Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: В социологической науке культура означает некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
Социология как наука является отраслью знаний, помогающей

Содержание работы

Введение 3
§1 Понятие, задачи и виды культуры 4
§2 Структура и функции культуры 8
§3 Культура как система норм и ценностей общества 10
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

к.р. культура как соц.явление.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

3. Познавательная функция связана  со способностью культуры концентрировать  социальный опыт множества поколений  людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

4. Регулятивная функция культуры  связана, прежде всего, с определением  различных сторон, видов общественной  и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая  функция, представляя собой определенную  знаковую систему культуры, предполагает  знание, владение ею. Без изучения  соответствующих знаковых систем  невозможно овладеть достижениями  культуры. Язык является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

6. Ценностная, или аксиологическая  функция отражает важнейшее качественное  состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки [8, с.63-64].

Таким образом, культура представляет собой многофункциональную систему. Разумеется, все функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения, и в этом ее великая жизненная сила.

Так как культура может рассматриваться как социальное явление - перейдем к рассмотрению культуры как системы норм и ценностей общества.

§3 Культура как система норм и ценностей общества

 

Члены каждого общества так глубоко  погружены в собственные верования  и обычаи, что не замечают, как сами начинают подчиняться им, считая их единственно правильными и разумными. Поэтическоe выражение «обычай - деспот меж людей» достаточно емко отражает те обстоятельство, что люди сами создают такие культурные образцы которым впоследствии подчиняются и которые принимают за caмо собой разумеющиеся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны или не должны делать, говорят, что она нормативная, то такая, которая указывает на стандарты правильного поведения. Каким же образом осуществляется это нормативное воздействие?

Для того чтобы  существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и  целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором  люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия.

Образцы, шаблоны  поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными  нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Итак, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. С этой точки зрения нормативная культура - это тщательно разработанная система таких норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.

Но в процессе развития общества некоторые нормы перестают соответствовать  удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом развития человеческих отношений. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни [3, с.256-260].

Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (например, нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (например, государственные законы, религиозные традиции, нормы языкового общения), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно. Подобное различие требует классификации норм и анализа процесса нормообразования. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости:

1. Обычаи. Социальная жизнь человека  всегда полна проблем: как приспособиться  к окружающей действительности? как соотнести себя с другими  людьми? и др. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом.

Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые работоспособные и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой или обычаями.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни  частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни.

2. Нравственные нормы. Некоторые  обычаи, принятые в результате  социальной практики в определенной  группе или в обществе в  целом, оказываются наиболее важными,  затрагивающими жизненные интересы  во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь, которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей.

Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и  неправильном поведении, которые требуют  выполнения одних действий и запрещают  другие. Нравственные нормы - это вера в правильность или неправильность действий.

Социальный опыт человеческого  общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются  намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они  возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено. По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.

Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система  практических выгод, а как система  незыблемых «священных» абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

3. Институциональные нормы. Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.

Чем же отличаются институциональные нормы от простых обычаев и нравственных норм? Прежде всего, тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Такой характер институциональных норм делает их наиболее формальными и непреодолимыми, а сами институты - обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.

4. Законы. В то время как нравственные  нормы базируются в основном  на моральных запретах и разрешениях,  существует сильная тенденция  их объединения и реорганизации  в законы. Люди подчиняются нравственным  нормам автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания. Закон - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).

Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. Например, сухой закон - это запрет, который был неэффективен в связи с тем, что для многих людей не стал узаконенным продолжением моральных и нравственных норм. С другой стороны, очень редко бывает так, что закон удовлетворяет все социальные группы общества. К сожалению, мы не можем точно измерить степень согласованности между законами и существующими нравственными нормами, для того чтобы закон был эффективен. Возможно, лучшим способом установить взаимосвязь между законом и принятыми нравственными нормами может стать признание того, что закон наиболее эффективен, когда он гармонирует с изменениями, происходящими в нравственных нормах.

Следует отметить, что в современном  обществе законы становятся средством  регулирования многих видов поведения, которые не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается  для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена [1, с.213-216].

На  более  продвинутом  уровне   культурная   регуляция   человеческой деятельности осуществляется через  систему  ценностей.  В  отличие  от норм, которым следуют,  ценности  подразумевают  выбор  того  или  иного  объекта, состояния, потребности, цели, которые  имеют  более  высокое  существование.

Ценности  помогают  обществу  и  человеку  определить  хорошее   и   плохое, идеальное  или  избегаемое  состояние,  истину и заблуждение,  красоту   и безобразие,  справедливое  и   несправедливое,   допустимое   и   запретное, существенное и несущественное и т.д.

Из сопутствующих понятий следует  упомянуть  «интерес»,  «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и  «мотивация».  Однако  объем этих понятий обычно уже, чем  «ценность». 

Под  интересом  или  потребностью обычно понимаются социально обусловленные  влечения, связанные  с  социально-экономическим  положением различных слоев, групп  или  индивидов,  и  в этом случае  остальные ценности  («идеалы»)   -   лишь   отвлеченное   отражение интересов.

Мотивация скорее включает в себя  те  субъективные  побуждения  - разной направленности -  которые  рассматриваются  социальной  психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом  и становятся  ценностными   ориентациями,   направляющими   его   сознание   и поведение.

Между ценностью и  действенной  ориентацией  может  возникать  разрыв, определяемый как расхождение  между долгом и желанием, должным и  практически реализуемым,  идеально  признаваемым  состоянием  и  жизненными   условиями, которые не дают  шанса  человеку.  Но  такое  расхождение  между  признанием высокого  значения  какой-либо   ценности   и   ее   недостижимостью   могут осваиваться человеком по-разному. Причина  может  усматриваться  во  внешних обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или  же  в недостаточной  активности  и  эффективности  деятельности  самого  человека.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню  неизменно  условна  в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения.  К  тому  же трудно  вставить  ту  или  другую  ценность,  имеющую  свою   многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать  следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:

1. Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность,  благосостояние, состояние  человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость,  качество жизни,  природная среда (экологические ценности),  практичность,  потребление и т.д.

2. Социальные:  социальное  положение,  трудолюбие,  богатство,   работа, семья,  единство,  патриотизм,  терпимость,  дисциплина,   предприимчивость, склонность к риску, равенство  социальное, равенство полов,  способность к достижениям,  личная  независимость,  профессионализм,  активное  участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее,  экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Информация о работе Культура как социальное явление