Личность как социальный тип

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

1. Личность как социальная система.
2. Социализация личности и ее основные этапы.
3. Социальная деятельность и социальное поведение личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная социология.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

  Итак, первая характеристика  социальной роли делает акцент  на функциональной целесообразности. Что касается второй характеристики, то она касается соответствия ролевых ожиданий культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Например, учителя повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано как с особым «ароматом» каждой культуры, так и конкретно с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко и его социальная роль это выражает. В других странах учитель - неудачник, интеллигент - чернорабочий.

  Таким образом, социальная  роль как обобщенное описание  черт личности, выполняющей определенные  функции в системе социальных  связей, позволяет конкретно увидеть стыковку личности со сложными социальными образованиями.

  Ролевые конфликты.  Социальная роль уже по содержанию  социального статуса и потому не дает полной характеристики личности. Каждый статус «обслуживается» большим количеством ролей или ролевым набором, по терминологии Р. Мертона. Человек может иметь лишь несколько статусов и исполнять великое множество ролей. Это многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности, становится одной из главных причин, определяющих драматизм и даже трагизм жизни нашего современника.

  Существует несколько  основных типов ролевых конфликтов.

- Внутриролевой конфликт  между функциональной целесообразностью  ролевых предписаний и социокультурных  ролевых ожиданий. Этот тип конфликта,  например, был характерен для  деятельности советских обществоведов,  которые объективно не могли  занимать рационально-критическую  позицию по отношению к действительности.

- Конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и трудовым коллективом, личностью и обществом, сменой социокультурной среды личностью. Например, речь может идти об осознанном неприятии личностью различных норм, предписаний, иных стандартов поведения, культивируемых и поддерживаемых трудовым коллективом, государством,  обществом в целом.

- Конфликт, вызванный различными  требованиями к личности со  стороны окружающих. Так, начальник  ждет от женщины-работницы максимальной самоотдачи на работе, а муж, дети - в семье.

- Конфликт, вызванный различными  оценками субъектами одной и  той же роли (см. предыдущий пример).

- Распространен и конфликт  между ролью «хорошего семьянина» и «влюбленного в свое дело работника, ученого, артиста».

  Конфликт ролей ведет  к внутренней борьбе личности, ее  раздвоению и он может проявляться как противоречие между намерениями, заявлениями и, например, непоследовательным поведением личности. Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. За каждым из этих мотивов стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций. В конфликте ролей берет верх та, которая в данный момент считается весомее для индивида. Но выстраивается иерархия социальных ролей, как и статусов, не без влияния общества.

  Итак, каждая личность  обладает лишь ей присущим  набором ролей, функций. Уникальность  сочетания социальных функций,  ролей выступает как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

 

2. Социализация  личности и ее основные этапы.

Социализация личности является одной из сложнейших обществоведческих проблем, поскольку она связана с формированием человека. Этот процесс чрезвычайно многосложен как из-за большого количества движущих сил и факторов, его определяющих, так и из-за отсутствия единой модели, способной объяснить духовный мир и пути становления каждого человека.

  Социология в состоянии  исследовать и определить лишь  основные направления социализации, т.е. процесса приобретения и  усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и иных качеств, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе.

  В истории западной  социологии было два основных  подхода к этой проблеме. Одни  исследователи исходили из представления  о человеке как биологическом  существе, которое лишь приспосабливает  врожденные формы поведения, инстинкты и т.п. к условиям существования в обществе. Сторонники социологической ориентации  напротив, полагали, что социализация есть формирование всех человеческих качеств.

  Первый подход наиболее  полно выражен во фрейдизме,  Фрейд считал, что в основе  поведения ребенка лежат биологические  влечения. Попытки реализовать их, однако, приводят к столкновениям с требованиями общества, которые проводят в жизнь родители. В результате влечения подавляются или трансформируются. По Фрейду процесс социализации заканчивается к 5-6 годам, и его главным агентом является семья, родители.

  Среди социологически  ориентированных концепций социализации  интересен символический интеракционизм, разработанный американским социологом  Мидом. Отправным пунктом его  концепции является не отдельный индивид, а процесс социального взаимодействия, в ходе которого только и формируются индивидуальные качества. Интерес к развитию интеллекта, подчеркивание важности овладения речью в процессе социализации сближает это направление со взглядами русского психолога Выготского. Символический интеракционизм рассматривает социализацию как процесс усвоения индивидом определенной системы  социальных ролей, с которой связаны социально-культурные значения и символы. Самосознание личности, ее Я также производно от ее общения. Социализация не заканчивается в детстве, а продолжается всю жизнь. К существенным недостаткам этой концепции следует отнести сведение социализации к общению, исключение из рассмотрения содержания этого общения, исключение из процесса социализации предметной деятельности, труда.

  В XX веке в западной  социологии утвердилось понимание  социализации как той части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых норм, содержится в работах Парсонса. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, в которой закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов оценки познавания и усвоения ценностей. Механизм работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия-страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний  и включает в себя также процессы торможения. Если социализация происходила в неполных семьях или в условиях семейных конфликтов и т.д., то чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющем поведении, так и в создании субкультур компенсирующих (подростковая субкультура в колледжах), вовсе отвергающих (хиппи) или переориентирующих («новые левые») достиженческий ценностный комплекс.

  На фоне приведенных  концепций социализации личности  интересно познакомиться с марксистской  концепцией. Она базируется на  следующих основных принципах.

- Социализация должна  изучаться как в плане формирования  родовых свойств человечества (филогенеза), так и в плане формирования  конкретного типа личности (онтогенеза).

- Социализация - это процесс формирования целостной личности. Индивидуальность - не предпосылка социализации, а ее результат. Последний тезис, на наш взгляд, ошибочен, т.к. индивидуальность изначально уникальна, неповторима по биологическим признакам, например, умственным задаткам, тембру голоса, дактилоскопическим признакам, запаху и т.д., на которые в процессе развития накладываются приобретаемые социальные качества личности. Ведь без природных задатков никакая «постановка голоса» или школа искусств не сформирует талантливого певца или художника.

- Содержание, типичные стадии  и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, могут существенно меняться от одного общества к другому и определяются социально-экономическими факторами. Нам представляется, что социализация определяется не только социально-экономическими факторами, но в не меньшей степени, если не в первую очередь, уровнем духовности общества, его культурой в целом, политикой, поскольку жизнь общества есть взаимосвязанный процесс, и его воздействие на человека носит безусловно комплексный характер. Что же касается иерархии названных факторов, то этот вопрос требует специального исследования.

- Процесс социализации  не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений.

- Социализация не есть  механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.

  Таким образом, из  перечисленных концепций социализации  очевидно, что в науке нет однозначных  подходов к этому феномену, и  студенту требуется определить  к нему свое собственное отношение.

  Рассматривая проблемы  развития личности, можно выделить  две составляющие процесса обретения ею социальных свойств и качеств. С одной стороны, существуют внешние факторы (социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и др. стандарты, образцы ролевого поведения), предписывающие личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля. С другой стороны, - автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая и проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей. Рассмотрим, как же взаимодействуют эти два основных аспекта процесса социализации.

  Социализация играет  огромную роль как в жизни  общества, так и личности. От успеха  социализации зависит, насколько  личность, усвоив сформированные  в данной культуре ценности, нормы  поведения, наладив взаимодействие  с партнерами в системе социальных  связей, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Для общества - успех процесса позволяет новому поколению занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума. Неполадки в системе социализации не только порождают конфликты поколений, но ведут к дезорганизации социальной жизни как таковой, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

  Следует учесть, что  тип, модель процесса социализации  определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимоотношений должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить, воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она  учится самостоятельности и ответственности, уважению к своей индивидуальности, индивидуальности других. Это проявляется повсеместно как в реальных, практических жизненных ситуациях, так и в ходе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась. Иная модель социализации происходит в обществе, где личность жестко подчинена внешним правилам, требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить свою самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря в терминах М. Вебера, традиционных действий и мотивов формирования человека-винтика, приученного «жить как все», «как положено».

  Процесс социализации  личности состоит из нескольких  этапов: детства, юности, зрелости  и старости, т.е. человек обретает  и развивает социальные свойства и качества всю жизнь. Заметим, что вне социальной среды человеческий организм в человека превратиться не может.

  Детство - это период  вхождения человека в социальную  жизнь, усвоение им норм, ценностей, образцов поведения, знаний, обретение различных навыков, привычек, характера и т.д. Самым же существенным, как доказано наукой, для развития ребенка до 4 - 6 лет является формирование его интеллекта, который в основном закладывается именно в этом возрасте.

  Юность также является  критическим (по мнению Ж. Пиаже   и Л.С. Выготского) периодом развития  личности. В этот период социальные изменения духовного мира личности (осознание и попытка утверждения своего Я, поиска места в жизни в профессиональном плане) происходят одновременно с важнейшими биологическими изменениями в организме (биологическое и половое созревание, беременность и т.д.).

  Зрелость - период достижения  человеком определенного положения  в обществе (в профессиональном  плане и с точки зрения семейного  положения); обретение человеком  максимального количества социальных  ролей; это «вершина» человеческой жизни, когда максимум потребностей совпадает с максимумом возможностей их удовлетворения.

  Старость - период, связанный  с постепенной утратой человеком  социальных ролей. Но в этом  возрасте человек может реализовать   и новые социальные роли, важные  для общества и окружающих  его людей, такие, как воспитание  подрастающего поколения, передача  социального опыта, деятельность  в клубах, кружках по интересам  и в других социальных общностях.  Однако такая деятельность должна  быть востребована обществом  и, как минимум, родными и близкими людьми. Это одна сторона. Суть другой стороны проблемы упирается в характер нашего жилища, точнее, в жилую среду обитания человека. К сожалению, эта среда (на примере «коммуналок» и «хрущевок») способствует не сближению поколений людей, а их разобщению. В результате старость у нас - одинока, а детство - беспризорно. Что касается развитых стран, например, Запада, то и там несмотря на «сытую» жизнь, тесная связь между детьми и старшими поколениями отсутствует, хотя проблема имеет иные причины.

Социализация личности тесно  связана с проблемой индивидуальности личности, механизмами взаимодействия социальной среды и личности в этом процессе. С чем же связано формирование своеобразия  и неповторимых черт личности? Одна из причин, объясняющая индивидуальность личности, заключается в том, что люди генетически неповторимы. И хотя генами социальные свойства не передаются, но врожденные качества могут сыграть опосредованную роль в реализации социальных свойств личности. Например, доброта у некоторых людей нередко приобретает навязчивый характер. Совестливость у человека, обладающего повышенной «тревожностью», может доходить до мании преследования.

Информация о работе Личность как социальный тип