Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 987.00 Кб (Скачать файл)

Люди стремятся изменить свое положение в обществе. Иметь  большее богатство, доход, власть и  престиж. Социальная мобильность - изменение социального положения людей. Различают: демографическую, географическую и социальную, индивидуальную и групповую, внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную и горизонтальную, восходящую и нисходящую. Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями.

 

 

  1. Понятия общности, социальной группы, малой группы.

В основе соц. групп лежат  связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач. Анализ внутренних связей в группе: 1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем. 2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается. 3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы. 4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив. 5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов индивида.

6. Отношение с членами  других групп, но уже с т.  зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид. 7. Отношения индивида с членами  своего коллектива перед представителями других конкурирующих групп. (1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности). Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

Семья как малая  группа. Жизненный цикл семьи.

Жизненный цикл семьи  – совокупность семейных событий  повторяющихся от поколения к  поколению. Все события этого  цикла связаны с триединством (супружество, родительство, родство). Стадии: 1.Предродительство (от заключения брака до рождения первого ребенка). 2.Социализационное родительство. 3.Репродуктивное родительство (от рождения первого до рождения второго ребенка) 4.Прародительство (от рождения последнего ребенка до естественного распада семьи). Объективные условия жизни семьи: 1.Социально-экономические: уровень развития сферы обслуживания, жилищного строительства, развития сети дошкольных и школьных учреждений, реальные доходы населения, развитие системы здравоохранения и медобслуживания, социальные гарантии. 2.Социокультурные: нормы семейных отношений, способы хранения социальной информации знаний о семье. 3.Экологические: естественно географическая среда проживания семьи, мера урбанизации, санитарно-гигиенические условия. 4.Демографические: темпы прироста населения, миграционные процессы. Субъективные условия жизни семьи: общее состояние сознания людей, особенности супружеских взаимоотношений, отношение к окружающим, “образ мысли семьи”.

  1. Социализация личности: основные этапы, агенты и институты.

Социализация – это  процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта  с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура. Агенты и институты социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования. Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности. Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Факторы социализации: система  образования; среда сверстников, круг друзей; произведения искусства, литературы; СМИ; политические институты (государство, партия); отдельные экономические и политические события; отдельная выдающаяся личность. Социализация - это не однонаправленный процесс. Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания. Под социализацией понимают  процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определенным социальным ролям. Выделяют начальную,  охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию. Процесс начальной социализации достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно  предполагает: умение  распоряжаться  деньгами независимо от других, возможность обеспечивать себя средствами к существованию, проживание отдельно от  родителей, самостоятельность  в выборе  образа жизни. Выделяют первичную  и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на  освоение межличностных ролей и отношений, вторичная  - социальных ролей и отношений. Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением  новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы:  детство, отрочество, юность,   зрелость и старость. Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но  наиболее интенсивно он идет в детские и  юношеские годы. Отклонение в социализации принято называть  девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных  пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения,  пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства. Процесс социализация таким образом - есть  процесс включения человека в деятельность соответствующих  институтов. Институты,  группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На  каждом этапе  жизненного пути выделяются свои агенты социализации. 1.В  младенческий период главными агентами  социализации являются родители  или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. 2.В  период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка.  Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди  них играет телевидение. В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста  ребенка, к 8-12 годам часто   вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения. 3.Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот  период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску,  независимости и самостоятельности. Важным в этот период является: изменение роли агентов социализации, изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей, усиление восприимчивости к негативным  оценкам окружающих, несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом, противоречием между усилением ориентации  на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

  1. Нестандартная социализация

Нестандартная социализация - это социализация, проходящая в нестандартных условиях. 
Случаи нестандартной социализации — или когда общество по каким-либо причинам не позволяет по каким-либо причинам социализироваться нормально, или когда человек не имеет доступа к этому обществу. 
Примеры нестандартных социализаций: 
1. Социализация Пятницы в романе "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим" (автор — Даниэль Дефо). Пятница был воспитан исходя из представлений Робинзона Крузо об обществе. Когда Пятница столкнулся с обществом прошев социализацию, которая является нестандартной, были естественны отличия в его представлениях об обществах и в его поведении, которое общество могло назвать "странным". 
2. Социализация Маугли — зоосоциализация. Девочка в Индии, считавшая себя волкном, которая умерла в психиатрической больнице, как любой волк, находящийся в неволе. 
3. Дети, рождённые в тюрьме. В данном случае ограниченная социализация. Проблемы начинаются, когда такой человек сталкивается с обществом. 
4. Социализация в неполной семье или в условиях отсутствия семьи. 
Человек, находящийся вне человеческого общества — это нестандартная социализация.

Не являются нестандартными социализациями: 
Жизнь сектантов под землей (в Пензенской области): они добровольно решили сделать это. Нестандартная социализация могла бы быть у детей этих сектантов, если бы они родились под землей. 
Старообрядцы, селящиеся группами и не попадают под нестандартную социализацию — это просто осмысленное решение. Отшельник, отказавшийся от социализации — это его дело.

  1. Формы девиантного поведения личности.

Девиантное поведение  – это поведение отклоняющееся  от нормы (негатив и позитив девиации), поступки и действия, отклоняющиеся  от социальных норм. Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей неодобрительное осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Причины девиантного поведения: несовершенство существующих норм и законов, несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться), биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты), социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать). Формы девиантного поведения: 1.Преступность – проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. 2.Пьянство и алкоголизм – неумеренное потребление алкоголя. Алкоголизм – заболевание, болезненное влечение к алкогольным напиткам (психологическая зависимость). 3.Наркомания – болезненное влечение к наркотикам и токсическим веществам. 4.Проституция – возмездные сексуальные услуги. 5.Суицид (самоубийство). Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди множества факторов, обуславливающих девиантное поведение можно выделить: 1.Индивидуальные (психологические особенности личности) 2.Социальные (экономические, политические, социокультурные условия существования общества). Для поддержания стабильности в обществе, необходимо чтобы большинство людей ориентировалось в своем поведении на определенные критерии и нормы морали, религиозные нормы, политические и эстетические нормы, обычаи и традиции. Для этого существуют специальные механизмы, такие как социальный контроль, превентивные меры коррекции уже возникшего девиантного поведения.

  1. Понятие культуры, ее роль в обществе.

Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная – состоит в том, что приобщаясь к культуре человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них  чувство общности, сознание принадлежности  к единой нации, к одной конфессии или к одной социальной группе. Элементы культуры: материальные (артефакты), духовные. Культура включает понятийный аппарат, развиваемый в языке, отношения между понятиям и правила регулирующие поведение людей на основе ценностей. Структура культуры: Ценности - социально одобряемые представления о добре , красоте и  справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Социальные нормы -  образцы правильного, проявляющиеся в  привычках (установившихся стереотипах поведения в ситуациях) , манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции - привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение)  и законов (норм или правил оформленных решением властных органов). Культурные универсалии -  культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и общественного устройства. Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры, функционирующие как единое целое,  называют культурными комплексами (примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие -  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями. Образ жизни -  часть культуры, характеризующая  жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте,  элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как  целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами. Архетипы - структура коллективного бессознательного,  обесславливающая определенные предрасположенности развития индивида. Архетипы  - результат исторического развития человека и этносов отражающих особенности начального этапа этногенеза и культуры “родительских” этносов. Архетипы недоступны непосредственному наблюдению и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии, верованиях, социальных нормах и т.д., то есть в культуре. Структура архетипа проявляет себя также в особенностях психической организации индивида: экстра или  интровертности мышления, импульсивности или  планомерности действий, объективной или этической направленности оценочных суждений, конкретной или  иррациональной направленности действий

Информация о работе Лекции по "Социологии"