Культура: содержание, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Содержание работы

1. Культура: содержание, структура и функции
1.1 Содержание культуры………………………………………………………..4
1.2 Структура культуры…………………………………………………….……8
1.3 Функции культуры……………………………………………………….....11
Социология конфликтов: взаимоотношения в коллективе и анализ причин возникновения конфликтов на примере ОАО «Крит»

Файлы: 1 файл

социология 2.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………………. 3

  1. Культура: содержание, структура и функции
    1. Содержание культуры………………………………………………………..4
    2. Структура культуры…………………………………………………….……8
    3. Функции культуры……………………………………………………….....11
  2. Социология конфликтов: взаимоотношения в коллективе и анализ причин возникновения конфликтов на примере ОАО «Крит»………………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...21

Библиографический список………..……………………………………….......22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура – это формы общения  и отношения людей в повседневной практике.

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они  по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются  в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются  друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает  тогда, когда ситуация действительно  носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

У конфликта  имеется множество определений  и толкований. Само понятие "конфликт" берет свое начало от латинского слова "conflictus" - столкновение.

Конфликт - это несогласие между двумя или  более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона стремиться сделать так, чтобы были приняты  именно её взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое .

В конфликте  чаще всего участвуют две стороны, называемые оппонентами от латинского "opponens" - возражающий. Из-за различной сложности их структуры оппоненты неодинаковы между собой по силе. Эта характеристика была названа рангом оппонентов. Если участник конфликта выступает лишь от своего имени и преследует только личные цели, то он является оппонентом первого ранга. Если же в конфликте участвует группа людей, поддерживающих общую цель, то они являются оппонентами второго ранга. И, наконец, оппонентом третьего ранга называется структура, состоящая из взаимодействующих между собой групп второго ранга.

 

 

  1. КУЛЬТУРА: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

1. 2. Содержание культуры

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт  и доступны для каждого, другие лишь узкому кругу посвященных.

Но есть и такие понятия, которые  за своей кажущейся простотой  скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что  такое человек и в чем смысл  его бытия? Одно из таких понятий  культура.

Однако, прежде чем раскрыть научное  содержание понятия культура, необходимо перейти в брод реку времени, совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига в науке о культуре, который произошел в 20 веке.

Культура многогранна, и только в системе ценностей можно  достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

В традиционном понимании слово "культура" (от латинского calture) первоначально  означало возделывание, переработку  почвы.

В последствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. "возделывание" человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.

Современная наука рассматривает  культуру как жизнетворчество, как  творчески создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

Культура как явление социального  бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих  философских посылок, идеологических установок и конкретных знаний, осуществить  анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.

Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и  творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и  духовных ценностей, и все акты деятельности людей.

Культура – это формы общения  и отношения людей в повседневной практике.

Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс  овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества.

 

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки  – мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди живут и чувствуют иначе, чем  мы.

Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

Поэтому постижение иных культур обогащает  нас не только новыми знаниями, но и  новым творческим опытом.

Понятие культуры настолько широко и многогранно, включает в себя такое  количество совершенно разнородных  компонентов, что обобщить все это  богатство одной лапидарной дефиницией означает, либо стать его содержанием, либо ограничиться самой общей абстракцией.

Как реализуется универсальное  отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое  явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает  существовать для человека.

Смысл – это содержание человеческого  бытия, взятое в особой роли: быть посредником  в отношениях человека с миром  и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в  мире и в самих себе.

Смыл надо отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или  понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл  может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут  стать общезначительными, объединяя  многих людей и выступая основой  их мыслей и чувств.

Именно такие смыслы образуют культуры.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный  способ, каким человек делает мир  – "своим", превращая его в  Дом смыслового бытия.

Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в  мир культуры.

Отсюда можно дать определение  культуры.

Культура – это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл  человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Культура предстает перед человеком  как смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое  сообщество.

Для того, чтобы раскрыть сущность культуры, необходимо снова повториться. Термин культура первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.

Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена особенность  культуры – заложенное в ней человеческое начало – и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его  деятельности.

История понятия культура, многообразие ее истолкований наводят на мысль: а  возможно ли строгое и вместе с  тем универсальное определение  культуры?

Разница культур преподносит массу  несовпадений, существенных отличий. Но все, что не принято и не понято нами, не всегда заблуждение. В каждой культуре есть своя специфика.

Запад стремился ответить на вопросы, что есть мир и каково место  человека в этом мире.

Восток репродуцировал мир из своего внутреннего ощущения и постижения человека, как единственного достойного внимания самоценности.

Существо трансляции традиционности культуры в том и состоит, что  с помощью ряда специальных приемов  духовная личность учителя возрождается в ученике.

Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего  человечества. Где же как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

 

 

 

 

 

1.2 Структура культуры

 

Культура, если ее рассматривать в  широком плане, включает в себя как  материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые  созданы самим человеком.

Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

В настоящее время культура исследуется  системно, а это значит, что в  ее познании используются представления  о вероятных и случайных процессах.

Особенностями системного анализа  является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить  специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых  различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Наконец, системный подход – это  гибкая и достаточно толерантная  концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более  противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.

Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую  форму и систему жизнедеятельности  людей, выделив в ней области  культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.

Каждая из перечисленных составляющих культуры была описана представителями  определенных научных школ, внесших  свой позитивный вклад в понимание  культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять ее как систему, со всеми присущими  ей специфическими особенностями.

Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.

Важно отметить, что целостность  культуры определяется как фундамент  – на целостность природы.

Однако целостность культуры, с  которой человек сталкивается в  повседневной жизни – это целостность  материальной и духовной культуры.

Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы  творческими способностями человека так, чтобы они более точно  или более полно удовлетворяли  потребностям человека.

Традиционно культурологи выделяют такие  области внутри материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством  и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.

Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические  средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или  среды обитания человека.

Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая  культура или материально-техническая  основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения  людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

Информация о работе Культура: содержание, структура и функции