Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Содержание работы

1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Первичная социализация –  та социализация, в которую индивид  включается в детстве. Вторичная  социализация – это последующий  процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с  помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки  и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи  – все люди, кто связан с индивидом  тесными личными отношениями. Вторичную  социализацию осуществляют люди, связанные  формально деловыми отношениями, т.е. представители администрации школы, вуза, армии, суда и т.д.

 

3.1 Теории Ч. Кули и  Дж. Мида

Теории социализации имеют  довольно длительную историю становления  и развития. Наибольшую известность  получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад  в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

По их мнению, каждый человек  строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности – это  результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами  других людей. Человек имеет столько  социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых  он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в  которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «я», открывающееся  через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди – это те зеркала, в которых  формируется образ «я» человека. «Я» включает: 1) представление о  том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство»  гордости или унижения.

Дополняющей и развивающей  теорию «зеркального» я стала  концепция «обобщённого другого», разработанная  Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как  абстрактное лицо – сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» – решающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок  обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным  и одномерным. Ребёнку требуется  несколько взрослых, которые по-разному  реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым  другим».

Усматривая особенность  человеческого сознания в способности  использовать символы и жесты, Мид  полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и  субъектом. Психическую систему  этого процесса Мид называет «я»  и «меня». Как субъект «я» может  оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским  играм, в процессе которых развиваются  разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между  различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого  «я» служит способность принять  на себя роль «обобщённого другого» –  с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал  значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной  и ответственной личности.

3.2 Теория Ж.Пиаже

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

3.3 Теория З.Фрейда

Одним из первых выделил механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит  из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся  принципу удовольствия. Инстанция «я»  осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» – носитель моральных норм, выполняющий  оценочные функции. Фрейд понимал  социализацию как процесс «развёртывания»  врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными  участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается  параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным  – недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит  в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей  стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение  между самостоятельностью, с одной  стороны, и стыдливостью и неуверенностью – с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют  ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст  от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет  – четвёртая стадия, соответствующая  латентной фазе. Пятая фаза –  это возраст от 12 до 18 лет.

3.4 Теория Э. Эриксона

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого  «я» коренятся в социальной организации  общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может  оправдать или не оправдать, и  тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в  основу 2-х важных понятий его  концепции – «групповой идентичности»  и «эго-идентичности». Благодаря  тому, что с первого дня жизни  воспитание ребёнка ориентировано  на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется  эго-идентичность, которая создаёт  у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с  человеком в процессе его роста  и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и  новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом  фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические  стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается  на весь жизненный цикл, а не заканчивается  в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные  параметры развития, которые могут  быть положительными и отрицательными.

Социальный параметр третьей  стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью  на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его  характере.

Четвёртая стадия , соответствующая  латентной фазе в психоанализе. Здесь  Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка  в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка  появляется дедукция, способность к  организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности  – с другой.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным  полюсом идентификации «я» и  отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о  себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым  и проецировать в будущее. Если молодой  человек успешно справится с  такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто  он есть и куда идёт. В отличии  от предыдущих стадий влияние родителей  теперь оказывается гораздо более  косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический  для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом  близости (брак, дружба) и отрицательным  – одиночества.

Седьмая стадия – зрелый возраст. На этой стадии появляется новый  параметр личности – общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного  круга, задумываться на жизнью будущих  поколений. Тот, у кого такое чувство  сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и  безнадёжностью.

Эриксон считает, что у  каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может  быть исправлена последующими удачами  на других. Кроме того, Эриксон перекладывает  часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

С момента рождения и на протяжение всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные  виды деятельности. В отечественной  социологии процесс социализации принято  разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие социологи  утверждают, что социализация никогда  не бывает полной и никогда не завершается. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует  в другую страну, переходит на новую  работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определённые социальные институты: семья, группы сверстников, школа, трудовые коллективы.

Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной. Ребёнок принимает роли и установки  значимых других, усваивает их и  делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

 

5. Статусно-ролевая концепция  личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система  социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом  к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных  социальных позиций их поведение  определяется главным образом существующими  ожиданиями других людей в отношении  их позиций, а не их собственными индивидуальными  характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов  и ожиданий, связанных с занимаемыми  социальными позициями.

Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку  оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам поведения.

В рамках теории социальных ролей существуют 2 основных подхода  к пониманию роли. Впервые понятие  социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль р себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе ния о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.

Другой подход – функционалистский  – был предложен Р.Линтоном. дается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности  в своих силах и собственном  таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия котния и как безусловные  предписания, свойственные определённым позициям. Эти предписания исходят  из культуры общества, которая в  рамках функционалистских концепций  обычно рассматривается как унифицированная  культурная система, и выражаются в  социальных нормах, определяющих поведение  в пределах той или иной роли.

Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется  от человека в данной ситуации. Межличностные  роли в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим  на других; наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чувства  по поводу этого мнения.

Информация о работе Личность и общество