Личность в структуре общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целые направления сформировались в социологии для изучения вопроса личности и её действий в обществе. Так, сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Задача моей работы состоит в том, чтобы показать как понятие «личность» трактуется в различных направлениях и теориях в социологии. А также почему и как личности взаимодействуют в обществе, и какие факторы на это влияют.
Целью, которую я ставлю перед собой при выполнении этой работы, является общий анализ теорий личности. В этих теориях отражена структура личности. Они показывают личность и её проявление в статусно ролевой системе. Ведь личность не формируется в отдельности от общества. Все её социальные качества приобретаются и проявляются в отношениях с другими людьми, при этом личность занимает определенный статус, который позволяет её действовать определенным образом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Теории личности в обществе…………………………………………..7
Понятие личности в различное время………………….....7
Роли личности в системе общественных отношений…...11
Социализация……………………………………………...15
Действие личности в обществе………………………………………......18
Взаимодействие личностей………………………….......20
Заключение………………………………………………………………........24
Библиографический список……………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

Готовенькая курсовая ;).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Социальная структура  личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием структуры тех общностей, в которые объективно входит человек.

Когда мы пытаемся определить какие-то свойства или особенности  индивида, мы сразу же обнаруживаем, что они формируются и проявляются в его взаимодействии с другими людьми.

 

1.2 Роли и  статусы личности в системе  общественных отношений.

 

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении*. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате равновесия, не может нормально функционировать.

Понятие социальной роли широко применяется в современной  западной социологии и социальной психологии. Бихевиористская концепция, фиксирующая внимание на непосредственно наблюдаемом поведении людей, ограничивает предмет исследования непосредственным взаимодействием между индивидами: действие одного индивида оказывается стимулом, который вызывает ответную реакцию другого. Такая концепция позволяет лишь внешне описать процесс взаимодействия, она не раскрывает ни внутренней структуры личности, ни структуры общественных отношений.

Некоторые авторы (Т. Парсонс) дополняют эту схему с указанием на то, что, с одной стороны, личность обладает собственной внутренней структурой, которая располагает её к одним, а не другим ролям; с другой стороны, сами «ролевые ожидания» не являются случайными ситуационными факторами, но вытекают из требований социальной системы. Как пишет Т. Парсонс в своей работе «Социальные системы» (The social system, 1951), любая крупномасштабная социальная система (общество) представляет собой не что-то монолитное, но сложную сеть взаимозависящих и взаимопроникающих подсистем. Один и тот же индивид одновременно участвует во многих системах и имеет много разных ролей. Сама социальная система складывается из ролей или ролевых ожиданий, над которыми надстраиваются коллективы, нормы и ценности*.

Любая социальная роль предполагает определенное социальное положение, позицию, занимаемую индивидом в системе общественных отношений. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимаемого данную позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида; они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное; их субъектом является индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа. Именно то, насколько поведение лица соответствует этим ожиданиям, служит критерием оценки выполнения им данной социальной роли. Если рассматривать каждую в отдельности, то может показаться, что социальная роль что-то внешнее по отношению к конкретной личности. Но выполнение той или иной социальной роли, особенно если это продолжается долгое время и сама роль существенна для индивида, оказывает заметное влияние на его личностные качества. Представителей некоторых профессий можно легко узнать, даже не зная их рода занятий, по манере поведения и стилю мышления.

Однако сама по себе социальная роль еще не определяет поведение  лица. Для этого она должна быть усвоена, интернализована. Интернализованная роль - это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям. Личность в реальной действительности может иметь несколько ролей и статусов, так как она многофункциональна. И для того, чтобы личность реализовала себя полностью не достаточно иметь только одну роль или статус. В повседневной жизни мы находимся в разных социальных группах:  семья, рабочий коллектив (или группа студентов) и т.д.

И во всех коллективах  мы ведем себя по-разному. То есть в  каждой группе мы играем свою определенную роль и занимаем соответствующий статус.  Например, человек может быть отцом, мужем, дядей, членом партии и т. д. Но какой-то из этих статусов является главным для личности, который определяет вид и способ её поведения. Личность может менять свой социальный статус.  Этот переход называется социальной мобильностью. Она иногда приводит к тому, что некоторые из людей оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Это феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью.

Маргинал − это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, ценностями, правилами (см. подробнее: Клименко А.В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов, гл. 3).

Роль имеет отдельный  характер, а исполнение этой роли имеет  индивидуально-целостные свойства. Одной из проблем в статусно ролевых  понятиях является ролевой конфликт − ролевая идентичность личности посредством которой создается механизм принадлежности к тем или иным социальным группам. Если брать конкретную личность, то здесь возникает референтная идентичность (проявление личности в различных сферах жизни) − социальная роль по-разному определяемая и оцениваемая соучастниками взаимодействия. Ещё одной из форм ролевого конфликта является противоречие в реализации ролей одной и той же личностью.

Роль можно охарактеризовать как типичное поведение, связанное  с ожиданиями. Наличие ролей значительно  упрощает процессы коммуникаций, создает предпосылки для понимания того, насколько верно определяются ситуации социального взаимодействия.   

Следует отметить, что  роли и статусно ролевые конструкции  могут быть формальными и неформальными. В социальных организациях роли формализуются посредством установления формальных прав и обязанностей, нормативной ответственности и санкций, которые могут быть применены в случае отклонения от нормативных предписаний. Понимание неформальных статусных ролей строится на определенных ценностно-нормативных требованиях, имеющих не жесткий характер.          

Р. Мертон разработал теорию, которая вошла в социологию как статусно ролевая теория личности (The role-set: Problems in sociological theory, 1957г). Эта теория базируется на методологии функционализма. В её рамках взаимодействия, направленные на удовлетворение потребностей, неизбежно приобретают характер инстинктов. Вследствие этих взаимодействий возникает функциональность, которая ведет к тому, что в обществе создается система позиций и диспозиций. В этой системе каждая из позиций определяется как комплекс прав и обязанностей, отнесенных к участнику данного взаимодействия. Сами позиции выглядят как функциональная модель. Но принадлежность к позиции создает преставление о субъектах действия, которые занимают определенное положение в данном обществе. Положение, связанное с определенной позицией и создает понятие «статус». Можно сказать, что в общественных отношениях существует упорядоченность и взаимозависимость ролей и статусов.

   Виды статусных позиций бывают вертикальные (находят свое выражение в иерархической структуре) и горизонтальные (в одной и той же позиции и на одном уровне), приобретенные (те  которые приобретаются в процессе жизнедеятельности человека) и наследуемые (те которые уже имеет человек при рождении).

В современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, но полной её нивелировки не происходит. Индивид  имеет возможность выбирать из множества  социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. 

 

1.3 Социализация  личности

Социализация занимает главное место в жизни индивида. В процессе социализации индивид  учится взаимодействовать и правильно реагировать на действия направленные в его адрес, т. е. можно сказать, что социализация готовит индивида к «вступлению» в общество. Социальные действия включают те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт в собственном частном мире. Коммуникация позволяет установить «общность» друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением институциональной жизни*.

Путем проб и ошибок индивид  учится реагировать на действия в  соответствии с тем, что ожидает  его партнер по взаимодействию. Таким  образом социализация − главный процесс, который проходит индивид в своей жизни. 

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. То какой будет личность по своим социальным качествам, какой статус будет занимать, успешно ли пройдет социализация − зависит от многих факторов. При рождении человек не имеет никаких социальных свойств и качеств. Они проявляются у него в процессе социализации, то есть в этот период человек усваивает нормы, правила, установки, культуру, которые свойственны данному обществу, где он находится.

Социальные роли  статусы  индивид также усваивает в  процессе социализации.  Какой статус будет занимать индивид во многом зависит какой статус занимает его окружение при первичной социализации. Индивид не рождается личностью. Он рождается с предрасположенностью к социальости. Поэтому в жизни каждого индивида существует временная последовательность его вхождения в общество. Первая точка этого процесса − интернализация  (интернализация в общем смысле − основа понимания, во-первых, окружающих меня людей, а во-вторых, мира как значимой и социальной реальности).

В процессе социализации ребенок усваивает нормы и  ценности, «примеряет» на себя жизнь взрослых.  Дж. Мид разработал теорию социализации. Согласно ей формирование индивидуальности происходит в три этапа: 1) имитация − дети копируют поведение взрослых; 2) этап ролевых игр − происходит воспроизводство ситуации взаимодействия, причем участники этого взаимодействия имеют разную ролевую определенность; 3) этап коллективных игр − на этом этапе у детей вырабатывается представление о том, что важным для их личного самосознания является не только их межличностное взаимодействие, но и взаимодействие опосредованного характера, через которое они включены в большие социальные группы. Мид говорил, что социализация  личности по времени носит ограниченный характер (14-15 лет). Выделяют четыре стадии когнитивного развития* человека: 1) до 2-х лет − сенсонаторная − главной задачей ребенка является научиться удерживать в памяти социальную реальность; 2) от 2-х до 7 лет − предоперациональная стадия − ребенок учится понимать различия между реальными объектами и их символическими значениями реального времени; 3) 7-11 лет − стадия конкретных  операций − дети учатся ассоциировать действия моментальных значений с каким-то набором; 4) 11-14 лет − стадия формальных операций − дети начинают логически мыслить. Личность − носитель специфических социально-психологических свойств, которые вырабатываются в процессе социализации. С точки зрения интеакционизма эти свойства вырабатываются в процессе взаимодействия людей**.   

З. Фрейд выделил четыре психологических механизма социализации у детей.

  • Имитация − человек подражает тому, что он видит.
  • Идентификация − этот механизм связан с более глубинными процессами. Происходит принятие и превращение в свои собственные ценностно-нормативных установок и определений действительности. Именно идентичность является стержнем, посредством которого создается ментальность, мировоззрение личности, а также она наполняется внутренним смыслом.
  • Стыд − внешнее переживание, когда возникает реакция на некоторые осуждающие действия извне.
  • Вина − переживания, имеющие внутренний характер, то есть ощущение психологического дискомфорта.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социализируется  и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности  социальные, такие как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и др*.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его  самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

 

  1. Действие личности в обществе

Признаком любого общества (человеческого) является наличие социальной реальности, которая, в свою очередь, существует посредством социальных отношений и взаимодействий индивидов. В своей работе я обращаю внимание на этот вопрос, потому что подобно тому как исследование проблемы личности требует обращения к теории человеческой деятельности, выяснение структуры личности предполагает знание структуры общественной деятельности. Именно в процессе деятельности, будь то трудовая или социальная, у индивида проявляются его социальные качества.

Деятельность − это наиболее широкое понятие, посредством которого обозначаются все виды и формы проявления активности человека. В отличие от животной деятельности человеческая имеет осмысленный и рациональный характер. Главная деятельность человека − труд.

Категория деятельности приобрела статус одной из центральных  в психологических концепциях. Существует одна проблема: на действие всегда смотрели разносторонне. Это связано с  противопоставлением исследовательских подходов, с одной стороны на основании деятельности, с другой − на основании общественных отношений.

Основоположники марксизма  никогда не рассматривали общественные отношения в отрыве от деятельности и исследовали вопрос об их отношении  через понятия и формы содержания. Безусловно, эти формы не являются объектом произвола индивидов, они с необходимостью обусловлены уровнем развития производительных сил. Но сами производительные силы представляют собой результат предшествующей деятельности и, будучи развиваемы в деятельности, обусловливают и перестройку − революционным или эволюционным способом − существующих общественных отношений. Изменяя в процессе деятельности современные себе обстоятельства, люди сами подвержены этим изменениям.  В наиболее общем виде структура деятельности была разработана еще К. Марксом при анализе первичной, материально-практической трудовой деятельности, включающей в себя исходный предмет труда, средства труда, саму целесообразную деятельность, её продуктивный результат. Но не стоит забывать, что К. Маркс сводил все к экономической деятельности   и материальным благам. 

Информация о работе Личность в структуре общества