Культура как фактор социологических изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса. Иными словами, культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека. Именно поэтому культура перемещается в центр социально-философских, социологических, всех гуманитарных исследований.

Содержание работы

Вступление

2. Основная часть


2.1. Почему культура подвержена переменам?

2.2. Культура как фактор социальных изменений.

2.3. Роль культуры и ее связи с другими областями
общественной жизни.


3. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная гот.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Однако духовные, в  том числе религиозные, факторы  также имеют определяющее значение для обновления общества, как и новые технологии. Следует отметить, что на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом, в более же высокоразвитых обществах доминирует культура. В конце XX – начале XXI века постиндустриальное (информационное, технотронное) общество только начинает развиваться. Это высокоурбанизированное общество, в котором основная часть национального дохода расходуется на производство средств информации и на человека, а не на средства физического существования, что позволяет говорить о доминирующем влиянии культуры на социальную жизнь. Проблемы взаимовлияния экономики и культуры, социального и культурного изучались в рамках социальной философии, где наиболее ярко проявились две противоположные позиции:

1. С точки зрения марксизма,  определяющую роль в развитии  общества играет экономический  фактор – материальное производство («культура вырастает из экономической деятельности человека и выступает в качестве надстройки, обслуживающей эту деятельность»);

2. С точки зрения представителей  немарксистской социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.), определяющую роль в развитии общества играет именно культура, обеспечивая целостность общества как системы. «Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа», - писал в свое время М.Вебер.

Следует отметить, что представители обоих направлений не отрицали возможности обратного влияния: культуры на экономику в первом и экономики на культуру во втором. Поэтому, разграничивая представленные позиции, важно понимать, что различия в них не абсолютны – речь идет лишь о первостепенности влияния экономики или культуры на развитие общества.

Между социальными и  культурными явлениями нет стены, они взаимосвязаны и переходят  друг в друга. И в  каждом конкретном случае есть свой механизм такого перехода. Примером подобной взаимосвязи может служить ставший уже классикой очерк Э. Дюркгейма «О самоубийстве», в котором он показывает, как социальные причины приводят к изменению ценностных, культурных установок индивида, к решению покончить с жизнью. Социальные факты, как вещи, оказывают на человека такое же принудительное внешнее воздействие, как и моральные, культурные нормы, существующие в данном обществе. Именно поэтому всякий разговор о том, какие причины (экономические, политические, культурные) явились причиной определенного прогресса, а какие следствием, - лишь упрощение очень сложного взаимодействия этих факторов.

Вышеупомянутая немарксистская позиция, в целом, представляется более  социологической. М. Вебер в фундаментальном  исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что протестантизм, как свободолюбивая религия, выступающая в качестве определенной субкультуры, стимулировал своих представителей к формированию производственных отношений нового типа – на рыночных капиталистических началах, связанных с рациональной организацией свободного труда. М. Вебер пытался доказать, что новый «капиталистический дух» вызревает в недрах религии – протестантизма. Разумеется, эта взаимосвязь не так проста, как кажется: «капиталистический дух», по М. Веберу, возникает из сложной исторической совокупности взаимовлияния государства, миграционных процессов, технических новшеств, что имеет непосредственное отношение к культуре.

Глубокий анализ влияния  культуры на социальную жизнь индивидов  и общностей дан в работе польского  социолога Я. Щепаньского «Элементарные понятия социологии» . Согласно его мнению, влияние культуры на социум осуществляется разными путями.

1. Через социализацию и формирование отдельной личности. Человеческий детеныш, появившись на свет, выглядит как самое беспомощное живое существо и всецело зависит от окружающих его людей. Соответственно ребенок с первых минут своей жизни оказывается под влиянием существующей обстановки, предметов, взглядов, принятых в данной группе способов воспитания детей и т. д. Он застает социум с его правилами, нормами, предписаниями, появившимися задолго до его рождения. Чтобы войти в этот мир и занять в нем определенное место, маленькому человеку предстоит научиться многому, в том числе главному – жить среди себе подобных. Устоявшиеся образцы культуры группы оковами сковывают индивидуальное, что есть в человеке от рождения – естественные склонности, влечения. Таким образом, культура действует через людей, которые ее признают и которые приспосабливаются к ее образцам, предписаниям, ценностям, моделям. При этом важно понимать, что воспитание может моделировать врожденные биологические свойства, но не устраняет их. Новорожденное живое существо станет личностью только в результате социализации: общаясь с себе подобными, усваивая и принимая опыт предыдущих поколений, нормы и образцы поведения, систему ценностей, что, в свою очередь, и составляет культуру общества.

2. Через создание и введение ценностей. В механизме влияния культуры на общественную жизнь особенно важно понимать, что культура формирует системы ценностных ориентиров и их критерии. О чем здесь идет речь? Биологические потребности, присущие людям, определяющим образом влияют на их поведение. Потребности вызывают у индивида желание их удовлетворить. Однако способы удовлетворения потребностей зависят и сама возможность удовлетворения каких-либо потребностей в первую очередь, от системы ценностей, господствующей в данном обществе. При этом система ценностей развивается в рамках культуры, оказывая серьезное влияние на ход общественной жизни.

3. Через образцы деятельности и образцы поведения. Как индивид решает свои проблемы, не конфликтуя с другими индивидами, как ведет себя в той или иной ситуации, определяют образцы (своего рода схемы) действия или образцы поведения, сформированные в рамках отдельной культуры (признанные «нормальными» в данном обществе).

4. Через создание моделей институтов и социальных систем. Модель в отличие от образца – желаемая схема, связанная с ценностями, которые надлежит унаследовать и повторить. Так появляются стили (модели) в искусстве, архитектуре, что влияет на организацию и функционирование институтов и социальных систем.

К числу важнейших  факторов социальных изменений и  модернизации относятся такие процессы в культурной сфере, как секуляризация, распространение грамотности и  образования, многообразие идеологических течений, развитие массмедиа. В духовной сфере секуляризация приводит к расширению практических и целерациональных форм деятельности, где определяющим критерием становятся не моральные, духовные соображения, а эффективность и практическая польза.

Духовное производство, прежде всего в рамках системы  образования, становится важной сферой социальной мобильности, меняет социальную структуру общества. Распространение грамотности приводит к формированию среднего класса, к  усилению одного из самых мобильных слоев – предпринимательского.

При переходе от традиционного к индустриальному типу общества в духовной жизни получает признание ориентация на перемены (реформы) и отказ от прежних запретов на нововведения, характерные для традиционного общества.

Важным фактором социальных изменений является идеология, которая является средством регулирования деятельности населения, задает ценностные ориентации. Ярким примером здесь может служить коммунистическая идеология, которая сыграла в СССР выдающуюся роль в процессе индустриализации страны. Она стала основой внутренней личностной ориентации активных участников «строительства коммунизма».

Такие элементы культуры, как знание и информация являются непременной предпосылкой хозяйственной  деятельности, условием научно-технической  революции, важным ресурсом передовой экономики. Знания и информация приводят к новым открытиям, изобретениям, техническим и социальным инновациям. Производство знаний и информация становятся определяющим фактором, как  в конкуренции компаний, так и целых стран.

Культурные факторы  тесно переплетаются с экономическими, формируют ту среду, в которой участвуют фирмы. Экономика немыслима без таких ресурсов, как труд и рабочая сила. Она детерминируется системой трудовых и экономических ценностей, мотивацией к труду, то есть неэкономическими факторами. В этом взаимодополнительность экономики  и культурной подсистемы общества.

Социальные нормы и  ценности оказывают влияние на структуру  спроса на внутреннем рынке, цели менеджеров, на то каким образом фирмы организуются. Система ценностей влияет на достижение успеха в конкуренции. Отношение к богатству отличается в разных странах, например, в США оно – важный стимул, а в Швеции – нет. Отношение к богатству определяет способность предпринимателей  рисковать. В германии, Швейцарии, Сингапуре банкротство считается катастрофой, а в других странах один-два раза обанкротится, считается приемлемым. Такая разница влияет на выбор отраслей и стратегий и определяет структуру экономики.

Культурные факторы  влияют и на деятельность фирм. Наиболее важными из национальных особенностей, влияющих на методы организации и управления фирмами, являются отношение к авторитету власти, нормы взаимодействия между людьми, отношения работников к управленческому звену, социальные нормы индивидуального и грппового поведения, профессиональные стандарты. Они вытекают из системы образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций. Например, преобладание в Италии семейных малых фирм – следствие высокого уровня индивидуализма, сильных семейных связей и подозрительного отношения к власти.

В основе ценностей американского  общества лежат принципы индивидуализма и индивидуальной свободы, личной предприимчивости и опоры на собственные силы. В XX веке принципы и идеалы бизнеса стали преобладать в системе морально-этических ценностей и установок. Этому содействовали и продолжают содействовать средства массовой информации, литература и киноиндустрия. Таким образом, ценностные ориентации американцев легли в основу экономической жизни общества в США, которой является свобода предпринимательской деятельности.

Социальные изменения  происходят также под воздействием процесса культурной диффузии – проникновение  культурных черт из одного общества в  другое, которое может быть как  взаимным, так и односторонним. В  современном мире самым важным каналом  диффузии являются средства массовой информации, а также миграция, туризм, деятельность транснациональных корпораций, миссионерская деятельность; во все времена такими каналами были войны  и торговля. Мощное воздействие американской культуры на европейские страны получило название «американизация» или «вестарнизация», а влияние европейской культуры на страны-колонии в свое время получило название «европеизация».

Следует помнить, что  духовная культура более консервативна  и может на определенных этапах являться тормозом социальных изменений. У.Огборн ввел понятие культурный лаг, которое описывает ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, чем другие. Ценностный мир человека не успевает приспособиться к слишком быстрым изменениям в материальной культуре.

Всякий процесс преобразований должен быть обеспечен соответствующими социальными и культурными основаниями, и роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Поэтому сложно проводить экономические реформы, так как часто они предполагают ломку устоявшихся норм, трансформацию системы ценностей. Это вызывает сильное противодействие социальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Роль культуры и ее связи с другими областями  

общественной  жизни.         

 

 

Культура выступает  как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Современные западные социологи  отводят культуре большую роль в  развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

В условиях реформирования особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.

Культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших  требований, вытекающих из исторического  опыта функционирования и развития самой культуры:

  1. не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;
  2. в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;
  3. не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;
  4. постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социокультурные ценности общества;
  5. постоянный учет многонационального характера российской культуры.

Информация о работе Культура как фактор социологических изменений