Контрольная работа по «Социология управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Основная цель контрольной работы: понять сущность девиантного поведения. Для этого необходимо решить ряд задач:
1). Дать понятие девиантного поведения;
2). Выявить особенности девиантного поведения;
2). Рассмотреть классификации девиантного поведения;
3). Проанализировать основные факторы и причины девиантного поведения

Содержание работы

Введение. С. 3.
Понятие и сущность девиантного поведения. С. 5.
Классификация девиантного поведения. С. 10.
Причины девиантного поведения. С. 14.
Заключение. С. 18.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К. Р. СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Американский социолог Роберт Мертон используя понятие «аномия», считает причиной отклоняющегося поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Им разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам: 

- конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества; 

-новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные); 

- ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения; 

- изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств (например: бомжи, наркоманы, алкоголики); 

- мятежник отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (22, 105).

Таким образом, важно помнить, что в каждой личности присутствуют все перечисленные типы, но один из типов обычно проявляется в большей мере.

Среди других теорий, объясняющих причины девиаций, можно выделить:

- теорию стигматизации (от греч. stigma - клеймо), или навешивание ярлыков,                                                           авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории «…Девиации - следствие того, что само общество (социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность)» (17, 140).

- теорию подражания французского социолога Г. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;

- теорию дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчёркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т. е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассоциаций) служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации» (30, 47).

Назовём основные недостатки социологических теорий девиации. Один из методологических принципов социологического подхода к изучению девиантности говорит о том, что девиантность социально определена, никакое поведение само по себе девиантным не является, но становится таковым при отклонении от социально признанных норм.

Т. А. Хагуров, указывает на недостаток этого принципа в силу того, что «…в условиях плюрализма ценностно-нормативных систем, элементы которых свободно циркулируют в глобальном информационном пространстве, данная методология оказывается неэффективной» (38, 29).

Таким образом, современная информатизация общества смывает многие границы, в том числе и нормативно-ценностные, но базовые, общечеловеческие принципы присущи всем цивилизованным обществам.

В социологических теориях, отражающих комплексы причин, условий и факторов, влияющих на возникновение отклоняющегося поведения, не уделяется внимания механизмам воспроизводства девиантности. Т. В. Шипунова представила концепцию воспроизводства девиантности в обществе. В качестве основных явлений, отражающих процесс девиации, выделяются: социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия. (40, 120).

«Меры полезности социальных норм являются средством установления и восстановления социальной справедливости. Это позволяет говорить о нарушении социальной справедливости - социальной несправедливости - как наиболее общей причине, которая в каждом конкретном случае конкретизируется через более частные феномены - аномию, стигматизацию, конфликт властей и социальных групп, дестабилизацию, ослабление социальных связей, отсутствие адекватного контроля и т.д». (40, 135).

Концепция социальной несправедливости выступает как общая теория, которая не отбрасывает ни одной из существующих теорий, а объединяет их, преодолевая при этом их взаимонеприятие и кажущуюся противоречивость.

Таким образом, ключевые положения социологических теорий происхождения девиаций, сводятся к признанию норм и отклонений социальными конструктами, имеющими конвенциональную или репрессивную природу. Зарубежные учёные основными причинами (факторами) девиантного поведения называют биологические, психологические, социальные причины (аномия; негативное влияние преступной среды; окружение личности; стигматизация и т. д.). Все теории несут в себе определённые несовершенства. Среди недостатков отмечается: размывание многих социальных норм из-за современной информатизация общества; не уделяется внимания механизмам воспроизводства девиантности. Социологический подход в изучении причин девиантного поведения является главным.

В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведения в основном объясняется «тройным несовпадением»: требований нормы, системы реальных общественных отношений и интересов личности. Всё это вызвано «…противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой - объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов, как необходимого условия прогресса» (15, 239).

Конкретные причины девиантного поведения весьма многочисленны. Некоторые исследователи называют более двухсот факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение людей, и классифицируют их по степени важности.

П. Д. Павленок  выделяет следующие наиболее важные факторы: «1) уровень развития общества (нормальное, кризисное и т.д.); 2) действенность социальных институтов общества; 3) характеристика микросреды человека (семья, школа, улица, производственная обстановка);  4) обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека; 5) наследственность (психофизиологическая, социальная, социокультурная)» (23, 153).

«В России главными факторами распространения девиантного поведения являются: 1) чрезмерная коммерциализация, 2) культ силы и успеха любой ценой, 3) безудержная реклама, 4) доступность табачной продукции, алкогольных напитков и наркотических средств, 5) переориентация в жизненных ценностях значительной части населения, 6) развитие бизнеса развлечений, 7) распространение печатной, кино- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, 8) непринятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения, особенно среди детей и подростков» (35, 97).

Итак, к конкретным причинам девиантного поведения относятся: неустойчивая экономическая и политическая ситуация, неудавшаяся социализация, социальное неравенство, социальные патологии и т. д.

 

 
 

 

Заключение.

В заключение контрольной работы сделаем основные выводы.

Итак, история девиантологической мысли уходит корнями в глубины древнего мира. Социология девиантности как наука возникла в XIX - нач. XX вв. Девиантное поведение занимает прочное место в структуре социологических знаний как специальная социологическая теория.

Девиантное поведение сопряжено с понятием «социальная норма», с помощью которого определяются феномены девиации и девиантного поведения. Социальная норма является порождением общественной среды и представляет собой социокультурный феномен. Характеристиками любой социальной нормы являются: полезность, обязательность, фактическая реализация, конкретность, абстрактность. Основными видами социальных норм являются: право, мораль, политические нормы, религиозные, эстетические, организационные, обычаи, традиции. Нормы исторически изменчивы, в них проявляются многие внутренние и внешние противоречия общества.

Девиантное поведение играет в обществе двойственную роль, представляя угрозу стабильности общества и одновременно поддерживая эту стабильность.

Девиантное поведение - это поведение, которое не отвечает социальным нормам и ожиданиям. Границы между нормативным и девиантным поведением оказываются размытыми. Ни у зарубежных, ни у отечественных социологов, нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Неопределённость понятийного аппарата связана с тем, что девиантология является относительно молодой наукой и находится в развитии.

В настоящее время известно множество типологий и классификаций девиантного поведения. Из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой. Учёные используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций.

Создание междисциплинарной классификации девиантного поведения связано с определёнными трудностями, поскольку нет единых и чётких критериев в разграничении нормы и девиации. Классификация типов и видов девиантного поведения всегда будет подвергаться изменениям, «обогащаясь» новыми видами и формами вследствие развития общества.

Сущность девиантного поведения определяется с точки зрения его причин. Ключевые положения социологических теорий происхождения девиаций, сводятся к признанию норм и отклонений социальными конструктами, имеющими конвенциональную или репрессивную природу. Зарубежные учёные основными причинами (факторами) девиантного поведения называют биологические, психологические, социальные причины (аномия; негативное влияние преступной среды; окружение личности; стигматизация и т. д.). Все теории несут в себе определённые несовершенства. Среди недостатков отмечается: размывание многих социальных норм из-за современной информатизации общества; не уделяется внимания механизмам воспроизводства девиантности. Социологический подход в изучении причин девиантного поведения является главным.

В рамках отечественных исследований феномен девиантного поведения в основном объясняется «тройным несовпадением»: требований нормы, системы реальных общественных отношений и интересов личности. Всё это вызвано противоречивостью развития общества. Конкретные причины девиантного поведения многочисленны, основные из них: неустойчивая экономическая и политическая ситуация, неудавшаяся социализация, социальное неравенство, социальные патологии и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Апинян Г. В. О понятиях «Девиация», «Девиантность», «Девиантное поведение» / Григор Валерикович Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 118. - С. 119-123.

 

  1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии Светлана Афанасьевна Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1993. - 199 с.

 

  1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля / Яков Ильич  Гилинский // Феноменология и профилактика девиантного поведения. - Краснодар, 2008. - С. 43-46.

 

  1. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение / Яков Ильич  Гилинский // Социологические исследования. - 1990.- № 2. - С. 41-49.

 

  1. Гилинский Я. И. и др. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учеб. пособие / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. - СПб: Филиал Ин-та социологии РАН, 1993. - 246 с.

 

  1. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд : пер. с фр. / Э. Дюркгейм ; под      ред. В. А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399 с.                                   
  2. Зборовский Г. Е. История социологии : уч-к / Гарольд Ефимович Зборовский. - М.: Гардарики, 2004. - 608 с.

 

  1. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие для студ. ВУЗов / Е. В. Змановская. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

 

  1. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения : учеб. пособие для ВУЗов / Юрий Александрович Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.

 

  1. Кон И. С. Ребёнок и общество : учеб. пособие для студентов ВУЗов / Игорь Семёнович Кон. - М. : Academia, 2003. - 335 с.      

 

  1. Конституциональная психология Шелдона // Хьелл Л. и др. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - М., Питер, 2009. - С. 316-328.

 

  1. Короленко Ц. П. и др. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние , 1990. - 224 с.

 

  1. Коэн А. Исследования проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / Альберт Коэн // Социология сегодня. - М., 1965. - 568 с. 

 

  1. Кравченко А. И.  Введение в социологию : учеб. пособие / Альберт Иванович Кравченко. - М.: Новая школа, 1995.  - 144 с.

 

  1. Кудрявцев В. Н. и др. Социальные отклонения : введение в общую теорию / В. Н. Кудрявцев, В. Н. Нерсесянц, Ю. В. Кудрявцев. - М.: Юрид. лит., 1984. - 320 с.

 

  1. Кутырев Б. Стимулы порядка / Б. Кутырев // Наука и жизнь. - 1983. - № 10. - С. 24-28.
  2. Липай Т. П. О проявлении стигматизации в процессе образования / Т. П. Липай // Социологические исследования. - 2004. - № 10 (246). - С. 140-141.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»