Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:56, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Социология"
По состоянию на 1998 год Конвенция МОТ № 118 Российской Федерацией не ратифицирована. Международно-правовое регулирование социального обеспечения граждан осуществляется и по другим направлениям (сохранение приобретаемых прав в области социального обеспечения, определение подлежащего применению законодательства, выплата пенсий и пособий за границей).
Понятие и виды социальной защиты.
Понятие, предмет, метод и
система права социального
Виды социальной защиты:
1. обеспечение пенсиями;
2. обеспечение пособиями;
3. бесплатное медицинское обслужи
4. предоставление санаторно-
5. социальная помощь семьям, имеющим детей; 6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: V Отношения по пенсионному обеспечению; V Отношения по социальному обслуживанию; V Отношения по выплате пособий; V Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям относятся также: процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению; процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличитель
Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. 3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон; 4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал.
С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.
А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают. Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
СИСТЕМА
ПСО - это научно обоснованная,
объективно существующая
К общей части
отрасли права социального
Особенная часть
отрасли права социального
Они в
деталях регламентируют
Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов.
Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы: > трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца; > по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты: - пособия, - социальное обслуживание и т.д. В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.
Вопросы для самоконтроля:
1.Понятие социальной защиты
2. Укажите систему органов социальной защиты населения.
3. Укажите направления
реформы и перспективы
4. Международно-правовое
регулирование социального
5. виды социальной защиты.
Рекомендуемая литература:
1,2,5,10,12,14,17,19,21
Лекция № 2. Источники и принципы права социального обеспечения.
Источники права социального обеспечения
Из теории государства и
права мы знаем, что под источн
Источники права социального обеспечения
- это различные нормативные
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям: 1. по юридической силе (по степени важности и субординации), 2. по сфере их действия; 3. по органам, принявшим нормативный акт; 4. по форме акта; 5. по правовым институтам. При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам. 1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов. Законы делятся на: V конститутивные, V кодифицированные, V текущие. Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.
Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО.
Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г. Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО. 2. По форме акта источники ПСО делятся на: V законы (примеры приводились выше); V указы и распоряжения Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров"); V постановления и распоряжения Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ"); V постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств (например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении"); V другие нормативные акты. 3. По сфере действия источники ПСО делятся на: . общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России), . республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые) (например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей"). . отраслевые . локальные. 4.
Источники ПСО можно классифиц
1. по пенсионному обеспечению граждан,
2. по обеспечению граждан
3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
Принципы права социальной защиты.
Принципами права социального
обеспечения являются
1. Всеобщность – право на
социальное обеспечение имеют
все категории трудящихся, рабочие
и служащие, учащиеся, военнослужащие,
беженцы, безработные,
2. Всесторонность – необходимые
услуги предоставляются во
3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах: V Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); V Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.