Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Содержание работы

1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

10.Личность и общество.

Структура работы:

- личность как активный субъект,  взаимосвязь личности и общества, процесс социализации личности  и его значение, двойственный  характер природы человека, проблема  самореализации личности в социокультурном  пространстве.

Литература:

1.Зейгарник Б.Н. Теории личности  в зарубежной социологии. М.,1986.

2.Келасьев В.Н. Интегральная  концепция человека. СПб, 1992.

3.Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.

4.Немировский В.С. Социология  личности. Красноярск, 1989.

5.Парсонс Т. Человек в социальном  мире. Любое издание.

6.Человек и общество. Основы  современной цивилизации. Хрестоматия.  М.,1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Что такое личность

2. Личность как объект  социологического анализа

3. Теории социализации

3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида

3.2 Теория Ж.Пиаже

3.3 Теория З.Фрейда

3.4 Теория Э.Эриксона

4. Статусно-ролевая концепция  личности

5. Процесс социализации  личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема личности - одна из главных  в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Человек выступает главным субъектом  и продуктом общественных отношений. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом, особый интерес представляет рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека.Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе — это вопрос о том, как именно социальные отношениявоздействуют на личность и, с другой, как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных икультурных условий, но в другом - она же является создателем своих собственных условий существования, т.е. социальным субъектом.

Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее проработанной, понимание же человека как субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.

Цель данного реферата: раскрыть сущность личности как субъекта и  продукта социальных отношений. Для  этого необходимо рассмотреть отличия  понятий «человек», «индивид» и  «личность», а затем выявить взаимосвязи  с личности и общества.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 18 страниц.

 

1. Что такое личность

Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим  понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия  как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек»  употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств  и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического  развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существование  отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид  – это единичный представитель  человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических  черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает  личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и  т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом  формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи  с функционированием и развитием  социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции  социального поведения личности. Социология в целом содержит множество  теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими  установками.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания  сущности социальных явлений, системы  взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого  конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни  всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы  о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте  социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

 

2. Личность как объект  социологического анализа

Проблема взаимоотношений  личности и общества принадлежит  к наиболее интересным и важным темам  в социологии. Развитие представлений  о человеке как личности прошло несколько  этапов. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья  человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию  Бога. Эпоха Возрождения утвердило  разум как высшее достоинство  человека. По мнению историков, понятие  «индивидуальность», как и понятие  «личность», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. Именно с периода ранних буржуазных революций  происходит постепенное возвышение личности в европейской философии.

В структуре личности можно  выделить 3 уровня:

1.         Биологический

2.         Психологический

3.         Социальный

Первый уровень представлен  генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность. Второй уровень  включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я».

С социологической точки  зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется  у индивида в процессе его включения  в систему общественных отношений. В структуре личности различаются 2 подсистемы: отношения с внешней  средой представляет собой базис  личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём  же содержится их оценка и установка  на изменение или сохранение существующего  положения вещей. Личность постоянно  получает новую информацию, новые  знания. Эти знания превращаются в  убеждения. В конкретных ситуациях  индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми  качествами личности, а взгляды и  мнения – её чертами. Качества и  черты определяют характер поступков  человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности  человека. Будучи осознанными, потребности  превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие  элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают  важнейшим фактором, регулирующим мотивацию  личности.

Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения  принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция означает предрасположенность личности к  определённому восприятию условий  деятельности и к поведению в  этих условиях. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и  стимулов, приводящее к появлению  установок личности. Понятие установки  связывается с предрасположенностью к действию, которое характеризуется  как некое состояние психики  индивида.

В отечественной социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией  саморегуляции социального поведения  личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

Второй уровень диспозиционной структуры личности – социально  фиксированные установки со сложной  структурой, состоящей из 3 основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с  отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой. Третий диспозиционный уровень  образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Если рассматривать личность в качестве социального субъекта, то общие и специфические социальные условия будут сказываться на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь  от субъекта к его общественному  деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. Формирование новых потребностей, интересов  и диспозиций стимулирует творческое нестереотипное поведение.

 

3. Теории социализации

Младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира.

Этот процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация – это  сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые  для успешного функционирования в данном обществе.

Информация о работе Личность и общество