Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:44, контрольная работа
1. Личность как социальная система.
2. Социализация личности и ее основные этапы.
3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.
Существуют врожденные качества, которые способны оказать немалое влияние на: а) восприятие индивидом социальной реальности, б) его поведение в системе социальных взаимодействий, в) оценку другими поведения данной личности. Речь идет, прежде всего, о темпераменте как важнейшей психодинамической характеристике человека, наследуемой генетически. Сам по себе темперамент не дает возможности судить о содержательной стороне личности, поэтому в каждый отдельный момент реальное поведение человека представляет собой единство социального содержания и темперамента, окрашивающего своеобразием все психические проявления личности (эмоции, мышление, волевые и др. процессы). Во многом именно темперамент придает неповторимость личности. К его основным показателям относятся: возбудимость (сенситивность), эмоциональность и впечатлительность (реактивность), способность преодолевать препятствия при достижении цели (активность), приспособляемость (пластичность) и т.д. Эти характеристики помогают определить простую квалификацию темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Например, холерик относится к сильному, настойчивому, активному, несдержанному, вспыльчивому и т.д. типу нервной системы человека.
Есть и другие врожденные свойства: доминирование корковой или подкорковой умственной деятельности, образного (связанного преимущественно с развитостью правого полушария коры головного мозга) или логического (связанного с левым полушарием) типа мышления.
Таким образом, врожденные свойства в немалой степени влияют на социальную судьбу человека. Так, активный и по-хорошему упрямый человек не остановится перед первой неудачей, проявит настойчивость в реализации поставленной цели. И наоборот, безвольного, слабохарактерного человека может сломить первая же неудача, он вынужден будет избрать себе иную социальную судьбу. Данные индивидуальные особенности с малых лет сказываются на выборе тех или иных жизненных путей. Там, где активный, энергичный и упрямый будет выбирать путь к наиболее престижной профессии, должности, безвольный раз за разом будет склоняться к тому, что попроще. Поэтому личности, обладающие теми или иными индивидуальными особенностями, при прочих равных условиях оказываются вовлеченными в разные социальные ситуации, накапливают при этом неодинаковый жизненный опыт, в результате чего формируются различные приоритеты ценностей, а в целом неповторимость и своеобразие черт личности приобретает социально выраженный характер.
Еще один аспект рассматриваемой проблемы связан с индивидуальным восприятием личностью социальных условий. Каждый человек видит мир по-своему. Сказываются как особенность восприятия, воображения, так и культура, образованность личности, ее ориентиры и установки. Здесь мы также обнаруживаем эффект взаимоперехода биогенных факторов в социальные. Следовательно, индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий. Например, наблюдательный человек стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биологических и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых срослись генетическое своеобразие и социальное качество личности.
Итак, в реальной жизни реализация индивидом себя в обществе означает прежде всего выполнение им огромного множества социальных ролей. В этом процессе на уникальность и своеобразие темперамента, интеллекта и иные характеристики личности накладывается неповторимость социальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, социальных переживаний и пр. При этом внешний мир прямо не отражается в сознании, он преломляется в специфических, уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.
3. Социальная деятельность
и социальное поведение
Человек является существом деятельным. Он не просто реагирует на стимулы внешней среды, а познает в процессе практической деятельности как объективные закономерности внешней среды, так и закономерности функционирования и развития самого себя как человека, и в соответствии с познанием этих закономерностей сознательно строит свою социальную деятельность.
Управление человеком
своей собственной
Исходным пунктом детерминации социальной деятельности и социального поведения людей являются объективные условия жизни, которые порождают определенные потребности и интересы. Интересы, в свою очередь, создают у людей те или иные мотивы деятельности. Здесь объективная детерминация переходит в субъективную. Процесс такого перехода есть результат действия трех групп механизмов: мотивации социальной деятельности человека, т.е. осознания потребностей в виде интересов; преобразования интересов личности в цель деятельности; индивидуального поведения и отношений человека.
Процесс перехода
от субъективной детерминации
к объективной включает
Среди видов деятельности одним из ведущих является тот, который служит удовлетворению жизненных потребностей людей. Потребности выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Поэтому вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание возможностей их удовлетворения.
Различают два вида
потребностей: естественные и социальные.
Под естественными
Потребности выступают
в качестве основного мотива,
побуждающего субъекта к
Важнейшим фактором
социальной детерминации, выражающей
отношение человека или
В социологии выделяется
четыре типа интересов:
Если человек оказывается не в состоянии изменить свои интересы в новых социальных условиях, в действие вступают механизмы адаптации (приспособления), вынуждающие человека изменить свое поведение. Механизмы адаптации позволяют ему вырабатывать собственное отношение к изменившимся условиям жизнедеятельности и тем самым снимают или ослабляют возникшее в результате конфликта напряжение.
Взаимодействие потребностей,
ценностных ориентаций и
Наряду с внутренними побудителями к деятельности, или мотивами, на стадии перехода от интереса к цели существуют и внешние побудители, или стимулы. Стимулы - это объективные факторы, включенные в различные сферы жизнедеятельности общества. В отличие от мотивов стимулы включают элементы, выражающие специфику внешней среды.
Взаимодействие мотивов
и стимулов образует механизм
мотивации социальной
В социальном поведении,
как внешнем проявлении
Существуют четыре уровня социального поведения личности. Первый уровень - реакция субъекта на воздействие внешней среды. Второй уровень образует привычные действия или поступки, подчиненные представлению о том, какой должен быть достигнут результат. Поступок - это действие, в котором проявляется отношение субъекта к другим людям. К третьему уровню относятся поступки или социальные действия людей, преследующих определенные цели. На четвертом уровне происходит реализация жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, так как связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели.
Социальное поведение
нельзя объяснить только
Социальные отношения
между индивидами и обществом
складываются в условиях
Социальные отношения
это не простая «подгонка»
индивидуальных качеств под
В схему социального
контроля включаются два вида
действий, а именно: контролируемая
деятельность индивидов и
К основным методам
социального контроля