Личность как социальный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

1. Личность как социальная система.
2. Социализация личности и ее основные этапы.
3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная социология.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

Существуют врожденные качества, которые способны оказать немалое влияние на:  а) восприятие индивидом социальной реальности,  б) его поведение в системе социальных взаимодействий,  в) оценку другими поведения данной личности. Речь идет, прежде всего, о темпераменте  как важнейшей психодинамической характеристике человека, наследуемой генетически. Сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, поэтому в каждый отдельный момент реальное поведение человека представляет собой единство социального содержания и темперамента, окрашивающего своеобразием все психические проявления личности (эмоции, мышление, волевые и др. процессы). Во многом именно темперамент придает неповторимость личности. К его основным показателям относятся: возбудимость (сенситивность), эмоциональность и впечатлительность (реактивность), способность преодолевать препятствия при достижении цели (активность), приспособляемость (пластичность) и т.д. Эти характеристики помогают определить простую квалификацию темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Например, холерик относится к сильному, настойчивому, активному, несдержанному, вспыльчивому и т.д. типу нервной системы человека.

Есть и другие врожденные свойства: доминирование корковой или  подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного с левым полушарием) типа мышления.

Таким образом, врожденные свойства в немалой степени влияют на социальную судьбу человека. Так, активный и по-хорошему упрямый человек не остановится перед первой неудачей, проявит настойчивость в реализации поставленной цели. И наоборот, безвольного, слабохарактерного человека может сломить первая же неудача, он вынужден будет избрать себе иную социальную судьбу. Данные индивидуальные особенности с малых лет сказываются на выборе тех или иных жизненных путей. Там, где активный, энергичный и упрямый будет выбирать путь к наиболее престижной профессии, должности, безвольный раз за разом будет склоняться к тому, что попроще. Поэтому личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностями, при прочих равных условиях оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются различные приоритеты ценностей, а в целом неповторимость и своеобразие черт личности приобретает социально выраженный характер.

Еще один аспект рассматриваемой  проблемы связан с индивидуальным восприятием  личностью социальных условий. Каждый человек видит мир по-своему. Сказываются  как особенность восприятия, воображения, так и культура, образованность личности, ее ориентиры и установки. Здесь  мы также обнаруживаем эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные. Следовательно, индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий. Например, наблюдательный человек стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биологических и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых срослись генетическое своеобразие и социальное качество личности.

Итак, в реальной жизни  реализация индивидом себя в обществе означает прежде всего выполнение им огромного множества социальных ролей. В этом процессе на уникальность и своеобразие темперамента, интеллекта и иные характеристики личности накладывается неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний и пр. При этом внешний мир прямо не отражается в сознании, он преломляется в специфических, уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.

 

3. Социальная деятельность  и социальное поведение личности.

Человек является существом  деятельным. Он не просто реагирует  на стимулы внешней среды, а познает  в процессе практической деятельности как объективные закономерности внешней среды, так и закономерности функционирования и развития самого себя как человека, и в соответствии с познанием этих закономерностей сознательно строит свою социальную деятельность.

Управление человеком  своей собственной деятельностью  предполагает знание не только ее объективных и субъективных закономерностей, но и всего многообразия элементов, форм и особенностей взаимосвязи этих элементов в конкретных условиях. Известно, что социальные законы проявляются как социальные интересы. Именно поэтому в механизме детерминации социального поведения интересы играют ведущую роль.

Исходным пунктом детерминации социальной деятельности и социального поведения людей являются объективные условия жизни, которые порождают определенные потребности и интересы. Интересы, в свою очередь, создают у людей те или иные мотивы деятельности. Здесь объективная детерминация переходит в субъективную. Процесс такого перехода есть результат действия трех групп механизмов: мотивации социальной деятельности человека, т.е. осознания потребностей в виде интересов; преобразования интересов личности в цель деятельности; индивидуального поведения и отношений человека.

  Процесс перехода  от субъективной детерминации  к объективной включает механизмы:  перехода от индивидуального  поведения и индивидуальных отношений личности к социальному поведению и социальным отношениям групп личностей; проявление социальных закономерностей в социальных отношениях, формирующихся на различных уровнях жизнедеятельности общества (личность, группа, класс, нация, общество в целом).

  Среди видов деятельности  одним из ведущих является  тот, который служит удовлетворению жизненных потребностей людей. Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Поэтому вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание возможностей их удовлетворения.

  Различают два вида  потребностей: естественные и социальные. Под естественными потребностями  понимаются повседневные нужды  человека в еде, одежде, жилье  и пр. Эти потребности составляет  основу, на которой возникают,  развиваются и удовлетворяются  социальные потребности. К ним  относятся потребности человека  в трудовой деятельности, потребности иметь семью и т.д.

  Потребности выступают  в качестве основного мотива, побуждающего субъекта к реальной  деятельности, направленной на создание  условий и средств удовлетворения  его нужд. Осознание и усвоение  ценностей составляют высший  уровень потребностей человека. Ценностная ориентация формирует  установку деятельности, что в  значительной степени предопределяет направленность его социального поведения. Существуют социальные ценности, стремясь к которым человек подчас готов пожертвовать собой ради них. К ним относятся: истина, любовь, свобода и др.

  Важнейшим фактором  социальной детерминации, выражающей  отношение человека или социальной  общности к своему положению  и условиям жизни, выступает  интерес. Интерес личности - это  направленность действий индивида  в зависимости от возможности  удовлетворения той или иной  потребности. Он является решающим  мотивом, заставляющим личность  бороться за сохранение или  изменение сложившихся условий  и форм жизнедеятельности. В  основе интересов лежат потребности  людей, которые в конечном счете  выражают требование социальных  законов, и вследствие этого  интерес выступает как результат  осознания потребности в чем-либо.

  В социологии выделяется  четыре типа интересов: интерес-отношение,  т.е. заявление индивида об  интересе к тому или иному  объекту; интерес - действие, т.е.  непосредственное участие человека  в каком-либо виде деятельности; интерес - установка, сложившийся  в процессе длительного социального взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой и сохраняющий свою направленность в различных социальных ситуациях; интерес-ориентация - выделение из ряда других интересов одного в качестве главного.

  Если человек оказывается  не в состоянии изменить свои  интересы в новых социальных  условиях, в действие вступают  механизмы адаптации (приспособления), вынуждающие человека изменить свое поведение. Механизмы адаптации позволяют ему вырабатывать собственное отношение к изменившимся условиям жизнедеятельности и тем самым снимают или ослабляют возникшее в результате конфликта напряжение.

  Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов  образует механизм мотивации  социальной деятельности. Это механизм  осознания личностью своих потребностей  в качестве интереса. Интересы  выступают важнейшей детерминантой  целей деятельности. Они как бы  «переводят» действие социальных законов в цели людей, побуждают  их с объективной необходимостью следовать в своем поведении логике этих законов. Социальные отношения людей проявляются в их поведении прежде всего как интересы. Именно через потребности и интересы людей социальные законы детерминируют характер, содержание, цели деятельности людей. Превращение интересов в цели - высший уровень мотивации деятельности. Цель - связующее звено между настоящим и будущим. Переход от интереса к цели означает переход к реализации интереса через целенаправленную деятельность. Мотивы деятельности - это конкретные внутренние побудители к действию, представляющие собой отражение в сознании людей их объективных потребностей и интересов. Они обуславливают выработку человеком целей деятельности.

  Наряду с внутренними  побудителями к деятельности, или  мотивами, на стадии перехода  от интереса к цели существуют  и внешние побудители, или стимулы. Стимулы - это объективные факторы, включенные в различные сферы жизнедеятельности общества. В отличие от мотивов стимулы включают элементы, выражающие специфику внешней среды.

  Взаимодействие мотивов  и стимулов образует механизм  мотивации социальной деятельности  личности. Будучи динамической системой,  он характеризуется взаимодействием  трех элементов: потребностей, ценностных ориентаций и интересов, не только выполняющих функцию мотивации социальной деятельности личности, но и являющихся функцией формирования диспозиций (установок) личности, которые фиксируются на различных уровнях. Диспозиции личности, формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды, выступают в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. 

  В социальном поведении,  как внешнем проявлении деятельности, выявляется конкретная позиция  человека, его установка. Это форма  превращения деятельности в реальные, конкретные действия по отношению к социально-значимым объектам. Она представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека.

  Существуют четыре  уровня социального поведения  личности. Первый уровень - реакция субъекта на воздействие внешней среды. Второй уровень образует привычные действия или поступки, подчиненные представлению о том, какой должен быть достигнут результат. Поступок - это действие, в котором проявляется отношение субъекта к другим людям. К третьему уровню относятся поступки или социальные действия людей, преследующих определенные цели. На четвертом уровне происходит реализация жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, так как связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели.

  Социальное поведение  нельзя объяснить только индивидуальным. Поведение человека детерминируется  в конечном счете его объективным положением в данной социальной структуре и обусловленными этим положением потребностями и интересами, а также взаимодействием с другими людьми, оно непосредственно включает в себя элементы социальных отношений. Перейти в анализе от индивидуального поведения к социальному можно  лишь выявив элементы социальных отношений в индивидуальном поведении, исследуя определенное количество индивидуальных интересов и целей, а также интересов и целей, складывающихся в процессе социальных взаимодействий. Таким образом, не что иное, как потребности, их природа и способ удовлетворения ставят индивидов в зависимость друг от друга (отношения между полами, обмен, разделение труда и т.п.), обусловливают объективную необходимость их взаимодействия и вызывают к жизни социальные отношения и повседневно их воссоздают. В процессе взаимодействия индивидов не только реализуются уже сложившиеся социальные отношения, но и формируются новые, соответствующие потребностям общества.

  Социальные отношения  между индивидами и обществом  складываются в условиях социального  контроля. Под социальным контролем  понимается способ саморегуляции  социальной системы, обеспечивающей  упорядоченное взаимодействие составляющих  ее элементов посредством нормативного (в том числе и правового)  регулирования. Стабилизирующая  функция системы социального контроля заключается в производстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных экономических, политических, правовых характеристик данной системы, ее места в процессе исторического развития закономерно сменяющих друг друга стадий общественного развития. В сущности, проблема социального контроля есть центральный вопрос о взаимоотношениях индивида и общества, гражданина и государства.

  Социальные отношения  это не простая «подгонка»  индивидуальных качеств под социальный  стандарт. Здесь прежде всего  необходимо иметь в виду особенность  функционирования индивидуального  в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания информация распространяется в виде целостных, внутренне не дифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, то на индивидуальном уровне существует возможность расчленения целостного блока социальной информации (образов поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения, либо изменения того или иного решения.

  В схему социального  контроля включаются два вида  действий,  а именно: контролируемая  деятельность индивидов и контролирующая  деятельность социальных институтов. Социальный контроль - это регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических (государственный контроль), но и других социальных институтов: образования, культуры, морали.

  К основным методам  социального контроля относятся  наказания  и поощрения. За  всю историю существования человечества  практика показала, что мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Критика абсолютизации наказания как мотива социального контроля  с этически нравственных позиций дополнена в настоящее время экспериментальными выводами, согласно которым применение негативных санкций ведет только к временному прекращению нежелательного социального поведения; подавляемые формы социального поведения имеют тенденцию к возрождению в том же качестве после прекращения воздействия негативных санкций; подавление нежелательных форм социального поведения с неизбежностью ведет к общему снижению социальной активности индивида.

Информация о работе Личность как социальный тип