Личность как социальный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

1. Личность как социальная система.
2. Социализация личности и ее основные этапы.
3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная социология.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. Разумовского

 

Институт «Экономики и бизнеса»

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»

Дисциплина Социология

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему «Личность как социальный тип»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

1. Личность как социальная система.

2. Социализация личности и ее основные этапы.

3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.

 

1. Личность как  социальная система.

Общественная жизнь представляет собой совокупность явлений и  процессов, происходящих между людьми. Поэтому человек оказывается  включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

  Определение понятия  «личность» требует  соотнесения  его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Было бы неверно полагать, что философия изучает человека, а социология личность, ведь человек и личность представляют собой один объект.  Речь, следовательно, идет о различных аспектах этого объекта и различных подходах к нему. Например, философия рассматривает вопросы соотношения человека и мира. «Человек» есть родовое понятие, выделяющее его в качестве высшей ступени среди живых организмов на земле, это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. «Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную. Он потенциально заключает в себе все и актуализирует лишь немногое. Он есть живое противоречие, отношение конечного и бесконечного», - отмечает Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого». Ему вторит Э. Фромм, рассматривая человека как «единственное животное, для кого собственное существование является проблемой». Социология же рассматривает социальные отношения, отношения между личностью и обществом, между личностью и социальными группами, между самими социальными группами, между людьми как субъектами и объектами общественных отношений.

  «Личность» - это конкретный, единичный человек как система  устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре и в социальной жизни в целом. В этом определении личность не теряет присущих ей человеческих качеств. Но в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. «Индивид» соответственно, -  это единичный человек как биосоциальное существо, особь. «Индивидуальность» - это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

  Итак, для социологии  личность - это любой человек,  рассмотренный как субъект (деятель) социальной жизни, а индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только талантливым людям.

  Социология не подменяет  другие науки в изучении личности, концентрируясь на одном ее аспекте. Она изучает личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель и деятель, как исходный элемент социальной жизни, социальных  взаимодействий, институтов и т.д.

  Проблема взаимодействия  личности и общества в социологии  рассматривается в 2-х аспектах. Во-первых, в осмыслении того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее. Отвечая на эти основные вопросы, социология выделяет в социальной жизни глубинные процессы, связанные с поиском более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения человека  ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д. Наряду с глубинными процессами в социальной жизни реализуются относительно спокойные, стабильные процессы, связанные с независимой от личности деятельностью социальных институтов и общества. Действительно, ведь индивид застает готовыми устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему усмотрению. По своей исторической длительности эти Периоды стабильности занимают большую часть жизни человеческого общества.

  Второй аспект проблемы  «личность и общество» связан  с вопросом взаимодействия личности  с другими индивидами в конкретном  социуме, насколько она способна  проявить свою независимость,  автономность; или общество, общественные  связи, институты достаточно жестко  программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

  Социология призвана  осуществлять исследование личности  как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фиксируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в обществе. Однако важно соблюдать меру вещей и устойчивые, типичные проявления личности нельзя стандартизировать, т.к. это ведет к превращению личности в безликий робот.

  До сих пор большинство  социологических моделей личности  рассматривали ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей. Эта традиция идет от французских просветителей (Дидро, Гельвеция, Руссо и др.), чьи идеи были использованы марксизмом, затем Лениным и их последователями. Но если отрицать такой подход к человеку, не следует впадать в другую крайность: абсолютизировать личностное начало общечеловеческой жизни.

  Взаимодействие личности  и социальной среды в самом  общем виде понимается как  деятельность удовлетворяющего  свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. То есть речь идет об активном утверждении личностью своих потребностей и ее приспособлении, адаптации к среде лишь с целью самореализации.

  Следует отметить, что  любое явление зависит от условий  своего существования. Поэтому  и личность зависит от внешних  условий и обстоятельств своей жизни. Взаимоотношения личности и социальной среды вполне вписываются в формулу: поиск (личности) – предложения (общества) - выбор (личностью из предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия и осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями  о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

  В систему социальных  связей личности входят ее  социальные функции и статус. Деятельность личности, ее поведение,  установки, выборы, эмоции определяются  рядом факторов: условиями среды,  положением в системе социальных  связей, уровнем развития личности  и ее культуры. Рассмотрим, как осуществляется влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека.

  Взаимодействие между  людьми устанавливается потому, что в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей они зависят в чем-то конкретном друг от друга. То есть, каждый человек исполняет определенные социальные функции в зависимости от рода занятий. Например, педагог - преподает, врач - лечит, рабочий-станочник  - изготовляет детали и т.д. Отметим при этом, что употребление понятия «функция» в социологии определяется тем, какие последствия для окружающих и общества в целом эти действия имеют. Если человек не выполняет свои функции на профессиональном уровне, то мы имеем дело с дисфункцией. Так, на производстве дисфункцию осуществляют бракоделы, на транспорте - лихачи, в управлении, сфере образования, здравоохранения и культуры - недоучки и случайные люди. Последствием же деятельности бракодела может быть испорченная копеечная деталь. А, например, из-за некомпетентности одного из последних руководителей бывшего Центрсоюза в бытность СССР было закуплено в Бельгии оборудования на полмиллиарда долларов для 27 колбасных заводов, которое не могло быть использовано в наших условиях. Следовательно, одно и то же явление вызывает разные последствия, совокупность которых определяет функциональный результат, на основе чего можно говорить о социальной функции данного явления, человека в целом. И наоборот,  к одним и тем же следствиям могут приводить самые различные действия, поступки, что позволяет говорить о функциональных заменителях. Например, просвещать могут педагоги и средства массовой информации и коммуникации.

  Далее выделим преднамеренные  и непреднамеренные функции индивида. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Скрытая (латентная) функция - это незапланированный и, может быть, неосознанный результат действия.

  Каждый человек, выполняя  свои многообразные функции, становится нужным другому, другим, всем. Функциональная дифференциация  и зависимость партнеров в процессе социального взаимодействия является одним из важнейших условий устойчивой интегрированности общества как целого.

  Для выполнения конкретных  функций в ходе социального  взаимодействия на человека налагаются определенные функциональные обязанности. И вместе с тем, он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "вознаграждения", лежащего в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают, естественно, в рамках социальных институтов, как регулируемых, устойчивых, самовозобновляющихся социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролируется.

  Функции индивида  и вытекающие из них обязательства  и права по отношению к другим  участникам социального взаимодействия  определяют социальный статус  человека. Иначе говоря, в статусе  фиксируется тот набор конкретных  действий, которые должен выполнять  человек в данном социальном  институте, и тех условий, действий, которые должны быть ему предоставлены  для осуществления своей деятельности.

  К наиболее широкому  определению социального статуса  относится положение человека  в системе социальных отношений.

  Каждый человек осуществляет  на протяжении жизни множество  социальных связей, выполняет массу социальных функций и, соответственно, имеет множество статусов.

  Особую роль среди   них играют всеобщие или генеральные  статусы. Первый - статус человека, его права и обязанности. Другой  генеральный статус - статус гражданина данного общества, государства. Статусы, обретенные от рождения, называются предписанными. К ним относятся: расовая, национальная, половая принадлежность, социальное происхождение, место рождения. Приобретенные статусы, например, инженера, врача, артиста, отца, жены... достигаются усилиями и деятельностью самого человека  в процессе учебы, работы и т.д. Статусы могут быть формализованными (начальник цеха, министр) или неформализованными (лидер в компании товарищей, вратарь дворовой команды футболистов). Особое значение имеют статусы личности, связанные с профессией, имущественным положением. Именно они, как правило, самоопределяют человека социально. Однако, не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает с самооценкой личности своего главного статуса. На этой почве возникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении.

  Иерархия статусов  тесно связана с престижем  статусов. Он, по сути, представляет  собой иерархию статусов, разделяемую  обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Например, в обществах бюрократических, с сильной государственной властью велик статус начальника, чиновника, по сравнению с демократическими обществами.

  Как иерархия, так  и престиж статусов формируется  под влиянием двух факторов: I - реальной значимости тех или  иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур; и 2 - системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при "взвешивании" социальных функций. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и наоборот, необоснованная заниженность других статусов, например, в нашей стране - статусов ученых, врачей, учителей, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование  т.к. утрачено равновесие статусов. Наличие необосновано-высокого npecтижa статуса означает, что люди, выполняющие   его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.

  Помимо социальных  функций и статуса социальная  система личности включает социальные роли.

  Социальные роли служат  механизмом взаимодействия личности  и общества. Зная социальный статус  конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем, что он будет осуществлять тот типичный набор действий, обладать тем типичным набором качеств, которые необходимы для исполнения этих функций.

  Один из основоположников  ролевой теории в социологии  Р. Линтон определял социальную  роль как ожидаемое поведение,  ассоциируемое со статусом, который  имеет человек. Если статус - это  сами функции, права и обязанности,  то социальная роль - это ожидание, поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе.

  Правомерно, на наш  взгляд, определение социальной  роли и как совокупности действий, которые человек выполняет в  соответствии со своим социальным  статусом.

  Рассматривая социальные  роли, необходимо соотнести их  с ценностями, нормами поведения, мотивами и т.д. В рамках социальной роли происходит определенное упорядочивание этих феноменов в соответствии со специфическими требованиями, стандартами поведения, необходимыми для той или иной функции. Если генеральные ролевые  ожидания упорядочивают общечеловеческие ценности, то профессиональные – «завязывают» специфические и т.д.

  Важно подчеркнуть,  что социальная роль - это образец  поведения. В процессе жизнедеятельности  время и культура произвели  отбор наиболее целесообразных для данного статуса типичных черт личности  и закрепили их в виде образца, стандарта, нормы. Тем самым гарантируется нужный уровень деятельности социального института, его устойчивость, самовозобновляемость, безболезненность для института замещения одного участника связей другими.

Информация о работе Личность как социальный тип