Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:30, реферат
Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы
Первичная социализация – та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация – это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.
Люди и учреждения, с
помощью которых осуществляется
социализация личности, называются агентами
социализации. Агенты первичной социализации
– родители, братья и сестры, бабушки
и дедушки, все остальные родственники,
друзья семьи, сверстники, учителя, врачи
– все люди, кто связан с индивидом
тесными личными отношениями. Вторичную
социализацию осуществляют люди, связанные
формально деловыми отношениями, т.е.
представители администрации
3.1 Теории Ч. Кули и Дж. Мида
Теории социализации имеют
довольно длительную историю становления
и развития. Наибольшую известность
получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р.
Линтона, З. Фрейда. Большой вклад
в объяснение процесса социализации
внесли представители школы
По их мнению, каждый человек
строит своё «я», основываясь на реакциях
других людей, с которыми он вступает
в контакт. Стержень личности – это
результат социального
Человеческое «я», открывающееся
через реакции других людей, известно
как «зеркальное я». Другие люди
– это те зеркала, в которых
формируется образ «я»
Дополняющей и развивающей теорию «зеркального» я стала концепция «обобщённого другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо – сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» – решающая фаза социализации.
По мнению Мида, сознательное
«я» вырастает в социальном процессе.
Маленький ребёнок обнаруживает
своё я как существо, обладающее
определёнными намерениями
Усматривая особенность человеческого сознания в способности использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Мид называет «я» и «меня». Как субъект «я» может оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.
Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» – с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.
3.2 Теория Ж.Пиаже
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
3.3 Теория З.Фрейда
Одним из первых выделил механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Фрейд понимал социализацию как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития.
По Фрейду, вторая стадия,
совпадая с анальной фазой, охватывает
второй и третий годы жизни. На этой
фазе устанавливается соотношение
между самостоятельностью, с одной
стороны, и стыдливостью и неуверенностью
– с другой. Ребёнок, вынесший из
этой стадии гораздо больше самостоятельности,
чем стыда (если родители предоставляют
ему делать то, на что он способен),
окажется хорошо подготовлен к развитию
самостоятельности в
3.4 Теория Э. Эриксона
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
Эти идеи Эриксона легли в
основу 2-х важных понятий его
концепции – «групповой идентичности»
и «эго-идентичности». Благодаря
тому, что с первого дня жизни
воспитание ребёнка ориентировано
на включение его в социальную
группу, формируется групповая
Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.
Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.
Социальный параметр третьей
стадии Фрейда (фаллическая), по мнению
Эриксона, развивается между
Четвёртая стадия , соответствующая
латентной фазе в психоанализе. Здесь
Эриксон расширяет рамки
При переходе в пятую стадию
(12-18 лет) параметр связи с окружающим
колеблется между положительным
полюсом идентификации «я» и
отрицательным полюсом путаницы
ролей. Т.е. подросток, который приобрёл
способность к обобщениям, должен
объединить всё, что он знает о
себе как о сыне, школьнике, друге,
спортсмене и т.д. Все эти роли
он должен собрать в единое целое,
осмыслить, связать с прошлым
и проецировать в будущее. Если молодой
человек успешно справится с
такой психосоциальной
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным – одиночества.
Седьмая стадия – зрелый
возраст. На этой стадии появляется новый
параметр личности – общечеловечность.
Общечеловечностью Эриксон
Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.
Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.
С момента рождения и на
протяжение всей жизни человек контактирует
с окружающими, включаясь в различные
виды деятельности. В отечественной
социологии процесс социализации принято
разделять на три периода: дотрудовой,
трудовой и послетрудовой. Многие социологи
утверждают, что социализация никогда
не бывает полной и никогда не завершается.
Новые шаблоны поведения
Наиболее важной для индивида
обычно является первичная социализация,
поскольку вторичная
5. Статусно-ролевая концепция личности
Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.
Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении их позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.
Понятие роли имеет важное
социологическое значение, поскольку
оно помогает продемонстрировать социальную
обусловленность индивидуальной деятельности,
следующей повторяющимся
В рамках теории социальных ролей существуют 2 основных подхода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль р себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе ния о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.
Другой подход – функционалистский
– был предложен Р.Линтоном. дается
только в связи с объективными
фактами. Самый обычный ребенок,
усилия которого оцениваются и вознаграждаются,
будет ощущать чувство
Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чувства по поводу этого мнения.