Курс лекций по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Файлы: 1 файл

конспек лекции по социологии.docx

— 254.63 Кб (Скачать файл)

Однако не все конфликты  играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается  функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в  состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального  обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается  в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений  носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими  и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается  социологами как выработка и  изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в  результате расширения методологической базы социологии и включение в  нее методов изучения различных  общин и примитивных культур  и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях  и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических  парадигмах уделяется межличностным  взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и  значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция  к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет  говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.

ЛЕКЦИЯ  № 2. Становление и основные этапы развития социологии

1. Особенности донаучного изучения общества

Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории  ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

Несомненно, что взгляды  этих ученых нуждаются в рассмотрении, так как до сих пор не сложилось  единого теоретического направления  в социологии, и их изучение может  оказать значительную помощь в этом процессе. Более того, отбрасывать  богатый теоретический материал, созданный на донаучном уровне социологии, было бы просто глупо.

В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»). Именно Платон впервые разработал в своих работах учение о социальной стратификации. Он выделяет три сословия, которые должны существовать в идеальном обществе: правители-философы; воины и производители: торговцы, ремесленники и крестьяне.

Свою теорию социальной стратификации  предложил и Аристотель. Согласно ей в обществе выделяются: богатый  слой (плутократия), средний класс  и лишенный собственности класс. Причем философ отмечает, что для  нормального функционирования общества большинство должен составлять именно средний класс. Нетрудно видеть, что  и в современности это теоретическое  положение не потеряло своей актуальности.

Пристальное внимание к проблемам  социальной стратификации античных ученых было неслучайным. Переход от первобытнообщинного строя к  раннеклассовому обществу сопровождался  углублением процессов социальной дифференциации населения и усилением  борьбы между различными слоями общества, которая достигла своего апогея в  Древнем Риме. Что же касается характера  самого знания, то оно носило в античности прежде всего мифологический, идеалистический  и утопический смысл. Главной  целью античных социально-философских  концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью.

В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер. Ядром мировоззрения была средневековая христианская религия. В связи с этим произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка.

Социальный антагонизм переводится  в плоскость борьбы двух миров: божественного  и земного, духовного и материального, доброго и злого. Другим важным направлением средневековой мысли была арабская общественная мысль. Она также складывалась под влиянием мировой религии  – ислама. Вторым источником формирования арабской общественной мысли стали  концепции Платона и Аристотеля.

Центральными темами стали  проблемы государства и власти. Значительные теоретические разработки появились  в вопросе эволюции общества и  прежде всего государства. Особенностью арабской политической мысли стали  исследования различных социальных общностей. Так, один из самых видных мыслителей арабского Средневековья Ибн-Халдун пристально изучал поведение больших социальных групп, составляя «анатомию человеческого общества».

Самыми крупными и знаменательными  событиями позднего западного средневековья  стали Возрождение и Реформация. Они по своей социально-исторической сущности представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания.

Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все  мыслители придерживались этой концепции. Так, Н. Маккиавелли, а после и Т. Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

В новое время развитие социологии характеризуется сменой предшествующих иррационально-схоластических воззрений на человека и общество, которые уходят с ведущих позиций и заменяются складывающимися концепциями рационального характера, ориентированными на принципы научного (позитивного) познания.

В этот период развития общественной мысли получили широкое развитие идеи о нравах людей, общественной морали и традициях, характере наций  и народов, социальных объектов (Вольтер, Дидро, Кант и др.). В это же время возникли термины, которые обусловили формирование категориального и понятийного аппарата будущей социологической науки: общество, культура, классы, структура и др.

Отличительной особенностью этого периода общественной мысли  стала пестрота спектра теорий и  концепций. Одной из таких рациональных социальных теорий стала общесоциологическая  теория, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Основоположники указанной  концепции полагали, что процесс  социального развития общества основывается на материалистических и социально-революционных  принципах.

Другим направлением рациональных теорий стал позитивизм. Основоположники  этого подхода на первое место  ставили духовные аспекты социальной жизни.

Важной тенденцией, определивший развитие социальной мысли, стал произошедший переход от дисциплин физико-математического  цикла к биологии, которая оказала  значительное влияние на социальную философию (эволюционная теория, органицизм и др.).

2. Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Итак, социология как самостоятельная  наука возникла в конце 30-х –  начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.

На данном периоде она  характеризовалась социальными  потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали  следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.

Основоположники этого течения  считали, что такой обобщающей теорией  должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой  является теория социалистической революции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального  конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических  предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей  изучать общественные процессы. Методология  и методика конкретно-социологических  исследований разрабатывались главным  образом естествоиспытателями. Уже  в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной  стороны, отчетливо проявились «социальные  болезни общества», с другой –  объективно созрели те силы, которые  были заинтересованы в их «лечении»  и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство»  от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического  социологического исследования имела  работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке  об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных  законов истории к эмпирическому  выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать  самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие  стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

Информация о работе Курс лекций по "Социология"