Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:35, контрольная работа
Актуальность: В социологической науке культура означает некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
Социология как наука является отраслью знаний, помогающей
Введение 3
§1 Понятие, задачи и виды культуры 4
§2 Структура и функции культуры 8
§3 Культура как система норм и ценностей общества 10
Заключение 16
Список литературы 17
3. Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
6. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание [5, с.129-132].
Ценности создают более гибкий уровень регуляции общества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для общества.
Наряду с обычными нормами, утверждавшимися силой привычки и обыденными средствами, которыми располагает, например, семья или соседская община, выделяются и особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование. Так нормы «не убий», «не укради», «не лги» являлись священными запретами, нарушение которых обрекало человека на тяжелое наказание, отторжение от общества или муки совести.
Ценности не только преобразуют механизм нормативности. Они принципиально перестраивают и те системы значений, через которые человек познает окружающий мир. Такого рода ценностная оппозиция создает в культуре поле напряженности, в котором формируется ориентация субъекта. Человек не может одинаково относиться к противоположностям, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение позитивному началу.
Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества.
Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель - грех»). По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации [2, с.118-119].
Таким образом, культура как система норм выполняет, прежде всего, регулирующую функцию, способствует развитию социально-приемлемого поведения человека в обществе и устраняет социально-неприемлемое.
Заключение
Проанализировав проблему культуры как социального явления, можно сделать следующие выводы:
- Культура понимается с одной стороны как общезначимый опыт жизнедеятельности людей, с другой – как совокупность всех явлений, в которых воплощен и закреплен этот социально значимый опыт. Первое понятие выражает сущность культуры, второе - ее внешнее проявление.
- При этом основными задачами культуры в социальном контексте являются: раскрытие системы культурных ценностей и норм, показ соотношения различных структурных компонентов культуры и ее вариантов; соотношения высокой культуры, повседневного уровня и массовой культуры; раскрытие различных культурных факторов, роли культуры во взаимодействии различных общностей и социальных слоев и т.д.
- Существует огромное разнообразие видов культуры: по видам деятельности (культура труда, досуга, экономическая, политическая, нравственная); по сферам жизнедеятельности (культура семьи, коллектива, города, села); по социальным общностям (культура рабочих, колхозников, интеллигенции); по профессиональным общностям (культура студентов, врачей); по социально-демографическим параметрам (культура молодежи, мужчин и женщин); по происхождению (народная, профессиональная).
- Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она может быть структурирована по различным основаниям: по носителю (общечеловеческая, культура социальной группы, малой группы или отдельного человека); по источникам формирования (народная и профессиональная); по ее видам (материальная и духовная).
- Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Также культура несет в себе функции трансляции социального опыта, познавательную, регулятивную, семиотическую или знаковую, ценностную функцию.
- Культура раскрывает свое содержание через систему норм и ценностей, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке и т.д. (обычаи, нравственные и институциональные нормы, законы). Эти нормы и ценности создают более гибкий уровень регуляции общества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для общества.
Таким образом, культура – это, прежде всего социальное явление, так как она полностью вплетена в жизнь общества, регулирует и развивает основные его компоненты.
Список литературы