Культура: содержание, структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Содержание работы

1. Культура: содержание, структура и функции
1.1 Содержание культуры………………………………………………………..4
1.2 Структура культуры…………………………………………………….……8
1.3 Функции культуры……………………………………………………….....11
Социология конфликтов: взаимоотношения в коллективе и анализ причин возникновения конфликтов на примере ОАО «Крит»

Файлы: 1 файл

социология 2.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Духовная культура изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.

Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир  ценного знания, который позволяет  человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том  обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для  человека большой личностный смысл  и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения  с другими людьми, со всем обществом  и даже с самим собой.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.

Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.

Исследование культуры как системы  позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Функции культуры

 

Главной функцией культуры является – сохранение и воспроизводство  совокупного духовного опыта  человечества, передача его из поколения  в поколение и обогащение его.

Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы  духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют как институты.

Каждый из этих институтов обладает особыми функциями. В обобщающем смысле, однако, можно говорить о  некоторых целостных функциях культуры.

Культура постепенно гармонизирует  многообразные ценности и создает  целостное пространство духовного  богатства человечества.

Духовные ценности апробируются в  массовой деятельности людей, и устанавливается  нормальная сущность культуры.

Культура осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности.

Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается  способной реализовать оценочную  функцию.

Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким  образом формирует режим регламентированного  поведения человека.

Кроме того, культура формирует эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достижением общества.

Следующая функция культуры – познавательная.

Культура осуществляет различные  формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионального  познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное.

Основным результатом познавательного  отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов и явлений природы, которые  стали объектом культуры.

Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует  общество, поддерживает и развивает  его целостность.

Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

Кроме того, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действительных алгоритмов культурного поведения человека.

Усвоение  культуры осуществляется с помощью  учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая  биологическим путем, каждое поколение  воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой  социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и  идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его  поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько  важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей  джунглей, которые оказались полностью  лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно «дикие звери в зоопарке», ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОАО «Крит»

 

Работающие  в организациях люди различны между  собой. Соответственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это  несогласие возникает тогда, когда  ситуация действительно носит конфликтный  характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной  из сторон (личность, группа, организация  в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Менеджер, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта в организации  и призван разрешать его всеми  доступными ему средствами.

В торговой фирме ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. Торговля считается конфликтной сферой. Покупатели, в основном, считают продавцов обманщиками, которые обязательно обсчитают или продадут товар не очень хорошего качества, отрицательно относятся к советам.

Конфликты проявляются как столкновения между:

–       сотрудниками фирмы в результате получения недостоверной информации;

–       покупателями и кладовщиками, операторами фирмы;

–       руководителем и подчиненным;

–       фирмой и поставщиками;

–       фирмой и конкурентами.

По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные  с глубокими нравственно-психологическими травмами.

Причины возникновения конфликтов между  покупателем и продавцом очень  разнообразны и считаются самыми распространенными в торговой сфере.

В первую очередь  это конфликты по поводу продажи  не всегда качественной продукции и  завышенной цены на товар по мнению покупающих. Каждый стремится приобрести товар подешевле и хорошего качества, но это не всегда возможно, в результате возникают разногласия. Встречаются покупатели, которые не хотят покупать товар, и, ничего не зная о его качестве, начинают высказывать свое мнение, чаще всего отрицательное, тем самым отпугивают других покупателей.

Конфликты также возникают из-за плохого  обслуживания покупателей, кладовщик, оператор не всегда бывает вежливым и обходительным. Это связано с незнанием элементарных правил общения, плохим настроением продавца, хамством покупателей, взаимным неуважением обоих сторон.

Практика  показывает, что самые конфликтные  покупатели – это люди преклонного  возраста, а также большинство  покупателей женского пола. Они очень  придирчивы, нетерпеливы, а иногда и  надоедливы.

Конфликт  возникает и между работниками  фирмы в процессе их деятельности. Это разногласия между кладовщиками, операторами, грузчиками из-за несходства характеров и нежелания уступить друг другу, а также разногласия между руководителем и его подчиненными, возникающие по следующим причинам:

–       работник не приходит вовремя на работу без уважительных причин;

–       не хочет работать или работает плохо;

–       на рабочем месте подчиненный находится в нетрезвом состоянии;

–       неуважительно относится к начальству и не прислушивается к советам и требованиям;

–       обнаружена недостача товара или денежных средств;

–       руководитель задерживает заработную плату или неправильно начисляет;

–       из-за плохого настроения срывает зло на подчиненных, незаслуженно обвиняет, делает их крайними.

Конфликты с поставщиками возникают по поводу поставки недоброкачественного товара, нежелания обменять бракованный  товар на хороший по той же цене, по которой покупали или возвратить деньги, а также по поводу продажи не того товара, который заказывался.

Разногласия с конкурентами происходят по поводу занижения цен на одинаковых товар, если конкурент занимает твое торговое место, а также из-за переманивания  покупателей ("купите, у нас недорого и лучше, чем у них").

Охарактеризуем персонал торговой фирмы по поведению в конфликтных ситуациях и выходу из них.

Руководитель  фирмы  достаточно терпеливый и сдержанный человек. Его трудно вывести из себя. Он вступает в конфликт в редких и крайних случаях. Если конфликт получился,  старается быстро и конструктивно найти выход из конфликтной ситуации, используя различные методы и способы разрешения, стремится найти какое-то компромиссное решение. Он очень общительный человек и хорошо ладит с людьми, входит в положение других и всегда рад помочь, пытается создать хороший психологический климат в коллективе, но как и у любого живого человека бывают сбои и сдают нервы в результате каких-либо неприятностей на работе и дома.

Кладовщик очень ответственный сотрудник, любит, чтобы все было сделано как надо, строгая, любит придраться, но конфликтный работник. Она гораздо чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорит сама, очень вспыльчивый человек, но быстро отходит. При возникновении конфликта с подчиненными ей продавцами, она навязывает им свое мнение и поступает так, как выгодно ей.

Оператор очень любит поспорить, будет стоять на своем, даже, если не права. У нее постоянно возникают конфликтные ситуации с покупателями, но, несмотря на это, Калугина достаточно хорошо справляется со своей работой и выполняет обязанности. При работе с покупателями она не терпит хамства и неуважения к себе, если это происходит, она очень сильно "взрывается" и ее очень трудно остановить, приходится прибегать к участию третьей стороны (руководителя или других продавцов).

Фирма и  ее сотрудники стараются следовать  некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом.

В первую очередь – это создание условий, которые препятствуют возникновению  и развитию конфликтных ситуаций.

Одним из таких условий является избавление от бездельников, так как они сами не хотят выполнять работу и показывают плохой пример другим работающим, в  результате срывается весь настрой  на достижение целей фирмы. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого  сотрудника и, если выясняется, что  человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его  увольняют.

На фирме  руководитель справедливо относится  к выплате заработной платы, а  также к материальным поощрениям. Выплачивает только тем, кто действительно  хорошо поработал. На фирме есть правило: хорошо оплачивается только та работа, которая выполнена качественно и в небольшой промежуток времени.

На фирме  для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости. Обычно сотрудники не сосредотачиваются  на собственных интересах и по возможности или при необходимости  отступают от своей позиции, они  стараются учесть и понять забору окружающих. Любое решение, которое принимается, по своей воле переносится легче.

Также на фирме в процессе деятельности используют принцип ясности и доброжелательности.

На фирме  применяется один из способов реализации принципа доброжелательности – это  отказ от принуждения партнера к  навязываемым ему действиям или  решениям. Ему предоставляется возможность  свободного выбора между вариантами, устраивающими субъекта. В качестве примера можно взять: Руководителю фирмы необходимо, чтобы сотрудники вышли на работу в тот день, когда  они обычно отдыхают. Во избежание  принуждений и каких-то противоречий, руководитель всем, кто выйдет на работу, выплатит материальные поощрения (незначительные  для него, но они сыграют роль для сотрудников).

В процессе работы трудно быть доброжелательным без достаточной ясности в  отношении человека, чье поведение  непонятно и настораживает. Но и  попытки установить ясность без  доброжелательности, обычно приобретают  форму унизительных выяснений обстоятельств  и отношений.

Информация о работе Культура: содержание, структура и функции