Курс лекций по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Файлы: 1 файл

конспек лекции по социологии.docx

— 254.63 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1

Классификация элементов  стратификационной системы

Выделенные элементы стратификационных  систем играют очень важную роль в  общественной жизни, выполняя следующие  функции:

1) активизация процессов общественного развития;

2) обеспечение функционирования всех социальных институтов;

3) формирование типа общественно-политического устройства государства.

Среди различных моделей  стратификационных систем можно  выделить западную и восточную.

Западная стратификационная  система включает семь структурных  элементов:

1) «высший высший класс», который образуют представители элит различных сфер общественной жизни (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины и т. д.);

2) «высший класс», представленный управляющими средних фирм, юристами, преподавателями вузов, владельцами небольших предприятий;

3) «высший средний класс», состоящий из клерков, менеджеров среднего звена, инженеров, квалифицированных работников;

4) «средний средний класс» представлен банковскими служащими, страховыми агентами, учителями;

5) «низший средний класс» – работники сферы обслуживания (парикмахеры, работники общепита, работники почты, полицейские, служащие отелей);

6) «средний низший класс» состоит из таксистов, среднеквалифицированных работников, швейцаров;

7) «низший низший класс», в который входят домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики.

Восточная стратификационная  система распространена в странах, где на общественную жизнь огромное влияние оказывает государство. Особенное распространение эта  система получила в Индии, которая  является идеальным примером для  ее рассмотрения.

1. «Высший слой» (Кшатрии) – вначале были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение.

2. «Брахманы» или «Брамины» – священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя.

3. «Обслуживающий слой» (Вайшьи) – заняты обслуживанием «Высшего слоя».

4. «Шудры» (Зависимые) – основная часть населения, имеет свою иерархию.

5. «Отверженные» (парии).

Необходимо отметить, что  в современных условиях обществ  с застывшей или ярко выраженной стратификационной системой не существует. Существуют смешанные стратификационные  системы, кроме того, по мнению учёных, люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.

4. Социальная мобильность и групповая замкнутость

Понятие «социальная мобильность» ввел в научный социологический оборот П. Сорокин. Он считал, что общество – это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого, – совокупность всех членов общества как целое. В этом обществе, где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих.

Одни из них находятся  высоко, другие ниже в социальном пространстве. Социальное пространство, по Сорокину, представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые  группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную игоризонтальную социальную мобильность.

Вертикальная мобильность  означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса.

При этом переход на более  высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более  низкую – нисходящей мобильностью.

Горизонтальная  мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса, например, переход на другое место работы в той же должности, смена места жительства.

В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции  в обществе различают индивидуальную, характерную для стабильно развивающегося общества, и групповую мобильность, связанную с кардинальным перемещением в обществе, когда происходит изменение  статуса целых социальных групп  и классов.

В социологии выделяют также  межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Первая предполагает сравнительное  изменение социального статуса  у различных поколений, например, сын рабочего становится президентом  страны, вторая – изменение статуса  в рамках одного поколения.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности  обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Скорость мобильности  можно представить как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид  проходит за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности  понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении  за определенный промежуток времени.

Социальная мобильность  – важный показатель и характеристика для любого общества, которая раскрывает степень его открытости.

В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и  существуют относительно широкие возможности  для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписываемому статусу и всячески затрудняет переход из одного слоя в другой.

Современное общество предполагает подвижную систему стратификации  и характеризуется высокими показателями социальной мобильности.

Это связано прежде всего  с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с  необходимостью постоянного притока  на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных  генерировать идеи и решать сложные  задачи управления общественными процессами.

Возможности социальной мобильности  зависят как от социально-политической и экономической организации  общества, так и от самого индивида, его способностей и личных качеств. Способы преодоления барьеров в  процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности.

Основные из них – получение  образования, повышение квалификации, политическая карьера, воинская служба, изменение социального окружения, брак с представителем более высокой  статусной группы и др.

Таким образом, можно выделить факторы социальной мобильности, которые  классифицируются по двум уровням: микроуровень и макроуровень. На микроуровне существуют такие факторы социальной мобильности, как непосредственно социальное окружение индивида, а также его  совокупный жизненный ресурс.

К факторам макроуровня относится  состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и  т. д.

Главным же препятствием для  социальной мобильности представляется существующий в обществе феномен  групповой замкнутости. Данный феномен  впервые был рассмотрен О. Контом. Исследователь считал, что возникновение  групповой замкнутости является законом развития общества.

В результате своего функционирования различные социальные группы формируют  свою внутрикорпоративную мораль, традиции и правила поведения.

Это определенным образом  способствует сплочению группы и  оптимизации ее внутреннего регулирования. Однако это же является определенным барьером для перехода из одной социальной группы в другую. Нетрудно увидеть, что данный феномен действительно  существует. Особенно ярко это проявляется  в рабовладельческой, феодальной и  кастовой стратификационной системах. Однако и для современного общества это явление не утрачивает своей  актуальности.

Особенно это характерно для элитных социальных групп, попадание  в которые является достаточно затруднительным. Яркое проявление феномен групповой  замкнутости находит в современной  российской действительности.

ЛЕКЦИЯ  № 5. Социология личности

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений  социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом  факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие  к этому понятию термины, как  «человек», «индивид», «индивидуальность».

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные  подходы, можно дать системное определение  личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое  и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления  предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют  внутренним детерминантам ее социального  поведения.

К таким детерминантам  относятся прежде всего потребности  и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Информация о работе Курс лекций по "Социология"