Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курс лекций

Описание работы

Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.

Файлы: 1 файл

Osnovnye_napravlenia_obektivnogo_podkhoda_k_ana.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Основные направления объективного подхода к анализу общества в  современной западной социологии

1. Теория структурно-функционального  анализа.

2. Теория социального конфликта.

3. Одним из направлений в современной  западной социологии является  направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.

1. Теория структурно-функционального анализа.

Современная западная социология - чрезвычайно  сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных  школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической  направленности, по политической ориен-тации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н Лавриненко. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с.98

Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских  подходов к изучению социальных явлений. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Понятие системы является центральным  для структурно-функциональной модели общества. Система - это ряд элементов  или компонентов, которые в течение  определенного периода времени  находятся в более или менее  стабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижению некоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введен фактор времени, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.

Такие сторонники структурно-функционального  подхода, как Парсонс, включили в  свой арсенал понятие эволюции. Тем самым они сделали попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

Ведущий представитель структурно-функционального  подхода Толкотт Парсонс (1902--1979) является одним из са-мых значительных социологов второй половины XX века, наиболее полно сформулировавшим основы функционализ-ма. Волков Ю. Г. Социология: Учебник / Под ред. доктора философских наук, профессора В. И. Добренькова. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Даш-ков и К°»; Ростов-на-Дону.: Наука-Пресс, 2007. -- с 48 Он разработал теорию “эволюционных изменений”. Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции. По мнению Белла: «Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иному рассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чем были их менее сложные предки...» Это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть”. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.- с.182 Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категориях как поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.

Парсонс и Белла выделяют следующие  основные стадии дифференциации: первобытные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества. Вопрос о стадиях наиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил в качестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могут рассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того же уровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристиками являются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозные институты и социальные функции.

Парсонс различает три типа общества:

· примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

· промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

· современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. Грошев И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.- с.196

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в  форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений -- изменения ценностей, норм, обычаев и т.д.

«Ядром общества как системы  является структурированный нормативный  порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как  порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему. » Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.- с.54

Главной побудительной причиной всех научных усилий Парсонса была попытка  найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно  абстрактной и на-столько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. По-этому ключ ко всей концепции Т. Парсонса - категория равно-весия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и само-сохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия озна-чает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабили-зации общества, т. е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, ка-кая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

приспособление к окружающей среде (адаптация);

формулирование целей и мобилизация  ресурсов для их достижения (целеполагание);

поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца)

На уровне общества в целом функцию  адаптации осуществ-ляет экономика, функцию целеполагания - политика, функ-цию  интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации: семья, школа, церковь и т. д. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.НЛавриненко. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с.101

Основой стабильности социальной системы, по Т. Парсонсу, является взаимодействие систем и подсистем между собой и со средой их обитания.

Парсонс выступает как сторонник  «социального порядка» и обосновывая  его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей  выступил Конт). Порядок по Парсонсу -- это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

1. Социолизация -- общественные ценности  передаются от поколения к  поколению, что является механизмом  передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.

2. Создания разнообразных механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над человеком и его поведением. В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической организации и других различных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления должна включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспекты.

Первый  касается условий навязывания общих  норм и облегчения выполнения существенных функций различными подразделениями  общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешательства  не людей, не являющихся членами данного  общества. Из наличия органических потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Использование силы возможно в различных формах, особенно таких, как защита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения).

Контроль  или нейтрализация организованного  использования силы являются одной  из функциональных потребностей при  поддержании социального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

Можно выделить основные положения функционального подхода Парсонса:

1) социальные системы ориентированы на стабильность;

2) социальные системы интегрированы;

3) социальные системы основываются  на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость  социального контроля и обязанностей  личности;

5) основой социальной жизни являются  нормы и ценности;

6) социальная жизнь зависит от  сотрудничества, взаимодействия, солидарности.

Парсонс говорит, что общество связывают  не только экономические отношения, но и то, что делает возможным  эти отношения, а именно: «общность  ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.» Капитонов Э.Н. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.с.- 120

Так он выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Специфика социального действия от физического и биологического заключается прежде всего в:

- символичности (наличии таких  механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и  др.)

- нормативности (что указывает  на зависимость индивидуального  поведения от принятых в данном обществе правил и норм)

- волюнтаристичности (что проявляется  в зависимости социального действия  от субъективных определений  ситуаций).

Основные элементы социального  действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.с- 97

Социальное  действие должно быть целенаправленно  и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент. Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Окончательно структуру социального действия определяют:

- система норм и ценностей, которая  в общих чертах соотносит цель  с ситуацией, ограничивая выбор  средств, задавая диапазон, набор  возможного и невозможного

- принятие индивидуальных решений  о путях достижения целей существующие  средства и условия

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В  то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Первичной структурной характеристикой организма  является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой  тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через  генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп -- включая их дифференциацию по полу -- образуют органическую основу действия.

Информация о работе Лекции по "Социологии"