Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:31, реферат
Цель моей работы - выяснить место культуры в обществе и изучить основные её функции.
Основные задачи моей работы:
- дать определение понятию «культура»;
- раскрыть сущность и значение культуры;
Введение…………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры…………………………………………………………………..5
1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………………..11
ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе
2.1 Культура и общество………………………………………………………………19
2.2 Функции культуры в обществе…………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………….35
Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность;
5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.
Культура выражает способы
(или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности
в материальной и духовной сферах, но не
собственно социальные отношения.
Культурное
богатство личности зависит от включения
ценностей в личную деятельность и от
того, насколько общество стимулирует
этот процесс, насколько оно способствует
ему. В личности ценности культуры превращаются
в поведение, культура живет в личностном
поведении человека. Общество создает
условия для этого, а они могут в различной
степени как соответствовать, так и не
соответствовать превращению ценностей
культуры в акты поведения личности. Общество
развивается в режиме поиска все более
благоприятных условий для формирования
личности как активного субъекта культуры,
как творца и носителя ценностей культуры.
2.2 Функции культуры в обществе
Культура — это
мир окружающих нас вещей, несущих
на себе отпечаток человеческого
труда, ума и желаний. Культура —
это мир удовлетворенных и
еще не удовлетворенных, проецируемых
вовне человеческих потребностей и
желаний, т. е. прежде всего на природу или на уже преобразованную природу,
существующую в окультуренной форме, или
даже на рафинированные предметы культуры,
которые должны быть вовлечены в какую-то
иную систему культуры. В любом случае
культура есть обработанная, «окультивированная»
природа, а окружающие нас вещи — мир «оживших
предметов», начиная с бытового окружения
и завершая бесценными шедеврами, созданными
человеком.
Обращение
к вопросу о сущности культуры должно
показать то, чем отличается человеческий
мир культуры от самопроизводящей себя
природы. Так каковы же те механизмы,
которые позволяют воспринимать культуру
как целостную систему?
Культура
обеспечивает адаптацию человека к окружающей
среде. Термин адаптация означает приспособление.
Животные и растения вырабатывают механизмы
адаптации в процессе биологической эволюции.
Механизм адаптации человека принципиально
иной он не приспосабливается к среде,
а приспосабливает среду к себе, создавая
новую искусственную среду. Человек как
биологический вид остается одинаковым
в очень широком диапазоне условий, а культура
(формы хозяйства, обычаи, социальные институты)
различаются в зависимости от того, чего
требует природа в каждом конкретном регионе.
Значительная часть культурных традиций
имеет рациональные основания, связанные
с каким-то полезным приспособительным
эффектом. Другой стороной адаптационных
функций культуры является то, что ее развитие
все в большей степени обеспечивает людям
безопасность и комфорт, увеличивается
эффективность труда, появляются новые
возможности для духовной самореализации
человека, культура позволяет человеку
с наибольшей полнотой раскрыть себя.
Ещё одно
важнейшей функцией культуры является
её коммуникативная функция. Она заключается
в том, что культура формирует условия
и средства человеческого общения. Культура
создается людьми сообща, она есть условие
и результат общения людей. Условие –
потому что только благодаря усвоению
культуры между людьми устанавливаются
подлинно человеческие формы общения,
культура дает им средства общения - знаковые
системы, языки. Результат - потому что
только благодаря общению люди могут создавать
хранить и развивать культуру; в общении
люди учатся пользоваться знаковыми системами,
фиксировать в них свои мысли и усваивать
зафиксированные в них мысли других людей.
Таким образом, культура связывает и объединяет
людей: этнические общности, народы, различные
социальные группы, а также государства.
Любая социальная общность, в которой
складывается своя культура, скрепляется
этой культурой, потому что среди членов
общности распространяется единая совокупность
взглядов, убеждений, ценностей, идеалов,
характерных для данной культуры. Эти
явления определяют сознание и поведение
людей, кроме того, они формируют чувство
принадлежности к одной культуре. Сохранение
культурного наследства, национальных
традиций, исторической памяти создает
связь между поколениями. На этом строится
историческое единство нации и самосознание
народа как существующей на протяжении
долгого времени общности людей. Широкие
рамки культурной общности создаются
мировыми религиями. Единая вера тесно
связывает представителей различных народов,
составляющих мир ислама или христианский
мир. Подобные многообразные связи различного
рода характеризуют ещё одну функцию культуры
- интегративную.
Культура
- это важнейшее средство включения индивидов
в социальную жизнь, усвоения ими социального
опыта, знаний, ценностей, норм поведения,
соответствующих данному обществу, социальной
группе и социальной роли. Процесс социализации
позволяет личности стать полноценным
членом общества, занять в нем определенную
позицию и жить так, как требуют обычаи
и традиции. Вместе с тем этот процесс
обеспечивает сохранение общества, его
структуры сложившихся в нем форм жизни.
Социализирующая функция культуры проявляется
в том, что она определяет содержание средства
и способы социализации. В ходе социализации
люди осваивают хранящиеся в культуре
программы поведения, учатся жить мыслить
и действовать в соответствии с ними.
Нужно сказать,
что культура помимо всех вышеперечисленных
функций выполняет ещё и информационную
функцию. С возникновением культуры у
людей появляется особая отличающаяся
от животных «надбиологическая» форма
передачи и хранения информации. В культуре
информация кодируется внешними по отношению
к человеку структурами. Информация как
приобретает собственную жизнь и способность
к собственному развитию. В отличие от
биологической, социальная информация
не исчезает со смертью добывшего ее индивида.
Благодаря этому в обществе, возможно,
то, что никогда не будет возможно в животном
мире - историческое умножение и накопление
информации, находящейся в распоряжении
человека как родового существа.
Процесс
усвоения и накопления информации различными
социальными группами и общностями находит
своё отражение в познании. Познавательная
функция культуры определяется определенным
критерием познания, овладения человеческими
силами природы и общества, а также степени
развития “человеческого” в самом человеке.
Охватывая все формы общественного сознания,
взятые в их единстве, культура дает целостную
картину познания и освоения мира.
Культура способствует
также осуществлению эвристических целей
человека, его поискам наиболее продуктивных
форм познания нового, открытию новых
путей и методов социальной жизни, усилению
власти человека над стихийными силами
природы.
Аксиологическая
(ценностная) функция культуры фиксирует
способность накопления в культуре художественных
ценностей и их влияние на образ мыслей
и поведение человека. Все многообразие
материальной и духовной культуры может
выступать в качестве материальных и духовных
ценностей, которые оцениваются в плане
истины или не истины, прекрасного или
безобразного, допустимого или запретного,
справедливого или несправедливого и
т.д.
Эстетическая
функция культуры, прежде всего, проявляется
в искусстве, в художественном творчестве.
Как известно, в культуре существует некая
сфера «эстетического». Именно здесь раскрывается
суть прекрасного и безобразного, возвышенного
и низменного, трагического и комического.
Эта сфера тесно связана с эстетическим
отношением к действительности, к природе.
В.Соловьев подметил, что «красота, разлитая
в природе в ее формах и красках, на картине
является сосредоточенною, сгущенною,
подчеркнутою», а эстетическая связь искусства
и природы «состоит не в повторении, а
в продолжение того художественного дела,
которое начато природой».
С эстетической
функцией связана гедонистическая функция.
Гедонизм в переводе с греческого означает
наслаждение. Люди получают удовольствие
от прочитанной книги, осмотра архитектурных
ансамблей, музеев, посещения театров,
концертных залов и т.п. Удовольствие способствует
формированию потребностей и интересов,
оказывает влияние на образ жизни людей.
Главной,
синтезирующей функцией культуры, отражающей
ее социальный смысл, является гуманистическая
функция. Все названные выше функции так
или иначе связаны с формированием личности,
поведением человека в обществе, с расширением
его познавательной деятельности, развитием
интеллектуальных, профессиональных и
других способностей. Гуманистическая
функция проявляется в единстве противоположных,
но органически взаимосвязанных между
собой процессов: социализации и индивидуализации
личности. В процессе социализации человек
осваивает общественные отношения, духовные
ценности, превращая их во внутреннюю
сущность своей личности, в свои социальные
качества. Но эти отношения, ценности человек
осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной
форме. Культура - особый общественный
механизм, осуществляющий социализацию
и обеспечивающий обретение индивидуальности
личности.
Говоря
о многочисленных функциях культуры, невозможно
не сказать о её актуальности в современном
обществе. Культура предстает перед ним
как процесс, непрерывное изменение, диалектическое
взаимодействие традиций и новаторства,
преемственности и изменений. Происходит
постепенное обновление культуры: что-то
в ней отходит в прошлое, представляя музейную
ценность. Специфическая особенность
актуальной культуры – это то, что в ней
выражено деятельностное, функционирующее
начало культуры. Она - "наличная культура",
выражающая в масштабе общества массовое,
типичное, господствующее. Проблема ценностей
актуальной культуры в наши дни привлекла
внимание культурологов, антропологов
и социологов. Анализ "актуальной
культуры" лежит в иной плоскости, чем
выделение разнообразных видов культуры.
Известный
социолог Л. Н. Коган отмечает: "Кто-то
назвал культуру "великим кладбищем",
во всяком случае, сравнение это не лишено
смысла. Неактуально в культуре то, что
перестало реально функционировать в
культурной коммуникации, "умершие"
ценности и нормы культуры. Ряд произведений
культуры, не нашедших отзвука в сердцах
людей, неизбежно уходит со сцены, "умирает"
и в лучшем случае, да и то не всегда, становится
объектом изучения специалистов". Конечно,
нужно учитывать и то, что фрагменты, элементы
культуры могут по-разному воздействовать
на социальное поведение. Да и сама актуальная
культура проявляется по-разному в различных
сферах. Для ее понимания значимо проводимое
в литературе разграничение "культуры"
и "культурного наследия". Но актуальная
культура не может быть ограничена культурными
образцами, имеющими современное происхождение.
Ценности культуры, способные преодолеть
испытание временем, несут в себе печать
непреходящего. Они способны оказать воздействие,
вызывать живой отклик людей во все времена,
составляя ядро актуальной культуры. Необходимая
исследовательская процедура - анализ
структуры актуальной культуры. Л. Н. Коган
выделил пять слоев актуальной культуры:
* Общечеловеческие, непреходящие ценности. Этот слой сравнительно невелик по объему, имеет интернациональный характер;
* Национальная классика.
Часть мирового культурного
* Произведения культуры
прошлого и современности,
* "Культурный поток"
- самый широкий, непрерывно
* Ранее "невостребованные" ценности, которые обогнали свое время и лишь теперь получают аудиторию.
Структурирование актуальной культуры не является линейно-прогрессивным. К ней не относится то, что лишь вызревает или уже есть в действительности, но еще не укоренилось и как феномен культуры носит потенциальный, эвентуальный характер. И, напротив, явления актуальной культуры могут на время "забываться", а затем вновь возвращаться. То, что отвергалось одними поколениями, может в изменившихся условиях быть воспринято другими поколениями; опередившее свое время достижение может быть оценено в последующие эпохи. Актуальная культура выступает как инвариантный компонент, овладение которым возможно и необходимо для каждого, чтобы быть в состоянии "войти" в современную культуру.
Культура - это своеобразное самопознание
человека, кроме того, это отражение всего
общества в целом. Многообразие потребностей
человечества послужило основанием для
появления самых различных функций. Перечисленные
основные функции культуры в реальной
жизни тесно связаны. И, конечно, они не
исчерпывают всего назначения культуры.
Таким образом, она позволяет человеку
развивать внутренний мир, оперативно
реагируя на социальные требования, осознавая
их моральный, политический и эстетический
смысл, принимать решение и делать нравственный
выбор, ведь никакие социальные требования
не могут полностью регулировать поведение
человека. Поступки, выбор человека говорят
о его внутренней культуре, поскольку
она реализуется в поведении и действиях
человека.
Заключение
Культура-это продукт всего человечества,
достаточно многообразное и многогранное
явление. Проблема определения этого понятия
до сих пор не может считаться разрешенной,
поэтому в настоящее время их количество
не только не сокращается, но и продолжает
расти. И в них несомненно отражается все
многообразные стороны культуры и человеческой
деятельности в целом.
Мир человека
- это мир культуры. В своём первоначальном
значении («возделывание, взращивание,
культивирование») культура противостоит
«натуре» - природному, «дикому» и означает
всё то, что отличает человека от природы,
отличает искусственный мир от естественного.
Это мир от начала и до конца создаваемый
самим человеком. В этом смысле он противостоит
и природному, и миру божественному, существующим
помимо человека. В этом же предельно широком
смысле культура включает в себя все накопленные
людьми материальные и духовные ценности
и способы их приумножения.
Культурность
- совокупность образования, самовоспитания
и воспитания, врождённой интеллигентности.
Человек, живя в обществе, находится в
системе многочисленных социальных, нравственных,
экономических и иных связей и опосредований.
Эти многочисленные связи, в свою очередь,
регулируются различными моральными,
нравственными, этическими и правовыми
нормами. Можно сказать, что культура в
целом определяет те рамки, в которых может
и должен действовать человек. Культура
регулирует поведение человека в семье,
школе, на производстве, в быту и т.д., потому
что она содержит систему предписаний
и запретов,-это так называемая правовая
культура. Нарушение этих предписаний
и запретов приводит в действие определённые
санкции, которые установлены сообществом
и поддерживаются силой общественного
мнения. И здесь мы опять видим важную,
значимую роль культуры в жизни общества.
Культура -
совокупность материальных и духовных
ценностей, жизненных представлений, образцов
поведения, норм, способов и приемов человеческой
деятельности, отражающая определенный
уровень исторического развития общества
и человека, воплощенная в предметных,
материальных носителях и передаваемая
последующим поколениям.
Культура
как особый вид деятельности людей включает
в себя трудовую деятельность по созданию
материальных и духовных благ и собственно
психическую, умственную деятельность
человека (в более узком смысле - только
его творческий процесс).
Культуру создаёт
человек, а человека как личность создаёт
тоже именно культура. Таким образом, она
занимает очень важное место в жизни каждого
из нас и всего общества в целом, находится
в тесной взаимосвязи, а так же является
одним из главных факторов дальнейшего
человеческого развития.
Список литературы
1. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. – М. : УРСС, 2005.
2. Коган Л.Н. Социология культуры. / Л.Н. Коган.- Екатеринбург, 1992.
3. Коган Л.Н. Теория культуры. / Л.Н. Коган.- Екатеринбург, 1993.
3. Моисеев Н. И. Информационное общество: Возможности и реальность / Н.И. Моисеев // Политические исследования. – 1993. - № 3.
4. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социология.- 1992. -№ 2.
5. Тайлор Э. Первобытная культура. / Э. Тайлор.- М.,1989.
6. Швейцер А. Культура и этика. / А. Швейцер.- М.,1973.