Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:56, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"
Введение
Изучение курса «Право социального обеспечения» базируется на сочетании лекционного материала, научной, учебно-методической литературы и нормативных актов с практическими методами обучения.
Целью курса «Право социального обеспечения» является дать необходимые знания о системе социального обеспечения в РФ; изучение студентами, как общих понятий социального обеспечения, так и конкретных специальных норм, регулирующих социальное обеспечение отдельных категорий граждан. Важное место в программе отводится вопросам практического применения студентами полученных знаний в дальнейшей самостоятельной деятельности, что является целью настоящего курса.
Задачи курса “Право социального обеспечения” состоят в ознакомлении студентов с огромным количеством нормативного материала, регулирующим правоотношения по социальному обеспечению; расширений знаний о современной системе социального обеспечения, видах обеспечения, субъектах права, порядке приобретения права на все виды социального обеспечения; выработке умений по установлению фактов, дающих право на социальное обеспечение в РФ.
Студенты изучающие дисциплину “Право социального обеспечения” должны:
-иметь представление о роли и месте социального обеспечения в системе общеюридических дисциплин и государственного предоставления социальных гарантий в РФ; о путях развития социального обеспечения;
-знать систему, цели и задачи социального обеспечения; нормы и их динамику, конкретные особенности предоставления отдельных видов социального обеспечения, методику расчета пенсий, принципы осуществления начисления, перерасчета и индексаций пенсий;
-уметь анализировать содержание социальных правоотношений, применять на практике пенсионное законодательство, подзаконные и локальные нормативные акты, участвовать в разрешении споров по праву социального обеспечения, обновлять правовые знания в условиях экономических, политических и юридических реформ;
-получить знания о предмете, методе, системе социального обеспечения в РФ;
-изучить виды и порядок приобретения права на социальные выплаты и натуральные виды услуг;
-выработать умения и навыки в осуществлении прав граждан на различные виды социального обеспечения;
-научиться работать с документацией, дающей право на социальное обеспечение;
-выработать умение эффективного использования огромной массы нормативного материала по социальному обеспечению.
Курс «Право социального обеспечения» включает в себя:
Предмет, метод, принципы отрасли права социального обеспечения; правоотношения по социальному обеспечению; пенсионное законодательство; трудовые пенсии; пособия и компенсационные выплаты; медицинская помощь и лечение; социальное обслуживание; льготы.
Лекция №1. Понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения
1.Понятие и система органов социальной защиты населения.
2. Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения.
3. Международно-правовое
регулирование социального
4. Понятие и виды социальной защиты.
1.Понятие и
система органов социальной
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Социальное
обеспечение можно
Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам. Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.
В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К данным фондам относятся: V Фонд социального страхования РФ, V Пенсионный фонд РФ, V Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).
Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:
1. Муниципальное социальное обеспечение. Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.
2. Негосударственные
пенсионные фонды (НПФ). Эти фонды
осуществляют свою
3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 "О благотворительной деятельности" (с изменениями и дополнениями от 10.06.98г.).
4. Предоставление
работникам предприятий (в т.ч.
Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д. Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение.
Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты. Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения, возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России). В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).
Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими органами и учреждениями: 1. Департамент социальной защиты населения города Москвы, 2. Управления социальной защиты населения административных округов, 3. Районные управления социальной защиты населения, 4. Центры социального обслуживания, 5. Бюро медико-социальной экспертизы, 6. Центры помощи семье и детям, 7. Социальные приюты для детей, 8. Пансионаты для ветеранов, 9. Психоневрологические интернаты, 10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, 11. Реабилитационные центры для инвалидов, 12. Геронтопсихиатрический центр, 13. Дома ночного пребывания, 14. Центр социальных выплат, 16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия», 17.Московский центр технических средств реабилитации.
Реформы и перспективы развития в области социального обеспечения.
Реформирование пенсионной системы в России проводится поэтапно, начиная с января 2002г. Полностью завершить переход на новую систему планируется в 2017 году.
Пенсионная реформа должна
обеспечить корректировку
В настоящее время определены пути реформирования и развития пенсионной системы, в т.ч. переход к накопительной системе и формирование комбинированной схемы (распределительная, страховая, накопительная, дополнительная через негосударственные пенсионные фонды).
Средства, аккумулируемые Пенсионным фондом РФ в рамках распределительной пенсионной системы, представляют и будут представлять собой условный (существующий только в виртуальном виде) пенсионный капитал, величина которого должна соответствовать объему приобретаемых застрахованным лицом пенсионных прав. Однако сами средства подлежат перераспределению в целях обеспечения выплаты ранее назначенных пенсий, а также для финансирования пенсий тем застрахованным лицам, продолжительность выплаты которым превысит ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.
Что касается накопительной части, то она должна финансироваться за счет той части страхового взноса, который не подлежит зачислению в солидарную пенсионную систему, а должен в целях сохранения и приращения инвестироваться в наиболее выгодные финансовые проекты. Эти средства являются реальным пенсионным капиталом и не могут быть перераспределены Пенсионным фондом РФ (ПФР) в интересах других пенсионеров.
В соответствии с Федеральным
законом «Об инвестировании
Введение выплаты накопительной части пенсии предполагается начиная с 01.01.2013г., поскольку новый порядок уплаты страховых взносов (на страховую и накопительную часть трудовой пенсии) коснется тех лиц, которые достигнут пенсионного возраста через 10 и более лет после 01.01.2002г. (даты вступления в действие нового пенсионного законодательства), т.е. мужчин 1953 года рождения и моложе и женщин 1958 г. рождения и моложе. Проводимая реформа затронет и льготные пенсии, т.е. пенсии, назначаемые со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Лицам, занятым на работах с особыми или вредными условиями труда, а также работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, действующим законодательством предусмотрено сохранение права на назначение досрочной пенсии. При этом в переходный период (с 2002г. по 2013г.) при расчете пенсии, назначаемой досрочно (с учетом того, что всем лицам, имеющим право на назначение пенсии ранее общеустановленного возраста, также будет произведена конвертация их прав), из сумм расчетного пенсионного капитала предлагается применить общеустановленный период выплаты пенсии.