Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 987.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основные формы культуры. Субкультура.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое  искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура (народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества). 3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

  1. религия

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. религиозным поведением как  разновидностью коллективного поведения, как одной из систем социальных действий. Хотя социология имеет дело и с  индивидом, все же главными объектами  ее исследования являются человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных действий их членов. Предметом социологии религии являются религиозные группы, их образование и функционирование. При этом наряду с изучением религии в качестве одной из автономных областей социальной жизни (как люди становятся религиозными, как они обучаются поддерживать соответствующие образцы поведения, как складываются отношения между ними и т.д.) изучаются влияние на деятельность религиозных групп и поведение религиозных людей внешних по отношению к ним факторов (экономических, правовых и т.д.), с одной стороны, а с другой -

10 
последствия и значения деятельности религиозных групп для более широких объединений и обществ, к которым они принадлежат. Религия рассматривается, таким образом, как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотношений, достаточно внутренне связанных, чтобы отграничить их от других сфер социального поведения, с одной стороны, и, что не менее важно, - выявить религиозную мотивацию социального поведения, влияние религии на другие сферы жизни общества. 
Религиозное воздействие на поведение индивида осуществляется через верования, включающие представления об общем порядке бытия и формирующие устойчивые настроения и мотивации. Но религиозные учреждения и организации могут влиять на поведение своих последователей, используя дисциплинарные методы, иногда и вразрез с верованиями, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официально принятым догматическим установкам. Предельным в этом отношении является случай тотальных институтов. 
"Тотальные институты - это принудительные сообщества, где вся жизнь их членов находится под тщательным контролем; их потребности четко определяются организацией; все, что им дозволено и не дозволено делать, четко регламентировано правилами организации. К модели тотального института в той или иной степени близки школы-интернаты, армейские казармы, тюрьмы, психиатрические больницы. Их подопечные денно и нощно содержатся под присмотром... так что любое отклонение от правил тут же обнаруживается и наказывается, а еще лучше - предотвращается... Полное вовлечение человека как личности в организацию сочетается с требованием абсолютно безличных отношений. Именно несоответствие такого сочетания объясняет громадную роль принуждения в тотальных организациях. Ни духовная приверженность, ни материальные блага не помогают обеспечить желаемое поведение, укрепить желание членов организации оставаться вместе и продолжать работу. Отсюда и другая черта тотальных институтов - строгое разделение их членов на тех, кто создает правила, и тех, кто им подчиняется. Эффективность принуждения как единственной компенсации отсутствия, с одной стороны, эмоциональной привязанности, а с другой - расчетливого эгоистического интереса, зависит от того, насколько велик и непреодолим разрыв между этими двумя сторонами. (Заметим, что здесь, как и везде, практика отличается от идеальной модели. Внутри тотальных институтов тоже развиваются межличностные отношения, за-

11 
частую перекрывающие пропасть между начальниками и подчиненными.)" [10, с. 92-93]. 
Наличие среди религиозных организаций модели тотального института не отменяет того основного факта, что религиозное поведение как социальное действие есть действие осмысленное, т.е. его основу составляют выработанные в религиозной сфере нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Конечно, жизненное поведение людей детерминировано не только религиозными, но и другими моментами - экономическими, национальными и т.д. Больше того, каждая религия испытывает влияние интересов социально определяющих ее слоев, хотя своеобразие религии и не является простой функцией социального положения того слоя, который выступает в качестве характерного ее носителя. "Хотя для каждой религии смена социально определяющих ее слоев очень важна, вместе с тем несомненно, что однажды сложившийся тип религии достаточно сильно влияет на жизненное поведение разнородных слоев" [3, с. 46]. 
Отношения между религией и обществом - это отношения диалектического взаимодействия. Множество фактов свидетельствует о том, что религиозные верования, даже весьма сложные для понимания, ведут к эмпирически наблюдаемым изменениям к социальной структуре. Но столь же убедительные факты свидетельствуют о том, что эмпирически наблюдаемые социальные изменения воздействуют на изменения в религиозном сознании и поведении. 
Религия как предмет социологии укоренена в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических систем, к которых человеческий опыт, не поддающийся разумному объяснению в повседневных категориях причины и следствия (и прежде всего - опыт смерти, зла и страданий, опыт предельности, порождающий чувство запредельного), приобретает осмысленный контекст и получает объяснение. Задача социологии - опознать религиозно-символические системы, которые соотносят человека с такими предельными, или конечными, условиями его существования и, таким образом, выполняют функцию не только эмоционального утешения, но и решают наиболее острые и неизбежные проблемы смысла. 
"Нет такой совокупности символических форм, которая выполняла бы функции религии для всех людей. Скорее, можно говорить об огромном многообразии форм. Важнейшая задача социологии состоит поэтому в том, чтобы обнаружить и классифицировать эти

12 
формы и распознать, какими последствиями с точки зрения действия чревата приверженность им, каковы "социальные последствия религиозной ориентации "" [ 1, с. 268]. 
Если принять классификацию социологических знаний по их уровням, т.е. различать конкретно-социологические исследования, теории среднего уровня, изучающие ту или иную область социальной жизни, и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, то социологию религии следует отнести к социологическим теориям среднего уровня. Она добывает знания, характеризующие религию на эмпирическом уровне, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории. 
Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия (группа, роль, власть, культура и т.д.), без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы. Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным. В свою очередь, на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выработать целый ряд ключевых социологических понятий, определить ряд подходов и методов, имеющих общесоциологическое значение. Положившие начало социологии религии О. Конт и К. Маркс, а затем Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский были основоположниками научной социологии в целом. Место, которое занимает социология религии в области социологического знания, таково, что и сегодня теоретические разработки в социологии религии относятся к обязательному для социологического образования стандарту, который необходим любому социологу вне зависимости от его специализации.

 

  1. Основные методы исследования в социологии: наблюдение.

События происходят непосредственно  в данный момент. Возможен непосредственный контакт с наблюдаемым объектом: научное и житейское, включенное и не включенное, скрытое и открытое, систематическое и случайное, полевое и лабораторное. Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации 2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях. Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования 2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта.

*5.Основные методы исследования  в социологии: анализ документов.

Особенности применения документ. информации  используется в том случае когда у  исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документ. инф. зависит от ее составителя. Исследователь не может изменить форму изучаемых документов. Виды документов: 1.По форме изложения (статистические и вербальные) 2.По общей значимости (официальные, неофициальные) 3.По способу фиксации информации (письменные, графические, фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимо обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое содержание, возможный резонанс. Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде. Минусы метода: 1.Выводы исследователя  строятся на основании вторичной информации, которая может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.

 

*6.Основные методы исследования в социологии: опросные методы.

Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое  тестирование. Формы  опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения различают: опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса. Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах, оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые, закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные). Правила построения вопросов: 1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека ?  Да, Нет, Не знаю) 2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным .  А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю) 3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”) 4.Количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос  и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что  делать с анкетой, благодарность. Основная часть: расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение). Социльно-демографическая часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная идентификация (семья), национальность, место жительства. Правила группового анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы, ненавязчиво контролировать поведение аудитории  (обсуждения, подсказки друг-другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет. Анализ завершается  подготовкой  отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования. Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме, теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел - содержит результаты анализа  полученных данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения.


Информация о работе Лекции по "Социологии"