Культура как фактор социологических изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса. Иными словами, культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека. Именно поэтому культура перемещается в центр социально-философских, социологических, всех гуманитарных исследований.

Содержание работы

Вступление

2. Основная часть


2.1. Почему культура подвержена переменам?

2.2. Культура как фактор социальных изменений.

2.3. Роль культуры и ее связи с другими областями
общественной жизни.


3. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная гот.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

           Государственное  образовательное учреждение 

              высшего профессионального образования

        «Санкт-петербургский государственный  университет 

                                   экономики и финансов».

 

 

 

 

 

 

 

                       Кафедра  социологии.

 

 

 

 

       Контрольная работа по социологии на тему:

 

 

Культура как фактор социологических изменений.

 

                                              

 

 

 

 

 

 

       Санкт-Петербург

                 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

  1. Вступление

 

    2. Основная часть

 

 

    2.1. Почему культура подвержена переменам?

 

    2.2. Культура как фактор социальных изменений.

 

2.3. Роль культуры и  ее связи с другими областями  

        общественной жизни.

 

        

     3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Вступление.

 

 

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С  одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, в другой стороны – содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не представляет исключения и социология. Только в одном из американских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура».

Культура может означать «царство духа», может означать определенный тип сознания или поведения, например, культура гуманитариев и культура технарей. Это достаточно многозначное и неопределенное слово мы применяем в его обыденном  значении как синоним чего-то хорошего, ценного, безусловно, положительного. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Первоначально слово  «культура» означало способ обработки  земли. Переход от этого узкого понимания смысла культуры у широкому, произошедший в европейском общественном сознании в XVII-XVIIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.                                                           

Культура создается  людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов  общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса. Иными словами, культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека. Именно поэтому культура перемещается в центр социально-философских, социологических, всех гуманитарных исследований. Обратимся к анализу тех основных подходов концепций культуры, которые сложились в современном отечественном социогуманитарном знании.  
 

Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как «общественного» человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций.

Неоднозначность трактовки  понятия «культура» обуславливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении.

Социологический подход трактует культуру как универсальное  свойство общественной жизни. Это обусловлено  решением более общей проблемы соотношения  социального и культурного в  рамках структурно-функционального анализа общества в целом. Здесь культура осмысливается как функция общества, направленная на противодействие энтропийным процессам, на сохранение целостности общественного организма, его адаптации к среде. В связи с этим культура может быть рассмотрена в двух ракурсах: с точки зрения взаимоотношений общества с внешней средой (природа, другая социальная система), а также как элемент собственно социальных отношений. В последнем аспекте культура есть не что иное, как содержание отношения социальных групп и общностей, нормы и правила их взаимодействия. В целом, в исследование общества привносится такой методологический принцип, согласно которому любое явление социальной жизни может быть рассмотрено в двух измерениях: как собственно социальное (структура отношений) и как собственно культурное (содержание этих отношений).

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

Двойственная роль культуры: стабильность и обновление 
Культура играет в обществе двойственную роль. Она выступает в качестве основы его стабильности, но она же – важнейший (хотя и не единственный) фактор социальных изменений. Появление новых религиозных идей, новых способов мышления, изобретения и открытия в разных областях деятельности способны глубоко изменить привычный уклад жизни, устоявшиеся социальные отношения. Сама сущность человека как культурного, а значит, творческого существа, чье поведение жестко не программируется, делает процесс социальных изменений неизбежным. 
Ш. Эйзенштадт, один из наиболее влиятельных современных исследователей социальных изменений, писал: …две функции культуры – поддержание порядка и изменение порядка – представляют собой две стороны одной медали. Но между ними вовсе нет фундаментального противоречия: обе они являются неотъемлемыми частями символической сферы социальной системы… Именно потому, что символические компоненты включены в процесс конструирования и поддержания социального порядка, они также заключают в себе ростки социальных трансформаций.

Источником культурных изменений всегда является новаторская  деятельность человека – открытия и изобретения в разных областях деятельности. Среди величайших открытий, сделанных человеком и изменившим ход истории, можно перечислить следующие: овладение огнем, изобретение земледелия, изобретение письменности, открытие паровой, электрической и ядерной энергии и т.д. Не все выдающиеся новации можно приписать одному человеку. Создание письменности, например, результат коллективного творчества, также как и открытие земледелия.

Творчество человека – источник обновления культуры. Но и сам человек – продукт культуры. Его деятельность протекает в определенных социокультурных условиях. И эти условия могут стимулировать творчество или же препятствовать ему. Большинство традиционных культур относились к новаторству весьма настороженно. И тем ярче на этом культурном фоне неприятия изменений заметны харизматические личности, способные противопоставить свой авторитет авторитету традиции. М.Вебер не случайно считал харизму главным фактором изменений традиционных обществ.

Современные культуры, напротив, всячески поощряют нововведения и творческую деятельность. Новое сегодня воспринимается как синоним лучшего, более совершенного. Отношение к новаторству, таким образом, культурно обусловлено и оказывает значительное влияние на темп изменений.

 

 

 

 

 

 

 

  2. Основная часть.

 

2.1. Почему культура подвержена переменам?

 

 

Социальное изменение  подразумевает изменение системы  социальных отношений, в более узком  смысле – это изменение социальной структуры. Человек, как высокоорганизованный биологический вид, обладает огромными адаптационными резервами, что, в свою очередь, обусловливает способность социальной реальности к структурным изменениям. При этом важно понимать, что социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она лишь задает потенциальную возможность таких изменений, но не является их объяснением. Одним из факторов социальных изменений является культура.

История человеческого  общества может быть представлена как  история войн и разрушений, борьбы за власть, история о том, как одни эксплуатировали других, и как при этом развивалась культура, изменялся социум и система социальных отношений.

С появлением орудий труда  из примитивных сообществ стали  формироваться племена охотников  и собирателей, далее процесс  разделения труда углублялся, что впоследствии привело к появлению товарообмена, частной собственности, далее – первых городов-государств, монархических форм правления. Первопричиной названных социальных изменений были культурные сдвиги в социальном развитии: появление письменности, образования, науки, ремесленных технологий и др. В XVII – XVIII веках в развитых индустриальных обществах основными общественными ценностями становятся промышленное производство и технологии.

Большое значение для  развития  и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможностью для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

- появление письменности, позволившее сохранять многие  произведения культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции

- современные достижения  науки и техники (телевидение,  видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре  и пр.).

Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим средствам культура может гораздо раньше, глубже и эффективнее социализировать человека. Но основные ожидания «культурного взлета» оказались нереализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» рядового человека играет сегодня то, что он прочтете на афише, увидит в кино или по телевизору, почерпнет из газет, прочитанных по дороге на работу, или узнает из разговора с сослуживцами или соседями.

Но почему культура подвержена переменам? Во-первых, потому, что она является способом адаптации человека к действительности, отражает реакцию на технологические, экономические, политические перемены в обществе. В то же время сама культура, культурные сдвиги в ценностной иерархии влияют на все сферы общества. Культурные установки способствовали формированию индустриальной цивилизации, экономическому росту. Именно культурный этнос (совокупность стабильных черт характера, обычаев) формировал экономическое поведение индивидов и способствовал развитию капитализма. Так, протестантская этика с ее системой убеждений и верований (скромный образ жизни, бережливость, упорство в труде, стремление к успеху и накоплению богатства) повлияла на экономическую жизнь, восхождение буржуазной эпохи. В Советском Союзе политики тоже уделяли большое внимание роли революционного мышления, культивировали пролетарские убеждения, поскольку коммунистическая идеология занимала ведущее положение, она обеспечивала легитимность советского общества и экономического строя. Особенно очевидно влияние культурных факторов в переходные для общества периоды. Так, устойчивость перехода к «модерну» (модернизация, реформирование традиционного общества), зависит, по мнению ведущих теоретиков модернизации, от культурного фактора, а еще точнее, - от менталитета народа, национального характера. Если существует глобальное несовпадение целей модернизации, ее требований и ценностных ориентации населения, то модернизации грозят тупиковый вариант. Таким образом, конфликт между универсальными целями модернизации и национальной ценностной системой развивающегося государства не оставляет никаких шансов реформированию экономики. Поэтому копирование западных образцов, игнорирование традиций, всей прежней архаики с ее культурно-психологическими стереотипами, могут вызвать мощный протест, восстание «масс рассерженных индивидов» (X. Арендт).

Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Культура как фактор социальных изменений.

 

Анализ культуры как фактора социальных изменений выводит на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности). Важнейшим фактором социальных изменений являются изменения в материальной культуре, главным образом совершенствование орудий труда. Эти изменения определяют технический прогресс, который считается важнейшей составляющей социального прогресса. Именно технический прогресс, в конечном счете, определяет вектор социального прогресса.

Информация о работе Культура как фактор социологических изменений