Культура как фактор социологических изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Культура сегодня признается одним из ведущих регуляторов общественной жизни, фактором динамики социума, показателем качества личности, ее деятельности как активного субъекта общественного процесса. Иными словами, культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека. Именно поэтому культура перемещается в центр социально-философских, социологических, всех гуманитарных исследований.

Содержание работы

Вступление

2. Основная часть


2.1. Почему культура подвержена переменам?

2.2. Культура как фактор социальных изменений.

2.3. Роль культуры и ее связи с другими областями
общественной жизни.


3. Заключение.

Файлы: 1 файл

контрольная гот.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический  анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих изменившейся ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

Также нужно подчеркнуть связи между экономикой, политикой, другими социальными сферами, с одной стороны, и культурой - с другой, носят сложный, взаимодополняющий характер. Очень точно и образно пишет об этом исследователь культурных процессов в индустриальном обществе Р. Инглегарт: «Бессмысленна была бы постановка вопроса о том, что определяет деятельность человеческого организма: мускульная система, система кровообращения, нервная система или система дыхательных путей; каждая из них играет свою важную роль, и вся жизнедеятельность прекращается при отказе любой из них...» Каждая из систем - экономическая, политическая, культурная - нуждается в поддержке друг друга, а иначе любая из них не сможет эффективно функционировать друг без друга. Так, например, политическая система и ее режим без поддержки институтов культуры вынуждены будут применять силу для повиновения граждан и тем самым терять рейтинг легитимности (общественное признание политической власти). Ценностные представления, система норм обосновывают необходимость. Политический режим обычно стремится соответствовать культурным нормам, чтобы удержаться у власти, ибо отсутствие поддержки со стороны общества вынуждает правителей идти не только на большие, но просто на непосильные расходы на содержание аппарата для подавления сопротивления, а также заставляет находиться в постоянном ожидании ниспровержения своего господства. Итак, культура обеспечивает легитимность политических институтов.

Культура выполняет  также другую, не менее важную для  политической системы функцию. Она  связана с понятием стабильности в обществе и с развитием демократии. Культурное наследие может оказать  решающее влияние на возможности появления и гибели демократических институтов. Так, в традиционных восточных обществах, в культурную систему которых входит убеждение в покорности и послушании старшим, а также в божественном происхождении власти как о высших, абсолютных ценностях, развитие демократических институтов может быть затруднено. Ибо суть демократии состоит в том, чтобы учитывать предпочтения людей, а не в том, чтобы их навязывать. 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение.

 

 

Культура в абстрактном, теоретическом плане едина, но практика отражает множество культур.Все люди воспринимают мир, но структурируют его по-разному, в разной форме. Каждая культура - продукт исторического развития определенной культурной среды. Точно так же как язык осуществляет собственную селекцию звуков, благодаря чему становится языком определенного народа, так и в каждой культуре идет выработка своих культурных форм. Любое общество создает собственную культурную структуру. Благодаря такому отбору современные культуры существенно различаются. Одна культура придает огромное значение деньгам, другая с трудом понимает их ценность; в одной культуре весьма свободно относятся к добрачным связям и даже поощряют их, в другой - осуждают. Словом, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, отличающих группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Так как общество состоит из множества групп - демографических, национальных, социальных, профессиональных, то у каждой из них формируется собственная система ценностей и правил поведения. Субкультура - часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Но этот культурный мир не противостоит доминирующей культуре, хотя различия могут быть очень сильными.

Можно выделить субкультуры  профессиональные, субкультуры конфессиональные (которые складываются на основе общности вероисповедания, принадлежности к  той или иной церкви: христианская, мусульманская, буддийская культуры), субкультуры социальных групп и т.д. Если государство однородно в этническом и языковом отношении, то в нем существует одна национальная культура. Но в большинстве государств несколько различных национальных культур. Поэтому сосуществуют культура большинства нации и субкультуры национальных меньшинств.

Говорят о субкультуре  пожилых людей, о молодежной субкультуре, о криминальной субкультуре, о субкультуре  спортсменов, одиноких людей и т.п.

Субкультура формирует  у людей чувство принадлежности к одной группе, групповую солидарность. Члены культурной группы симпатизируют друг другу, больше доверяют, чем посторонним. Общие особенности, присущие членам группы, выражаются во взглядах на жизнь, в одежде, жаргоне, манере поведения и т.п. Можно привести, к примеру, советских «стиляг», «хиппи» (60-е годы XX века), американских девочек-подростков «вэлз».

Современное знание о  культуре исходит из того, что оно  должно быть непременно связано с  интересами человека и выполнять  интегративную функцию в области  социогуманитарного знания. Это положение  четко сформулировано В.С. Библером: «В XX веке феномен культуры – и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле – все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает … все решающие события жизни и сознание людей нашего века». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. О.Н.Козлова Социология духовной жизни – М., 2004.
  2. Социология: Основы общей теории. Под ред. Г.В.Осипова. – М.,1983
  3. Тимченко Н. С. Культура в современном социогуманитарном знании. Социс. – 1998.
  4. А.Н.Асадов, В.Ю.Забродин, М.А.Петров, К.А.Прозоровская Социология: учебное пособие. -  С-Пб., 2009.
  5. В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова Социология: учебник для ВУЗов. – М., 2001.

 

 




Информация о работе Культура как фактор социологических изменений