Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:08, курс лекций
История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.
Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным.
Системным признаком общества является целостность, структурированность, сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм – общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.
Признаки общества. Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим. 1.это исторический результат естественно складывающихся отношений людей 2.это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей 3.обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы. Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Э. Шилз выделил следующие признаки общества: оно не является органической частью какой-либо более крупной системы, браки заключаются между представителями данной общности, оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности, оно имеет свою территорию, у него есть самоназвание и своя история, оно обладает своей системой управления, оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида, его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства). Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязаны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
Изменение общественных систем. Изменение о.с. - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с. называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития. С понятием социальной эволюции связывают: постепенное накопление изменений, естественно обусловленный характер этих изменений, органический характер процессов, обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей. С понятием социальной революции связывают: относительно быстрые изменения, субъективно направляемые изменения на основе знания, неорганический характер процессов. Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер.
Микросоциологических
концепций существует много. Вообще,
концепции социального
|Концепция |Автор |Основная
идея, характеризующая |
| | |социальное взаимодействие как: |
|1. Социального обмена |Дж. Хоманс |Обмен материальными и |
| | |нематериальными ценностями |
|2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором
люди придают |
|интеракционизм |Г. Блумер |значение окружающему
миру, стремятся|
| | |истолковать действия других людей
|
|3. Управление |Э. Гофман |Спектакль, где
люди исполняют свои |
|впечатлениями | |"партии", создают
тот или иной |
|(социодраматический | |образ. |
|подход) | | |
Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
. В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.
. Социальное взаимодействие
- постоянный обмен между людьми
различными выгодами, а обменные
сделки - элементарные акты
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение.
Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом для своих действий.
Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.
В то же время истолкование действий другого - это определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Э.Гофмана человек
предстает как художник, творец образов.
Его жизнь - это производство впечатлений.
Умение управлять впечатлениями
и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми.
Такой контроль осуществляется с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Типичный пример - создание имиджа, реклама,
PR.
Заключение
Таким образом, социальное
взаимодействие можно охарактеризовать
как процесс, в котором люди действуют и испытывают
взаимодействие друг на друга. Механизм
социального взаимодействия включает
индивидов, совершающих те или иные действия,
изменения в социальной общности или обществе
в целом, вызываемых этими действиями,
влияние этих перемен на других индивидов,
составляющих социальную общность, и,
наконец, обратную реакцию индивидов.
Взаимодействие приводит к становлению
новых социальных отношений.
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи: репродуктивность, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества. Форма семьи. Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры: нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников. Форма брака. Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигамией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Типология семейных структур.
В зависимости от характера супружества, родит., родства бывают следующие типы семьи: моногамные (1М+1Ж), полигамные (1М+неск.Ж), полиандрные (1Ж+неск.М). По расп. Власти в семье: патриарх, матриарх, эгалитарные. По выбору места жительства: патрилокальные, матрилокальные, неолокальные. По форме семьи: 1.нуклеарные (из 2 поколений родителей и детей, состоящих в браке). 2.расширенная (из 2 и более) 3.репродуктивная (с несовершеннолетними детьми) 4.неполная семья 5.повторная 6.бездетная семья=семейная группа 7.малодетная семья (1,2 ребенка) 8.среднедетная (3,4 ребенка) 9.многодетная (5 и более детей). Современные формы семьи: 1.незарегистрированный брак 2.пробный брак (огран. по времени) 3.прерв. брак 4.встречающаяся семья (зарегистрированы, но живут раздельно) 5.детские браки 6.свингерство 7.шведская семья.
Семья как малая группа. Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл семьи – совокупность семейных событий повторяющихся от поколения к поколению. Все события этого цикла связаны с триединством (супружество, родительство, родство). Стадии: 1.Предродительство (от заключения брака до рождения первого ребенка). 2.Социализационное родительство. 3.Репродуктивное родительство (от рождения первого до рождения второго ребенка) 4.Прародительство (от рождения последнего ребенка до естественного распада семьи). Объективные условия жизни семьи: 1.Социально-экономические: уровень развития сферы обслуживания, жилищного строительства, развития сети дошкольных и школьных учреждений, реальные доходы населения, развитие системы здравоохранения и медобслуживания, социальные гарантии. 2.Социокультурные: нормы семейных отношений, способы хранения социальной информации знаний о семье. 3.Экологические: естественно географическая среда проживания семьи, мера урбанизации, санитарно-гигиенические условия. 4.Демографические: темпы прироста населения, миграционные процессы. Субъективные условия жизни семьи: общее состояние сознания людей, особенности супружеских взаимоотношений, отношение к окружающим, “образ мысли семьи”.
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.