Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курс лекций
Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
1. Теория структурно-
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в
1. Теория структурно-функционального анализа.
Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориен-тации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н Лавриненко. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с.98
Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.
Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества. Система - это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.
Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.
Ведущий представитель структурно-
Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла: «Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки...» Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть”. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.- с.182 Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.
Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.
Парсонс различает три типа общества:
· примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;
· промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;
· современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.- с.196
Согласно Парсонсу, в основе всех
закономерностей в жизни
«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему. » Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.- с.54
Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и на-столько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. По-этому ключ ко всей концепции Т. Парсонса - категория равно-весия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и само-сохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия озна-чает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабили-зации общества, т. е. по поддержанию равновесия.
Ни одна социальная система, будь то общество в целом, ка-кая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:
приспособление к окружающей среде (адаптация);
формулирование целей и
поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца)
На уровне общества в целом функцию адаптации осуществ-ляет экономика, функцию целеполагания - политика, функ-цию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т. д. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.НЛавриненко. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с.101
Основой стабильности социальной системы, по Т. Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем между собой и со средой их обитания.
Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей выступил Конт). Порядок по Парсонсу -- это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:
1. Социолизация -- общественные ценности
передаются от поколения к
поколению, что является
2. Создания разнообразных механиз
Первый касается условий навязывания общих норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства не людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).
Контроль
или нейтрализация
Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:
1) социальные системы ориентированы на стабильность;
2)
социальные системы
3)
социальные системы
4)
социальная жизнь включает
5)
основой социальной жизни
6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности.
Парсонс говорит, что общество связывают не только экономические отношения, но и то, что делает возможным эти отношения, а именно: «общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.» Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.с.- 120
Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:
- символичности (наличии таких механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и др.)
-
нормативности (что указывает
на зависимость
-
волюнтаристичности (что проявляется
в зависимости социального
Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.с- 97
Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:
-
система норм и ценностей,
-
принятие индивидуальных
В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.
Первичной
структурной характеристикой