Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: В социологической науке культура означает некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
Социология как наука является отраслью знаний, помогающей

Содержание работы

Введение 3
§1 Понятие, задачи и виды культуры 4
§2 Структура и функции культуры 8
§3 Культура как система норм и ценностей общества 10
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

к.р. культура как соц.явление.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменского государственного архитектурно-строительного университета»

Тобольский  филиал

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Контрольная работа по социологии 
на тему: «Культура как социальное явление»

 

 

Вариант № 7

 

 

 

 

студента 1 курса ОЗО

группы ПТт-10у

Палецких Игоря Владимировича

№ зачетной книжки 157

преподаватель: к.и.н., доцент,

Нечаева Л.В.

                                                                                                        

 

 

 

 

Тобольск-2011

 

Содержание

 

 

Введение                      3

§1 Понятие, задачи  и виды культуры                  4

§2 Структура и функции культуры                  8

§3 Культура как система норм и ценностей общества              10

Заключение                    16

Список литературы                    17

 

Введение

 

Актуальность: В социологической науке культура означает некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

Социология как наука является отраслью знаний,  помогающей  глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия  людей с целью    рационального   использования    свободы    самоорганизации. Так как культура  - это неотъемлемая  часть человеческой  жизни,  то социология изучает и ее.

Культура организует  человеческую  жизнь.  В жизни людей культура в значительной  мере  осуществляет  регулирующую  функцию в поведении человека, духовной сфере, а также в сфере создания  материальных ценностей.

Цель данной работы: рассмотреть особенности культуры как социального явления.

Задачи:

  1. Выявить понятие, задачи и виды культуры.
  2. Проанализировать структуру и функции культуры.
  3. Дать оценку культуре как системе норм и ценностей общества.

 

§1 Понятие, задачи и виды культуры

 

Существует огромное множество  определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл. Американские этнографы А. Л. Крёбер и К. К. Мэбен Клакхон в книге «Культура. Критический обзор понятий и определений» (1952 г.) привели более 150 определений культуры, имеющих хождение в литературе. Спустя почти два десятилетия французский ученый А. Моль в работе «Социодинамика культуры» (1969 г.) насчитал уже свыше 250 определений культуры.

Бесспорно, что слово «культура» постоянно используется для обозначения  совокупности продуктов духовного  и материального творчества людей. Такое понимание культуры можно объявить примитивным, поверхностным, упрощенным, даже полностью несостоятельным, как это делают некоторые из тех, что именуют себя культурологами. Однако оно существует, и с этим фактом нельзя не считаться. Именно с таким пониманием культуры связано ее подразделение на духовную и материальную.

Однако выделенный выше смысл термина  «культура» не является единственным существующим в обыденной речи. Понятие  культуры неразрывно связано с передачей  культуры, овладением и усвоением культуры,  приобщением к культуре. Именно с таким пониманием культуры связано противопоставление наличия и отсутствия культуры, как у отдельных людей, так и целых социальных групп, применение для характеристики людей таких определений как «культурный», «малокультурный», «некультурный» [2, с.123].

Если попытаться одним словом выразить второй реальный смысл термина «культура», то им будет слово «опыт». Культура есть опыт деятельности людей, имеющий в конечном счете жизненное значение для всей данной конкретной их общности в целом. Этот социально значимый, или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется в словарном фонде, грамматике и вообще системе языка, в структурах и образах мышления, произведениях словесности (пословицах, поговорках, сказках, повестях, романах и т.п.), различного рода приемах и способах действий, нормах поведения, наконец, в различного вида созданных человеком материальных вещах (орудиях, сооружениях и т.п.).

Все явления, в которых воплощается этот общезначимый опыт, носят название явлений культуры. В силу того, что культура как опыт всегда воплощается в явлениях культуры, существует в них, совокупность последних тоже может быть охарактеризована и, как мы уже видели, обычно характеризуется как культура  [4, с.67].

Таким образом, слово «культура» имеет  в обыденном языке два значения. Один смысл этого слова - общезначимый опыт жизнедеятельности людей. Другой - совокупность всех явлений, в которых  воплощен и закреплен этот социально  значимый опыт. Первое понятие выражает сущность культуры, второе - ее внешнее проявление. Эти два понятия культуры вообще неразрывно связаны, но никогда полностью не совпадают. Поэтому их нужно четко различать.

Когда то или иное явление характеризуется как культурное, то это означает, что оно рассматривается в строго определенном аспекте, а именно в качестве воплощения общезначимого опыта. Но у него обязательно имеется и множество других сторон, зачастую не только не менее, а более важных. Так философия, мораль, искусство, религия суть не только явления культуры, но и формы общественного сознания.

Вообще нет явлений культуры, которые были бы только явлениями  культуры и ничем другим. Поэтому  любые попытки выделить явления  культуры в особую самостоятельную  область, противостоящую социальным явлениям и обществу в целом, несостоятельны. Явления культуры не составляют особой субстанции. Всех их объединяет только одно - все они являются носителями общезначимого опыта. Во всем же остальном они могут быть совершенно различными [6, с.45].

В целом культура в социальном смысле ставить перед собой следующие задачи:

- раскрыть систему культурных  ценностей и норм, присущих данному  обществу;

- показать соотношение различных  структурных компонентов культуры  и ее вариантов: мифологии,  религии, художественно культуры и т.д.;

- показать соотношение высокой  культуры, повседневного уровня  и массовой культуры, место культурной  элиты в производстве и поддержании  духовных ценностей;

- раскрыть культурные факторы,  необходимые для этики труда  и предпринимательства;

- показать роль культуры во  взаимодействии различных общностей  и социальных слоев;

- определить характер перемен,  совершающихся в культуре различных  социальных слоев [3, с.18].

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Hаконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов.

В отечественной социальной философии  пока нет единых общепринятых принципов  деления культуры по ее видам. Эти  принципы довольно расплывчаты и  неопределенны, что делает возможным множественность вариантов классификации видов культуры:

1. Часть ученых осуществляет  выделение видов культуры сообразно  видам человеческой деятельности. И, как один из возможных  аспектов рассмотрения, это вполне  оправдано (культура труда и культура досуга, культура экономическая и культура политическая).

2. Деление культуры по сферам  жизнедеятельности человека. В этом  случае изучаются культура семьи  и культура производственного  коллектива, культура города и  культура села и т.д.

3. Деление по социальным общностям. Тогда осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции.

4. Аналогично правомерно выделение  видов культуры сообразно неким  профессиональным общностям. В литературе, особенно конкретно-социологического характера, нередко встречаются исследования культуры, культурного уровня и культурной деятельности учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников.

5. За основание для деления можно принять какие-либо социально-демографические параметры. Ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, например, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

6. В качестве основания деления можно рассматривать происхождение культуры, ее генезис. Этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной.

7. По степени общности логично  и целесообразно выделяется общая  культура, характерная для всего  общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.

Разумеется, семь перечисленных вариантов  подхода к делению культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но дополняют  и конкретизируют друг друга. Графически их можно было бы выразить в виде «ромашки» из семи частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает сущность культуры, а несовпадающие секторы «лепестков» - специфику ее проявления на уровне конкретных явлений [7, с.66-67].

Таким образом, понятие культуры как социальное явление используется для обозначения совокупности продуктов духовного и материального творчества людей. При этом культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

Далее перейдем к рассмотрению структуры  и функциям культуры.

 

 

 

§2 Структура и функции культуры

 

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены  и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям:

1. По носителю культура делится  на культуру общечеловеческую (или  мировую); национальную; культуру социальной  группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную; территориальную (одно дело - культура городская и иное - сельская); культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека.

2.  По источникам формирования  следует разделить культуру народную  и профессиональную. Hародная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им, передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней.

Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия  «профессиональная культура», рассматриваемое  в паре с понятием «общая культура личности». Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. Культуру профессиональную, в таком случае, составляет тот комплекс знаний, умений и навыков, владение которым делает специалиста каждого конкретного вида труда мастером своего дела, работающим на уровне мировых стандартов.

3. Наконец, культуру можно структурировать по ее видам. Наиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, Hо противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна [9, с.126-129].

Культура представляет собой многофункциональную систему:

1. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая.  Все остальные так или иначе  связаны с ней и даже вытекают  из нее. 

2. Функцию трансляции социального  опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.

Информация о работе Культура как социальное явление