Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Содержание работы

1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату  и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с  вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется  несколько раз, то очевидно, что у  вас возникает чувство, что о  вас в группе дурное мнение, с  вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении  группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале  дает образ физического «Я», так  восприятие реакции других людей  на мое поведение или внешность  дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в одних  отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций  окружающих на мои действия. Маленький  ребенок, первые артиспередаются интонацией, а голос безжизненный.

В раннем возрасте дети часто  говорят сами с собой, не обращаясь  ни к кому, просто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребёнок становится способен принимать  роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Воспоминания о событиях, которые имели место  в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребёнок плохо владеет  языком. Только после того, как ребёнок  овладеет языком, он в состоянии  сформировать концепцию самого себя и принять роли других.

Взрослея и выходя за пределы  своей семьи, ребёнок узнаёт, что  в обществе существует дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребёнок  определяет своё место в обществе в зависимости от социального  статуса.

Социальный статус – каждая из социальных позиций индивида, связанная  с определёнными правами и  обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека по отношению к другим. Обладание  статусом позволяет человеку ожидать  и требовать определённого отношения  со стороны других.

Каждого человека можно охарактеризовать «статусным набором». Статусный набор  – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Человек может  иметь ряд статусов, но лишь один из них – главный статус –  определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Статусы  делятся на «приписанные» и «достигнутые».

Приписанные – это статусы, которые были получены благодаря  внешним, неконтролируемых со стороны  человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретённые статусы  – анализируются с помощью  профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы  между предписанными и достигнутыми статусами условны.

Личности может быть свойственна  противоречивость статуса. Например, человек  с высоким уровнем образования, как правило, обеспечивается высокий  социальный статус. Однако он может  быть занят такой профдеятельностью, которая плохо оплачивается и  имеет низкий престиж, что свидетельствует  о низком статусе. Считается, что  противоречие одного статуса другому  способствует возникновению у индивидов  чувства неудовлетворённости.

Определяя возможность формирования личности, «Я» - образа на основании  зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В  соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям  других, ограничиваясь избирательной  ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда  учитель придерживается своего кодекса  профповедения, а родители выдвигают  свои требования. Случается, что разные ролиответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает  ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он ввоей роли. Нет двух людей, одинаково играющих одну роль. Гофман ввёл в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актёр. Первый означает человека, который не осознаёт, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актёр ясно понимает, что играет роль и не идентичен  ей.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует  идентичность, поддерживает и трансформирует её. Способность же личности к трансформации  зависит от некоторых генетически  заложенных черт.

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество  ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

 

5. Процесс социализации  личности

В человеке в течение его  жизни параллельно идут два взаимосвязанных  процесса: процесс его личностного  становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление  проходит, как уже говорилось, в  борьбе божественного, культурного  начала с инстинктами.

Социализация есть процесс  вхождения человека в общности, его  знакомство с постепенно расширяющимся  кругом различных общностей, выработки  человеком отношения к новым  общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в  целом.

Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить  себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или  ином игровом эпизоде. Команда возникает  и действует только тогда, когда  каждый усваивает не только собственную  роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя  последовательно все стадии вхождения  в другие роли, развивает способность  видеть свое собственное поведение  во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через  осознание других ролей, а также  чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный  другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность  адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов  может отрицательно сказываться  на развитии личности. Так, у некоторых  групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых  в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а  следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается  на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности.

Индивид стремится принять  их роли, подражать им и таким  образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании  групповых ценностей. Например, представитель  определенной нации стремится к  культурным образцам своей нации, сопоставляя  их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени  зависит от индивидуальных или групповых  потребностей, удовлетворение которых  приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек  не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.

Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит  в том, что, оказавшись в некой  общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к  действию лишь те установки, которые  уже действуют в удобной для  него общности. Чем к большему числу  общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным  он становится.

Самоидентификация человека заключается в сознании собственной  принадлежности общностям, в расстановке  приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для  тебя являются наиболее важными. Выстраивается  иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах  человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой  особого уважения, дружбы, любви.

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании  восприятия реакции других на своё поведение, т.е. как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего  обозначают различные формы негативного  поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам девиантного поведения принято  относить правонарушаемость, включая  преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение  – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся  поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные  виды научного, технического и художественного  творчества.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты  и т.д. Важное значение имеет преодоление  стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

 

Список литературы

1.         Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 г.

2.         Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для ВУЗов. М.2000 г.

3.         Качалов Л.К. Социология. Учебное пособие. Ч.1. Новосибирск, 2002 г.

4.         Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998 г.


Информация о работе Личность и общество