Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курс лекций
Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии
1. Теория структурно-функционального анализа.
2. Теория социального конфликта.
3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий.
Таким образом, Парсонс исследовал общество на макросоциологическом уровне. Он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом. Парсонс говорил, что основная задача социологии -- дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.
Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида. Таким образом, четко можно увидеть структурно- функциональный анализ, который явился основным базисом теории Парсонса.
Системный подход к социальным явлениям,
концепция стабильности социальных
систем -- одно из ценных приобретений
современной социологической
2. Теория социального конфликта
В противовес структурно-функциональным теориям, ори-ентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или уг-розу социальной системе, ряд современных исследователей видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма.
Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) основывается на представлении о том, что конфликт - это естественная и прогнозируемая составляющая социального организма, борьба за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника.
Конфликт выполняет ряд важных социальных функций:
· интеграции социальной структуры,
· сохранения солидарности внутри группы,
· укрепления межчеловеческих отношений,
· управления социальными изменениями.
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.
Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология конфликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возникла так называемая “формальная школа”, представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.
В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.
Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основанную на принципе борьбы за существование, чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.
Вторая теория - социально-психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.
Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить, на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индивидуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.
Третья точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт - Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924)
В марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.
Наиболее
точное определение
Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.
Ведущий
представитель этого
Он уделял анализу конфликтных яв-лений большое внимание, но осуществлял их исследование с пози-ций интеграционного процесса с целью достижения общественного согласия. С этих позиций конфликт трактуется им как социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать. Т. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» ста-бильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить со-циальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ори-ентации, избежать социальных конфликтов и потрясений: 1) удовлетворение основных биологических и психологических потребнос-тей значительной части членов данного общества; 2) эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих ин-дивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нор-мами; 3) совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.
Критическому от-ношению к
В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал книгу «Функции
социального конфликта», где он изложил
свою концепцию, получившую название «концепции
позитивно-функционального конфликта».
Он определяет социальный кон-фликт как «борьбу
за ценности или статусные привилегии,
за власть и дефицитные ресурсы, в которой
цели противостоя-щих сторон состоят не
только в овладении ими, но и в нейтра-лизации
или устранении своего соперника Wallner
E,, Pohler-Funke M. Soziologische Stroemungen der Gegenwart.
Heidelberg, 1977 При этом в качест-ве основных
функций социального конфликта выделяются:
· интеграция социальной структуры;
· сохранение солидарности внутри групп;
· укрепление межчеловеческих отношений;
· управление социальными изменениями См.: Coser L. Funktiones of Social Conflict. Glencoe, 1956.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
* функция разрядки
* «коммуникативно-
* функция стимулятора и
* функция содействия
* гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
* оказания содействия в
* оказания содействия по
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
* неудовлетворенность, плохое
* уменьшение степени
* абсолютная преданность своей
группе и непродуктивная
* представление о другой
* сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
* увеличение враждебности между
конфликтующими сторонами по
мере уменьшения общения, рост
взаимной неприязни и
* смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
* возможность подготовки к
Однако, оценивая конструктивность и
деструктивность функций
· отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
· подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
· степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
· следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира - мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального. В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму. Он посто-янно опирается на первоисточники, прибегая к обильному цитиро-ванию соответствующих авторов, и прежде всего К. Маркса и Т. Парсонса. Здравомыслов А. Г.Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Аспект Пресс, 1996. - с. 69
Логика его рассуждений такова: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной свя-зи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид - общество» составляют нормы, которые задают ро-левое поведение. Понятие «социальная роль» - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусиру-ется сразу несколько принципиальных моментов.
Отдельному индивиду роль предписывается,
задается,т. е. по отношению к нему
носит нормативно-прину-
И на уровне индивида, и на уровне общества существует иерархия ролей.
Роль - это воплощение властных отношений на пове-денческом уровне.
Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (а градации социального неравенства проводятся по самым различным параметрам, таким как престиж, доход, уровень об-разования и т. д.), ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредст-вом переговоров, посредничества, арбитража и т. д.
Ральф Дарендорф утверждает:
· Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.
· Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.
· Любой элемент общества причастен к изменению.
· Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими. Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор понятий. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.- с. 68
Острота конфликта и оперативность его регулирования за-висят от типа социальной структуры, степени ее открытости. Чем более жестким и закрытым является общество, тем мень-ше возможностей для социальной мобильности - как верти-кальной, так и горизонтальной, - тем меньше, следовательно, вероятность конструктивного регулирования конфликта, тем выше потенциал социальной напряженности.
Таким образом, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демокра-тическое, открытое, высокомобильное общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формали-зовано. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н Лавриненко. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - с.103-104
3. Одним из направлений
в современной западной
К началу XX века человечество создало новую техническую цивилизацию. Технико-технологические достижения вызвали определенные социальные изменения, в них социологи начинали видеть главную причину всех социальных изменений.
50-60-е годы XX века характеризовались
господством технократических