Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:06, контрольная работа
Описание работы
Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия. 1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни. 2. Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. 3. Культура порождает и “обслуживает” множество форм организации человеческого опыта, обеспечивая их необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а, напротив, делает социальную жизнь более устойчивой и предсказуемой.
Содержание работы
1. Культура - критерий общественного развития. Особенности социологического подхода. Основные тенденции и оценки. Плюсы и минусы. Роль высшей школы. 2. Социальный контроль: институты, содержание и структура. Практика осуществления в России. 3. Характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального типа общества. Основные социальные различия. Признаки, какого типа общества наличествуют в России? 4. М. Бакунин: свобода человека состоит единственно в том, что он повинуется естественным законам, потому что он сам признает их таковыми, а не потому, что ни были ему внешне навязаны какой – либо посторонней волей – божественной или человеческой, коллективной или индивидуальной». Подтвердите или опровергните вывод. 5. Губерман И.: «Владыка наш – традиция. А в ней – свои благословенья и препоны; неписанные правила сильней, чем самые свирепые законы». Подтвердите или опровергните оценку роли традиций в России. 6. Из трактата «Азбука фашизма»: «Фашисты всех стран борются с теми, кто открыто или скрыто выступает против Бога, нации и труда». Дайте анализ лозунгам и практике фашизма.
В эпоху Возрождения и Просвещения
акцент в вопросе о смерти начинает переноситься
из сферы веры в область разума и материалистического
понимания. Так, Спиноза считал, что «человек
свободный ни о чем так мало не думает,
как о смерти, и его мудрость состоит в
размышлении не о смерти, а о жизни»[166].
В XIX столетии Ницше посредством
понятия сверхчеловека определяет судьбу
человека как горизонт человеческого
бытия, как выражение вечно искомой формы
его существования, т.е. недостижимого
идеала. Отсюда, по Ницше, есть два уровня
самоотождествления человека — с наличным
Я (ориентированным на «здесь и теперь»)
и с полным Я, т.е. возвращением к своей
судьбе. Человеческую духовность можно
рассматривать именно как это возвращение
— понятно, что перед смертью люди задумываются
о смысле своего существования, начинают
видеть новые горизонты сознания, что
позволяет преодолеть страх смерти, ужас
конечности индивидуального бытия.
Каковы традиции изучения смерти
в наше время? Можно выделить философское[167]
и социологическое направления. Современные
философские школы, такие, как феноменология,
лингвистическая философия (философия
обыденного языка), герменевтика, тяготеют
к концептуализациям, основанным на языковых
данных. Изучение через язык практической
философии человека относительно смерти
и судьбы позволяет путем реконструкции
этих концептов определить их место в
повседневном и трансцендентном мирах
человека. Знаменательно бытование понятий
«смерть» и «судьба» в языке — первому
не повезло тем, что оно употребляется
в обыденной речи во многом иносказательно,
а второму повезло тем, что оно употребляется
часто и изобилует ассоциациями, оттенками,
множественностью значений.
Людям всегда было свойственно
избегать разговоров о смерти. Это объясняется
по крайней мере двумя обстоятельствами:
а) все слова в любом языке своей базой
имеют мир опыта. Представления же о смерти
(т.е. слова) не опираются на опыт, ибо еще
никто не возвращался из небытия (полного);
б) людям свойственно избегать слов о смерти
ввиду ее жестокой неотвратимости и существования
различных суеверий относительно нее.
Так, на всех языках существуют «заменители»
слова «смерть», смягчающие ее смысл, —
на русском это «отправиться в лучший
мир», «приказать долго жить», «протянуть
ноги»..., на английском — «to go» (уйти), «to
take the ferri» (сесть на паром) и т.д. Также избегается
слово «кладбище». Боязнь цифры 13 также
объясняется страхом смерти — у древних
евреев число 13 и слово «смерть» писались
одним знаком. В Японии избегают цифры
4, но по другой причине: при чтении иероглифа
4 — «си» — он звучит как другой иероглиф,
означающий «смерть». В японских больницах
и многоэтажных домах не найти ни палаты,
ни даже этажа с цифрой 4[168].
Понятие «судьба», обязанное
своим появлением осознанию человеком
конечности своего существования, имеет,
наоборот, широкое хождение и множество
значений: а) судить; то, что суждено (от
этого слова — слова «присуждать», «осуждать»);
в целом — это назначенное, предуказанное
свыше, связанное с роком, участью, долей,
уделом человека; б) обсуждать, рассуждать,
суждение — второе значение слова «судьба»
— свойственно лишь русскому языку и означает,
что «судьба» связана не только с предуказанием,
но и с осознанным, обдуманным. А это уже
элемент мысли, смысла, понимания, сознания.
Если даже реальное употребление слова
«судьба» совпадает со словом «рок», в
нем дана большая смысловая потенция,
сверхупотребительная, приглашающая использовать
эту потенцию полностью. Поэтому такой
концепт не ведет к пассивному фатализму[169].
Существует нюанс и в употреблении слов
«рок» и «участь», «жребий». Первое связано
с представлениями о таинственной внешней
силе, распоряжающейся жизнью конкретного
индивида, второе — с пониманием того,
что каждый может стать кузнецом своего
счастья, т.е. судьбы.
Социологическое изучение темы
«смерть» начинает развиваться только
сейчас. К нему можно отнести труды С.Б.
Борисова и Л. Седова[170]. Исследования
С.Б. Борисова установили, что до 70% респондентов
(девушки от 16 до 22 лет, учащиеся и студентки
г. Шадринска) в той иной форме признают
бытие души после смерти. До 40% опрошенных
придерживаются позиции переселения душ
в другое тело. Отвергают бытие после смерти
лишь 9%. Религиозной позиции (христианской
или исламской) придерживаются 16%, а «научно-фантастической»
версии жизни души — 12% респондентов.
В этих показателях тревожит
факт утраты частью молодежи чувства ответственности
за земную жизнь. Лишь 15¾19% ожидают попадания
в рай или ад в зависимости от земной жизни
человека, остальные не испытывают тревоги
за свое земное существование. У американцев
эта цифра достигает 70% — они уверены,
что попадут после смерти в рай, и лишь
6% считают, что у них много шансов попасть
в ад[171].