Культура: функции и значение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:31, реферат

Описание работы

Цель моей работы - выяснить место культуры в обществе и изучить основные её функции.
Основные задачи моей работы:
- дать определение понятию «культура»;
- раскрыть сущность и значение культуры;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры…………………………………………………………………..5
1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………………..11
ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе
2.1 Культура и общество………………………………………………………………19
2.2 Функции культуры в обществе…………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Социология. Политология»

тема: «Культура: функции и значение в обществе»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

1 курса, 102 группы

очной формы обучения,

Алябышева М.А.

(фамилия имя,  отчество)

Проверил:

Кандидат  исторических наук, доцент

(ученая степень,  звание,

Лопушанский И.Н.

фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретическое  понимание культуры

1.1 Понятие культуры…………………………………………………………………..5

1.2 Сущность и значение  культуры…………………………………………………..11

ГЛАВА 2. Место и функции  культуры в обществе

2.1 Культура и общество………………………………………………………………19

2.2 Функции культуры  в обществе…………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всего  существования жизни на нашей  планете человечество постоянно преобразует окружающую его среду. Со временем эти преобразования достигают всё более совершенных форм, кроме того, начинают складываться определённые традиции, обычаи, взгляды, т.е. своеобразное культурное наследие, предметами которого являются как материальные, так и духовные ценности. Надо сказать, что важную роль во всех этих процессах играла и продолжает играть культура. Она одновременно является историческим прошлым многих народов и созданием чего-то нового, ведь в самом широком смысле слова культура-это всё то, что создано человеком.  
          Выбранная мною тема очень актуальна, т. к. многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности, а она, в свою очередь, несет печать конкретной культуры конкретного общества. 
          Известно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры могут использоваться на принципах свободного выбора. 
          Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение культурных ценностей, и тогда они подвергаются реформированию, усовершенствованию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. Общество, таким образом, процессу создания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и усвоения другими членами общества. 
          Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие «культура» относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой. 
          Цель моей работы - выяснить место культуры в обществе и изучить основные её функции.  
          Основные задачи моей работы: 
 
- дать определение понятию «культура»;

- раскрыть сущность  и значение культуры;

- выяснить место культуры  в обществе;

- рассмотреть функции  культуры в обществе;

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры

1.1 Понятие культуры

Культура - одно из самых  сложных слов, используемых в нашем  практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков.

Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света.

Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.

Понятие “культура” означает исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 
           В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил её как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. 
         В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

1. Описательные методы  постижения культуры - они просто  перечисляют заведомо неполные, отдельные элементы и проявления  культуры (например, обычаи, верования,  виды деятельности).

2. Антропологические  - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

3. Ценностные - трактуют  природу как совокупность духовных  и материальных ценностей.

4. Нормативные - исходят  из того, что содержание культуры  составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

5. Адаптивные - трактуют  культуру как свойственный людям  способ удовлетворения потребностей  и как особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются  к природным условиям.

6. Исторические - подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

7. Функциональные -  характеризуют  культуру через функции, которые  она выполняет в обществе, и  рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней.

8. Семиотические - рассматривают  культуру как систему знаков  используемых обществом.

9. Символические - акцентируют  внимание на использовании символов  в культуре.

10. Герменевтические - видят  главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

11. Идеационные - определяют  культуру как духовную жизнь  общества, как поток идей и  других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной  памяти.

12. Психологические - указывают  на связь культуры с психологией  поведения людей и видят в  ней социально обусловленные  особенности человеческой психики.

13. Дидактические - рассматривают  культуру как то чему человек  научился, а не унаследовал генетически.

14. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов. 

Понятие «культура» можно  отделить от понятия «общество», но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. «Культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. «Общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена. 
          Существуют достаточно экзотические определения, например, В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Й. Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Некоторые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры.

Известный польский ученый Я. Щепанський прямо пишет о том, что «трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл».

По А.И. Кравченко, в  повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях:

Во-первых, под культурой  подразумевают определенную сферу  жизни общества, получившую институциональное  закрепление (министерства культуры с  разветвленным аппаратом чиновников, различные средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой  понимается совокупность духовных ценностей  и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного  развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство).

Как уже говорилось ранее, существует достаточно большое количество понятий «культуры». Каждый автор, дающий определение этому понятию, выражает своё отношение к этому явлению, его понимание. Мнения известных социологов, культурологов, антропологов помогают  расширить представление об этой важной составляющей части человеческого существования, открыть другие её стороны, рассмотреть с иной стороны, например: 
«Культура - это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт). 
«Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). 
«Под культурой будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм). 
          Антрополог Р. Линтон дат следующие определения культур:

а)»Культуры - это, в конечном счете, не более чем организованные, повторяющиеся реакции членов общества».

б) «Культура - это сочетание  определённой усвоенной модели поведения  и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

«В самом широком  смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или смодифицированно сознательной или бессознательной  деятельностью двух или более  индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин). 
Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и значение культуры

Вопрос о том, что такое культура, должен  был бы давно волновать человечество, считающее себя культурным человечеством. Но, как  ни странно, в мировой литературе никто до сих  пор,  собственно, не  ставил  такого  вопроса  и тем  более  не пытался ответить  на  него.  Считалось,  что  незачем определять  существо культуры, поскольку она сама налицо. Когда же этот  вопрос все-таки  затрагивался, его со ссылкой на историю и современность объявляли уже давно  решенным.  Однако сегодня, когда сами события с  неумолимостью ведут нас к осознанию того, что мы живем в условиях опасного смешения элементов культуры и бескультурья, нам надлежит - хотим мы того или  нет - попытаться определить сущность подлинной культуры. В  наиболее  общих  чертах  культура  - это  прогресс,  материальный  и духовный прогресс как индивидов, так и всевозможных сообществ. В чем он состоит?  Прежде  всего в смягчении  как  для тех, так и  для других борьбы  за  существование. Создание максимально благоприятных условий жизни -  таково требование,  необходимое и  само  по себе, и для духовного и нравственного   совершенства   индивида,  которое  является  конечной  целью культуры.

Борьба  за существование  ведется на два  фронта.  Человеку  приходится

утверждать  себя в  природе - перед ее стихийными силами и в обществе – перед себе подобными.   Ослабление борьбы за существование достигается максимально возможным  и наиболее целесообразным расширением  господства  разума над природой  и  над человеческой натурой. Следовательно,  и сущность  культуры  двояка.  Культура  слагается  из господства  разума   над   силами   природы   и  из  господства  разума  над человеческими убеждениями и помыслами.

Что нужно признать важнейшим? То, что на первый взгляд может показаться менее существенным - господство разума над образом мыслей человека.  Почему? По двум причинам.  Во-первых, господство, которое  мы  обеспечиваем  себе  с помощью разума над силами природы, представляет собою не  чистый прогресс, а прогресс, которому присущи  наряду с  достоинствами и недостатки,  способные стимулировать бескультурье. Растлевающее  воздействие  на  культуру  экономических  условий  нашего времени частично  объясняется тем,  что  мы  поставили  себе на службу  силы природы  с помощью  машин.  Но  в этом  случае  только господство разума над человеческими убеждениями и помыслами даст гарантию, что люди и целые народы не  используют друг  против  друга силу,  которую сделает для  них доступной природа, что  они  не втянутся  в борьбу  за  существование,  гораздо  более страшную, нежели та,  какую человеку  приходилось вести в нецивилизованном состоянии. Следовательно, нормальное  осознание значимости культуры налицо  только там, где проводится различие между существенным и несущественным в культуре.

Информация о работе Культура: функции и значение в обществе