренний мир человека
по персонажам «ребенок», «родитель» и
«взрослый». Взаимоотношения между ними
определяются сутью этих олицетворений:
«ребенку» свойственны фантазии, творческое,
импровизационное начало, «родителю»
— нормативность, традиционализм, воспитательное
начало, унаследованное от его родителей
и помогающее прокладывать русло жизни
«ребенку», а «взрослому» характерны прагматическое
отношение к жизни, рациональность в суждениях
и поступках. Преобладание во внутреннем
мире того или иного человека какой-либо
из этих позиций означает преобладание
соответствующих стремлений в реальных
поступках индивида, в его действиях и
в участии в тех или иных типах игр (стиль
жизни индивида во многом зависит от «долевого
участия» в его поведении этих персонажей,
что, в свою очередь, обусловлено его воспитанием
и самовоспитанием в рамках данной культуры).
16)
Игра (как детская игра) расположена
в начале линии жизни, любовь — на ее вершине,
смерть — в конце. Так «датируют» обычно
люди проявление основных феноменов своего
существования. Такой «естественный»
подход упускает из виду то, что эти феномены
захватывают человека всецело: поэтому
смерть — не просто «событие», но и «бытийное»
постижение человеком своей смертности.
Осуществленное позитивистской социологией
изгнание темы смерти из понятия социального,
т.е. перевод конечности отдельного человека
в бесконечность социального, закрыло
целое направление в понимании человека
и его существования. Между тем отношение
к смерти определяет формы всех религиозных
культов, входит в содержание многих философских
доктрин, является предметом крупных научных
направлений в психологии, психиатрии,
антропологии и демографии. В рамках же
феноменологической социологии смерть
понимается как одна из пяти основных
экзистенциальных констант, определяющих
линию существования человека в социальной
среде (труд, любовь, доминация, игра и
смерть).
Соотнося смерть и культуру,
мы можем сказать, что смерть есть природный,
внекультурный феномен, поэтому в самой
культуре такая внеположенность воспринимается
в ауре непостижимой загадочности, а ее
трагизм для отдельной личности начинает
ощущаться лишь в связи с обострением
чувства личного бытия, осознания ею себя
как неповторимого существа.
Это утверждение основано на
данных, добытых с помощью исторического
метода. В Древнем Египте вопрос о смерти
и отношении к ней решался по видимости
просто: земная жизнь человека представлялась
как подготовка к загробному бытию. В социальной
жизни господствовал культ мертвых (построение
и украшение величественных гробниц, огромных
пирамид, возникновение и расцвет искусства
бальзамирования).
На Востоке (Япония) существовал
культ предков, в основании которого лежала
убежденность людей в том, что человек
продолжает свою жизнь в потомках и умирает
окончательно лишь тогда, когда его род
прервется. В Индии массовое сознание
пронизывала и пронизывает и поныне идея
перевоплощения душ — сансара. Для
исповедующих эту идею реальный мир —
временный мир, более того, иллюзорный
мир, а реальность — в потустороннем существовании.
У каждого человека — своя карма (судьба),
но ее можно улучшать или ухудшать своей
жизнью. Поэтому достойное завершение
жизни воспринимается как духовное возвышение,
а не трагедия[164].
Позже в истории в связи с постепенным
ослаблением родственных и общинных связей
культ предков держится уже не на живом
чувстве, а на традиции, поддерживаемой
как культурная норма, трагизм же смерти
начинает переживаться как личная трагедия.
Именно на этом этапе развития исторического
человека появились новые религии (буддизм,
зороастризм, иудаизм, даосизм — 7—4 вв.
до н. э.). На основе исторически возникшего
личностного самосознания и ощущения
трагизма в этих религиях смерть как бы
вносится в поле культуры и превращается
в судьбу реального человека, вектор которой
устремлен в противоположном от смерти
направлении (попытки избежать смерти
в рамках «отпущенного» человеку срока
жизни). В шумерской погребальной песне
(ок. 1700 до н. э.) тема судьбы непосредственно
связана с темой смерти: «Воистину, смерть
— это божья милость, место, где определяют
судьбы!»[165].
В Древней Греции Сократ и Платон
считали, что «те, кто подлинно предан
философии, заняты, по сути вещей, только
одним — умиранием и смертью». Душа и тело,
по Платону (эта идея восходит к пифагорейцам),
принадлежат разным мирам, душа после
смерти освобождается от темницы тела
и возвращается в мир идей. Учение Сократа,
Платона и Аристотеля о бессмертии души
смягчает трагизм смерти.
В мировых религиях, возникших
позже, появляются уже и тема ответственности
человека за поступки в земной жизни, и
тема спасения — после смерти душа попадает
в рай или ад в зависимости от деяний личности,
поэтому можно сказать, что страх человека
перед смертью религиями используется
в качестве регулятора земной жизни. Так,
используя принцип взаимного воздаяния
между человеком и Судьей (Богом), мировые
религии заложили основы ценностно-нормативных
координат поведения человека, носящих
универсальный характер.