Контрольная работа по «Социология управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Основная цель контрольной работы: понять сущность девиантного поведения. Для этого необходимо решить ряд задач:
1). Дать понятие девиантного поведения;
2). Выявить особенности девиантного поведения;
2). Рассмотреть классификации девиантного поведения;
3). Проанализировать основные факторы и причины девиантного поведения

Содержание работы

Введение. С. 3.
Понятие и сущность девиантного поведения. С. 5.
Классификация девиантного поведения. С. 10.
Причины девиантного поведения. С. 14.
Заключение. С. 18.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К. Р. СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

Минобрнауки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Факультет управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социология управления»

название дисциплины

 

 

 

 

 

Выполнил Мишарина Е.А.

(ф.и.о. студента)

группа УД-21

направление подготовки_ГМУ

 

Руководитель:Сенникова И.Л.

(ф.и.о. преподавателя)

 

Дата сдачи на проверку:09.02.2014

 

Оценка:__________________

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2014

 

Содержание

 

Введение.                                                                                          С. 3.

  1. Понятие и сущность девиантного поведения.                          С. 5.
  2. Классификация девиантного поведения.                                 С. 10.
  3. Причины девиантного поведения.                                             С. 14.

Заключение.                                                                                      С. 18.

Список использованной литературы.                                              С. 20.

 

Введение.

Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства. В настоящее время тематика девиантного поведения выдвинулась на одно из видных мест теоретических и эмпирических исследований самых различных областей человеческого знания: социологии, психологии, криминологии, права, философии, педагогики, этики, девиантологии. В контрольной работе мы рассмотрим девиантное поведение с позиций социологии.

Современные знания о девиантном поведении позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности ещё не создана. Отдельные теории уделяют внимание преимущественно какому-то одному аспекту девиантного поведения, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой и актуальностью.

В контрольной работе мы дадим понятие девиантного поведения; выявим основные особенности девиантного поведения; рассмотрим наиболее известные классификации; а также проанализируем факторы и причины девиантного поведения.

Объект исследования: теоретические воззрения на феномен девиантного поведения.

Основная цель контрольной работы: понять сущность девиантного поведения. Для этого необходимо решить ряд задач:

1). Дать понятие  девиантного поведения;

2). Выявить особенности девиантного поведения;

2). Рассмотреть  классификации девиантного поведения;

3). Проанализировать основные факторы и причины девиантного поведения.

При написании контрольной работы использована следующая литература.

Вопрос о понятии «девиантного поведения» и его основных особенностях освещается в следующих изданиях: Я. И. Гилинского (5), В. Г. Зарубина (34), Д. Уолша (36), В. Н. Кудрявцева (15), Б. Кутырева (16), С. С. Фролова (37), А. А. Радугина (28), А. Коэна (13), Н. Смелзера (31), Г. В. Апиняна (1), Д. Ф. Петрусевича (25), И. С. Кона (10), А. И. Кравченко (14), В. А. Пятунина (27).

Разнообразие видов, типов и форм социальных девиаций требует их систематизации и классификации. Осмысление накопленного опыта нашло отражение в следующих трудах исследователей: Е. В. Змановской (8), А. Е. Личко (18), В. Д. Менделевича (21), Х.  Ремшмидта (29), Н. Смелзера (31), Ф. Патаки (24), В. Ф. Плахова (26), Ц. П. Короленко и

Т. А. Донских (12), С. А. Беличевой (2), Н. В. Майсак (20), Ю. А. Клейберга (9), В. Д. Менделевича (21), Я. И. Гилинского (4).

Сущность девиантного поведения определяется с точки зрения его причин. Изучению причин девиантного поведения посвящены работы как зарубежных авторов: Ч. Ломброзо (19), У. Шелдона (39), З. Фрейда (39), А. Адлера (39), Э. Дюркгейма (6), Р. Мертона (22), Э. Сатерленда (30); так и отечественных: Т. П. Липай (17), Т. А. Хагурова (38), Т. В. Шипуновой (40), В. Н. Кудрявцева (15), П. Д. Павленок (23), Н. Н. Трошиной (35).

Структура контрольной работы: данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обозначена актуальность темы; определён объект исследования, поставлена основная цель и задачи контрольной работы, анализируется использованная в работе литература.

В первой главе даётся понятие девиантного поведения, также выявлены основные особенности девиантного поведения.

Во второй главе рассмотрены классификации девиантного поведения.

В третьей главе проанализированы основные факторы и причины девиантного поведения.

В заключении сделаны выводы по исследуемой теме.

В списке использованной литературы обозначены источники: научные труды, монографии, научные статьи, учебники и учебные пособия с помощью которых была выполнена   контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и основные особенности девиантного поведения.

Как наука социология девиантности возникла в XIX - нач. XX вв. Однако, история девиантологической мысли уходит корнями в глубину древнего мира. Философы Древней Индии, Китая, Античной Греции и Рима, Средних веков, Эпохи Возрождения и Нового времени внесли самые разные взгляды на поведение, которое наносит ущерб людям, обществу и государству.

Большой вклад в развитие социологии девиантности внесли такие выдающиеся социологи, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, П. Сорокин, а несколько позднее Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Коэн, П. Бергер, Н. Кристи, М. Фуко и многие другие. Сегодня с уверенностью можно сказать, что социология девиантного поведения занимает прочное место в структуре социологических знаний как специальная социологическая теория.

Понятие «девиантное поведение» или отклоняющееся от нормы поведение сопряжено с понятием «социальной нормы». Понятие «нормы» в социологии девиантного поведения является краеугольным камнем теории, поскольку с его помощью определяются феномены девиации и девиантного поведения.

 «Социальная  норма определяет исторически  сложившийся в конкретном обществе  предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных  групп, социальных организаций». (5,78).

«Социальная норма - неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определённых условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением. Социальная норма регулирует только такое поведение, которое имеет общественный характер, т. е. связано с взаимоотношениями между индивидами, коллективами, классами, обществом в целом» (34, 179). Это отличает социальную норму от других видов норм, например, медицинской, биологической, технической.

Таким образом, социальной норме свойственно закрепление большей частью таких действий, которые выражают типичные социальные связи и отношения, присущие для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряются ими и встречаются наиболее часто. Социальная норма является порождением общественной среды, поэтому она представляет собой социокультурный феномен.

Важными характеристиками любой социальной нормы являются полезность, обязательность (общественная необходимость), фактическая реализация в поведении людей, конкретность содержания и абстрактность адресата.

Выделяют следующие виды социальных норм: это право, мораль, политические нормы, религиозные, эстетические, организационные, обычаи, традиции. Разделение происходит по принципу предмета и метода регулирования, по характеру применяемых санкций и органов власти, которые эти нормы охраняют.

Важно отметить, что нормы исторически изменчивы и в них проявляются многие внутренние и внешние противоречия общества. В дихотомии норма-отклонение (девиантность) сложно провести чёткую границу. К настоящему времени написано огромное количество исследований, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что это такое.

При определении содержания категории «девиантное поведение» важно ответить на вопрос о позитивных и социально полезных девиациях. Проблема позитивных девиаций обычно рассматривается с позиций креативного источника развития общества (социальное, научное, техническое и художественное творчество) и понимается как двигатель прогресса, однако признаётся не всеми.

Мнения по этому поводу разделились. Так, например, В. Н. Кудрявцев считает, что с позиции и в рамках определённой системы, установившей жёсткие границы должного, «…никакое отклонение от нормы не может рассматриваться как позитивное, иначе не нужна была и норма» (15, 86). 

По мнению Б. Кутырева отклонения могут быть направлены и в положительную сторону: «…имеем ввиду, например, проявление инициативы, предприимчивость» (16, 26).

Я. И. Гилинский считает, что понятие «социальное отклонение» распространяется и на полезные поступки, к которым он относит новаторство, социальное творчество (4, 42).

С. С. Фролов позитивными девиациями называет «культурно одобряемые отклонения», к которым относит сверхинтеллектуальность, особые склонности личности, сверхмотивацию, некоторые личностные качества, счастливый случай (37, 104).

Возможность позитивной оценки некоторых форм девиантного поведения не вызывает сомнения. Данную позицию последовательно аргументирует в своих трудах Я. И. Гилинский. «Развитие общества - есть процесс созидающий, утверждающий и - одновременно - отрицающий, разрушающий. Новое всегда выступает отклонением от нормы. Любое противоречие, любой процесс, система имеет положительную и отрицательную стороны. Отклонения от нормы также могут иметь двоякий характер: негативный -  дисфункциональный, дезорганизующий систему, и - позитивный, служащий средством прогрессивного развития системы, повышения ее организованности. Так, позитивно отклоняющееся поведение, преодолевая устаревшие нормы и заменяя их новыми, прогрессивными, содействует развитию общественных отношений. Негативно отклоняющееся поведение - другой полюс социальной активности - способствует сохранению или реставрации старых, консервативных или реакционных элементов общественных отношений. При этом качества «позитивное» и «негативное» не имманентно присущи определенным формам деятельности, а выражают отношение к ним социального целого» (5, 97).

Таким образом, граница между социально-позитивным и негативным подвижна и изменяется в пространстве социума, образуя полярные (дополнительные) противоположности отклоняющегося поведения как системы. Диалектическое противоречие между организацией, порядком и беспорядком, нормой и аномалией служит необходимым условием развития.

При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

«…Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, всё в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся» (36, 106).

Таким образом, девиантное поведение играет в обществе двойственную роль: представляет угрозу стабильности общества и одновременно поддерживает эту стабильность.

«Девиантное или отклоняющееся (лат. deviatio - отклонение) поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям» (28, 78).

Существуют и другие точки зрения. Американский социолог и криминолог Альберт Коэн под отклоняющимся поведением понимает «…такое поведение, которое идёт в разрез с институализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» (13, 520). 

Дэвид Уолш утверждает, что «…социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус, то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление» (36, 58).

Нэйл Смелзер считает девиацией «…отклонение от групповой нормы, которое влечёт за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя» (31, 239).

Таким образом, зарубежные социологи под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, от незначительных до самых серьёзных. В узком значении девиантность обозначает незначительные поступки, не подпадающие под статью Уголовного кодекса.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»