Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 23:30, реферат
В изучении духовной культуры студенчества вопрос состоит в упорядоченности деятельности, в том, как студент осуществляет особое планирование своей биографии. Возможности и принуждения выбора проявляются во всех измерениях биографии. В выборе профессии и обретении смысла трудовой деятельности в процессе получения высшего образования для многих студентов противоречиво сочетаются как собственные побудительные мотивы, так и зависимость от внешних обстоятельств.
Введение
1. Теоретико-методологические основы изучения молодежной духовной культуры
1.1 Социология культуры как теория исследования молодежной субкультуры
1.2. Методологические подходы к изучению духовной культуры студенческой молодежи
1.3. Социологический анализ понятия «студенческая молодежь»
2. Социокультурные проблемы студенческой молодежи
2.1 Социокультурная классификация феноменов духовного мира студенческой молодежи
Заключение
Список литературы
По мнению современных российских исследователей молодежных проблем, когда речь идет о молодежной культуре, социокультурный подход выступает как важнейший фактор будущего жизнеустроения. Поэтому должны исследоваться как негативные, так и позитивные явления в молодежной среде, дающие объективную картину состояния молодежной культуры. Среди позитивных явлений и тенденций в молодежной среде были выявлены такие, как развитие экономической и предпринимательской инициативы, стремление к самостоятельности и самореализации, повышение образовательного, профессионального уровня, открытость, коммуникативность, восприимчивость по отношению к новому, прагматизм. Среди наиболее характерных негативных проявлений в молодежной среде следует отметить снижение интеллектуального и культурного уровня, социально-политическую инфантильность, эгоцентризм, утрату чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобию.
Заключение
Регуляция процессов формирования духовного мира молодежи осуществляется посредством противоречивых импульсов со стороны общества и государства. В отечественных социальных науках проблемы молодежи только сейчас избавляются от излишней идеологизированности и уклона в воспитательную работу в ущерб изучения и решения социальных проблем. Вопросы развития молодежной культуры рассматриваются в контексте социальных проблем и национальной культуры в целом.
Студенческий период в жизни человека часто сопряжен с началом выстраивания политических взглядов. Соотношение толерантности и нетерпимости в среде студенческой молодежи является проявлением процессов формирования политической культуры. Насколько эти два полюса духовной жизни отражены в сознании студенчества – во многом будет определятся и духовная направленность социальных и политических изменений.
Студенчество – это социокультурная общность, сохраняющая в своем составе разнородные элементы. У части студентов толерантность не является устойчивой жизненной установкой. Множественность мнений не воспринимается ими нормальное состояние общества. Большой заряд конфликтности и конфронтационности, получаемый, прежде всего, из информационного поля, может перейти в повседневные отношения молодежи. В формировании духовного мира студенчества основным противоречием является субъективная ориентация многих субкультурных групп на современные ценности модерна и в тоже время внутренняя готовность значительной части студенчества отказаться от них во имя определенности социального диктата.
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
2. Гудков Л. Дубин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // НЛО. 2001, № 50.
3. Зоркая Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2 (52).
4. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
5. Кучер Н.И. Лицом к нравственности // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002, № 1.
6. Левикова С.И. Молодежная культура. – М.: Вузовская книга, 2002.
7. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. Internet site Института философии РАН.
8. Материалы к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2001.
9. О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. Решение коллегий Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ 25.06.2002 № 5-15/4-13 // Официальные документы в образовании, 2002, № 26.
10. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
11. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001, № 3-4.
12. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. – М.: Академический Проект, 2001.
13. Сергеев В.К. Молодежная культура и СМИ. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
14. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2002.
Источник-Интернет