Итак, первая характеристика
социальной роли делает акцент
на функциональной целесообразности.
Что касается второй характеристики,
то она касается соответствия ролевых
ожиданий культуре, системе ценностей.
Функциональная целесообразность порождает
много общих черт, в частности, в социально-профессиональных
ролевых образцах. Например, учителя повсеместно
должны быть интеллигентными людьми, для
них должен быть характерен определенный
тип поведения, обеспечивающий эффективность
воспитания и обучения. Но что касается
социокультурного аспекта роли, то здесь
часто возникают различия, и причем достаточно
серьезные. Это связано как с особым «ароматом»
каждой культуры, так и конкретно с тем,
насколько высок престиж того или иного
статуса в данном обществе. Учитель, его
статус в некоторых странах всегда стоял
высоко и его социальная роль это выражает.
В других странах учитель - неудачник,
интеллигент - чернорабочий.
Таким образом, социальная
роль как обобщенное описание
черт личности, выполняющей определенные
функции в системе социальных
связей, позволяет конкретно увидеть стыковку
личности со сложными социальными образованиями.
Ролевые конфликты.
Социальная роль уже по содержанию
социального статуса и потому не дает
полной характеристики личности. Каждый
статус «обслуживается» большим количеством
ролей или ролевым набором, по терминологии
Р. Мертона. Человек может иметь лишь несколько
статусов и исполнять великое множество
ролей. Это многообразие социальных ролей
порождает внутренние конфликты личности,
становится одной из главных причин, определяющих
драматизм и даже трагизм жизни нашего
современника.
Существует несколько
основных типов ролевых конфликтов.
- Внутриролевой конфликт
между функциональной целесообразностью
ролевых предписаний и социокультурных
ролевых ожиданий. Этот тип конфликта,
например, был характерен для
деятельности советских обществоведов,
которые объективно не могли
занимать рационально-критическую
позицию по отношению к действительности.
- Конфликт, вызванный различиями
в трактовке социальной роли личностью
и трудовым коллективом, личностью и обществом,
сменой социокультурной среды личностью.
Например, речь может идти об осознанном
неприятии личностью различных норм, предписаний,
иных стандартов поведения, культивируемых
и поддерживаемых трудовым коллективом,
государством, обществом в целом.
- Конфликт, вызванный различными
требованиями к личности со
стороны окружающих. Так, начальник
ждет от женщины-работницы максимальной
самоотдачи на работе, а муж, дети - в семье.
- Конфликт, вызванный различными
оценками субъектами одной и
той же роли (см. предыдущий пример).
- Распространен и конфликт
между ролью «хорошего семьянина»
и «влюбленного в свое дело работника,
ученого, артиста».
Конфликт ролей ведет
к внутренней борьбе личности,
ее раздвоению и он может проявляться
как противоречие между намерениями, заявлениями
и, например, непоследовательным поведением
личности. Конфликт ролей непосредственно
выступает как борьба мотивов. За каждым
из этих мотивов стоит представление о
желательном, одобряемом образце выполнения
тех или иных социальных функций. В конфликте
ролей берет верх та, которая в данный
момент считается весомее для индивида.
Но выстраивается иерархия социальных
ролей, как и статусов, не без влияния общества.
Итак, каждая личность
обладает лишь ей присущим
набором ролей, функций. Уникальность
сочетания социальных функций,
ролей выступает как один из аспектов индивидуальности
личности, ее духовных свойств и качеств.
2. Социализация
личности и ее основные этапы.
Социализация личности является
одной из сложнейших обществоведческих
проблем, поскольку она связана с формированием
человека. Этот процесс чрезвычайно многосложен
как из-за большого количества движущих
сил и факторов, его определяющих, так
и из-за отсутствия единой модели, способной
объяснить духовный мир и пути становления
каждого человека.
Социология в состоянии
исследовать и определить лишь
основные направления социализации,
т.е. процесса приобретения и
усвоения индивидом на протяжении его
жизни социальных норм, культурных ценностей
и иных качеств, необходимых ему для жизнедеятельности
в обществе.
В истории западной
социологии было два основных
подхода к этой проблеме. Одни
исследователи исходили из представления
о человеке как биологическом
существе, которое лишь приспосабливает
врожденные формы поведения, инстинкты
и т.п. к условиям существования в обществе.
Сторонники социологической ориентации
напротив, полагали, что социализация
есть формирование всех человеческих
качеств.
Первый подход наиболее
полно выражен во фрейдизме,
Фрейд считал, что в основе
поведения ребенка лежат биологические
влечения. Попытки реализовать их, однако,
приводят к столкновениям с требованиями
общества, которые проводят в жизнь родители.
В результате влечения подавляются или
трансформируются. По Фрейду процесс социализации
заканчивается к 5-6 годам, и его главным
агентом является семья, родители.
Среди социологически
ориентированных концепций социализации
интересен символический интеракционизм,
разработанный американским социологом
Мидом. Отправным пунктом его
концепции является не отдельный
индивид, а процесс социального взаимодействия,
в ходе которого только и формируются
индивидуальные качества. Интерес к развитию
интеллекта, подчеркивание важности овладения
речью в процессе социализации сближает
это направление со взглядами русского
психолога Выготского. Символический
интеракционизм рассматривает социализацию
как процесс усвоения индивидом определенной
системы социальных ролей, с которой
связаны социально-культурные значения
и символы. Самосознание личности, ее Я
также производно от ее общения. Социализация
не заканчивается в детстве, а продолжается
всю жизнь. К существенным недостаткам
этой концепции следует отнести сведение
социализации к общению, исключение из
рассмотрения содержания этого общения,
исключение из процесса социализации
предметной деятельности, труда.
В XX веке в западной
социологии утвердилось понимание
социализации как той части процесса становления
личности, в ходе которой формируются
наиболее общие, устойчивые черты личности,
проявляющиеся в социально-организованной
деятельности, регулируемой ролевой структурой
общества. Развернутая социологическая
теория, описывающая процессы интеграции
индивида в социальную систему посредством
интернализации общепринятых норм, содержится
в работах Парсонса. Согласно его взглядам,
индивид «вбирает» в себя общие ценности
в процессе общения со «значимыми другими»,
в результате чего следование общезначимым
нормативным стандартам становится частью
его мотивационной структуры, его потребностью.
Основным органом первичной социализации
Парсонс считает семью, в которой закладываются
фундаментальные мотивационные установки
личности. Социализация происходит благодаря
действию психологических механизмов
оценки познавания и усвоения ценностей.
Механизм работает на основе сформулированного
Фрейдом принципа удовольствия-страдания,
приводимого в действие с помощью вознаграждений
и наказаний и включает в себя также
процессы торможения. Если социализация
происходила в неполных семьях или в условиях
семейных конфликтов и т.д., то чувство
неполноценности находит выражение как
в индивидуальном отклоняющем поведении,
так и в создании субкультур компенсирующих
(подростковая субкультура в колледжах),
вовсе отвергающих (хиппи) или переориентирующих
(«новые левые») достиженческий ценностный
комплекс.
На фоне приведенных
концепций социализации личности
интересно познакомиться с марксистской
концепцией. Она базируется на
следующих основных принципах.
- Социализация должна
изучаться как в плане формирования
родовых свойств человечества (филогенеза),
так и в плане формирования
конкретного типа личности (онтогенеза).
- Социализация - это процесс
формирования целостной личности. Индивидуальность
- не предпосылка социализации, а ее результат.
Последний тезис, на наш взгляд, ошибочен,
т.к. индивидуальность изначально уникальна,
неповторима по биологическим признакам,
например, умственным задаткам, тембру
голоса, дактилоскопическим признакам,
запаху и т.д., на которые в процессе развития
накладываются приобретаемые социальные
качества личности. Ведь без природных
задатков никакая «постановка голоса»
или школа искусств не сформирует талантливого
певца или художника.
- Содержание, типичные стадии
и конкретные механизмы социализации
имеют исторический характер, могут существенно
меняться от одного общества к другому
и определяются социально-экономическими
факторами. Нам представляется, что социализация
определяется не только социально-экономическими
факторами, но в не меньшей степени, если
не в первую очередь, уровнем духовности
общества, его культурой в целом, политикой,
поскольку жизнь общества есть взаимосвязанный
процесс, и его воздействие на человека
носит безусловно комплексный характер.
Что же касается иерархии названных факторов,
то этот вопрос требует специального исследования.
- Процесс социализации
не сводится к непосредственному взаимодействию
индивидов, но включает всю совокупность
общественных отношений.
- Социализация не есть
механическое наложение на индивида готовой
социальной «формы». Индивид, выступающий
как «объект» социализации, является в
то же время субъектом общественной активности,
творцом новых общественных форм.
Таким образом, из
перечисленных концепций социализации
очевидно, что в науке нет однозначных
подходов к этому феномену, и
студенту требуется определить
к нему свое собственное отношение.
Рассматривая проблемы
развития личности, можно выделить
две составляющие процесса обретения
ею социальных свойств и качеств. С одной
стороны, существуют внешние факторы (социально-групповые,
классовые, этнические, профессиональные
и др. стандарты, образцы ролевого поведения),
предписывающие личности определенный
тип поведения, подкрепленные различными
формами социального контроля. С другой
стороны, - автономная, независимая личность,
содержащая потенциальную возможность
собственной позиции, неповторимости,
которая и проявляется в процессе поиска,
выбора и осуществления социальных ролей.
Рассмотрим, как же взаимодействуют эти
два основных аспекта процесса социализации.
Социализация играет
огромную роль как в жизни
общества, так и личности. От успеха
социализации зависит, насколько
личность, усвоив сформированные
в данной культуре ценности, нормы
поведения, наладив взаимодействие
с партнерами в системе социальных
связей, сумела реализовать свои способности,
задатки, живет в социальном отношении
комфортно и благополучно. Для общества
- успех процесса позволяет новому поколению
занять место старших поколений в системе
социальных взаимодействий, перенять
их опыт, умения, ценности. Социализация,
другими словами, обеспечивает самовозобновляемость
общественной жизни, социума. Неполадки
в системе социализации не только порождают
конфликты поколений, но ведут к дезорганизации
социальной жизни как таковой, к распаду
общества, утрате его культуры, целостности.
Следует учесть, что
тип, модель процесса социализации
определяется тем, каким ценностям привержено
общество, какой тип социальных взаимоотношений
должен быть воспроизведен. В обществе,
уважающем свободу личности, ее индивидуальность,
открытом для инноваций, творческой инициативы,
социализация организуется таким образом,
чтобы обеспечить, воспроизводство этих
свойств социальной системы. Самой личности
в процессе ее формирования представляется
значительная свобода, она учится самостоятельности
и ответственности, уважению к своей индивидуальности,
индивидуальности других. Это проявляется
повсеместно как в реальных, практических
жизненных ситуациях, так и в ходе воспитания
в семье, организации учебы в школе, вузе
и т.д. Причем подобная гуманистически-либеральная
модель социализации предполагает органическое
единство свободы и строгой ответственности
личности за то, как она этой свободой
воспользовалась. Иная модель социализации
происходит в обществе, где личность жестко
подчинена внешним правилам, требованиям,
где индивид не имеет возможности в достаточной
мере проявить свою самостоятельность,
инициативу, где каждый его шаг контролируется,
создаются социальные предпосылки массового
осуществления, говоря в терминах М. Вебера,
традиционных действий и мотивов формирования
человека-винтика, приученного «жить как
все», «как положено».
Процесс социализации
личности состоит из нескольких
этапов: детства, юности, зрелости
и старости, т.е. человек обретает
и развивает социальные свойства и
качества всю жизнь. Заметим, что вне социальной
среды человеческий организм в человека
превратиться не может.
Детство - это период
вхождения человека в социальную
жизнь, усвоение им норм, ценностей,
образцов поведения, знаний, обретение
различных навыков, привычек, характера
и т.д. Самым же существенным, как доказано
наукой, для развития ребенка до 4 - 6 лет
является формирование его интеллекта,
который в основном закладывается именно
в этом возрасте.
Юность также является
критическим (по мнению Ж. Пиаже
и Л.С. Выготского) периодом развития
личности. В этот период социальные
изменения духовного мира личности (осознание
и попытка утверждения своего Я, поиска
места в жизни в профессиональном плане)
происходят одновременно с важнейшими
биологическими изменениями в организме
(биологическое и половое созревание,
беременность и т.д.).
Зрелость - период достижения
человеком определенного положения
в обществе (в профессиональном
плане и с точки зрения семейного
положения); обретение человеком
максимального количества социальных
ролей; это «вершина» человеческой жизни,
когда максимум потребностей совпадает
с максимумом возможностей их удовлетворения.
Старость - период, связанный
с постепенной утратой человеком
социальных ролей. Но в этом
возрасте человек может реализовать
и новые социальные роли, важные
для общества и окружающих
его людей, такие, как воспитание
подрастающего поколения, передача
социального опыта, деятельность
в клубах, кружках по интересам
и в других социальных общностях.
Однако такая деятельность должна
быть востребована обществом
и, как минимум, родными и близкими людьми.
Это одна сторона. Суть другой стороны
проблемы упирается в характер нашего
жилища, точнее, в жилую среду обитания
человека. К сожалению, эта среда (на примере
«коммуналок» и «хрущевок») способствует
не сближению поколений людей, а их разобщению.
В результате старость у нас - одинока,
а детство - беспризорно. Что касается
развитых стран, например, Запада, то и
там несмотря на «сытую» жизнь, тесная
связь между детьми и старшими поколениями
отсутствует, хотя проблема имеет иные
причины.
Социализация личности тесно
связана с проблемой индивидуальности
личности, механизмами взаимодействия
социальной среды и личности в этом процессе.
С чем же связано формирование своеобразия
и неповторимых черт личности? Одна из
причин, объясняющая индивидуальность
личности, заключается в том, что люди
генетически неповторимы. И хотя генами
социальные свойства не передаются, но
врожденные качества могут сыграть опосредованную
роль в реализации социальных свойств
личности. Например, доброта у некоторых
людей нередко приобретает навязчивый
характер. Совестливость у человека, обладающего
повышенной «тревожностью», может доходить
до мании преследования.