Личность в структуре общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целые направления сформировались в социологии для изучения вопроса личности и её действий в обществе. Так, сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Задача моей работы состоит в том, чтобы показать как понятие «личность» трактуется в различных направлениях и теориях в социологии. А также почему и как личности взаимодействуют в обществе, и какие факторы на это влияют.
Целью, которую я ставлю перед собой при выполнении этой работы, является общий анализ теорий личности. В этих теориях отражена структура личности. Они показывают личность и её проявление в статусно ролевой системе. Ведь личность не формируется в отдельности от общества. Все её социальные качества приобретаются и проявляются в отношениях с другими людьми, при этом личность занимает определенный статус, который позволяет её действовать определенным образом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
Теории личности в обществе…………………………………………..7
Понятие личности в различное время………………….....7
Роли личности в системе общественных отношений…...11
Социализация……………………………………………...15
Действие личности в обществе………………………………………......18
Взаимодействие личностей………………………….......20
Заключение………………………………………………………………........24
Библиографический список……………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

Готовенькая курсовая ;).doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

1. материально-производственную;

2. социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

1. ценностно-прогностическую;

2. прогностическую;

3. познавательную.

В зависимости от полученных результатов деятельность может  быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Взаимодействие в обществе происходит на двух уровнях: микро- и  макроуровне. На основе экспериментов и наблюдений социологи выявили и попытались объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами. Их анализ помогает понять особенности взаимодействия на микроуровне. Социологи также проявляют интерес к изучению взаимодействия на макроуровне, который связан с такими крупными структурами, как правительство, торговля или церковь. В общем, макроуровень социального взаимодействия включает основные институты общества: религию, семью, экономику и др.

 

 

2.1 Взаимодействие  личностей

В области межличностных  взаимодействий одной из главных концепций является теория обмена,  разработанная Джорджем Хоумансом на основе бихевиоризма. Дж. Хоуманс отрицал возможность изучения внутренних мотивов поведения. Теория социального обмена заключается в том, что поведение человека обусловлено ожидаемым результатом. Стремление к обмену − это фундаментальное начало человеческой деятельности. Эта теория основывается на принципах социального обмена:

  • чем чаще определенное поведение вознаграждается, тем чаще оно повторяется;
  • если вознаграждение зависит от определенных условий, то человек будет стараться воспроизвести эти условия;
  • если вознаграждение с точки зрения человека велико, то он будет готов затратить больше усилий;
  • если человек удовлетворил свои потребности, то его стремление к получению вознаграждения уменьшается.

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Джорджем Гербертом Мидом (см. подробно в работе «Mind, self and society» − Разум, личность и общество, 1934). Мид отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда ваш знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чье-то поведение, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы "разгадываем" намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический, рефлекс вроде моргания. Многие поступки, рассмотренные сторонниками теории обмена, относятся к этому типу. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Когда два мальчика спорят и один из них замахивается на другого, второй, наверное, стремится уклониться от удара. Он действует автоматически, т.е. совершает незначимое действие. Но два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Один из них, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал его как ложный удар. Вместо этого он может воспользоваться ситуацией и сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо "поставить себя на место другого человека", или, говоря словами Мида, "принять роль другого".

Такой процесс сложен, но он проявляется почти во всех наших взаимодействиях с другими  людьми. Мы способны на это, потому что  с детства нас учат придавать  значение предметам, действиям и  событиям. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятие, действие или предмет символизируют или выражают смысл другого понятия, действия или предмета. В нашем обществе кольцо с бриллиантом не просто драгоценность, оно символ стремления двух молодых людей вступить в брак. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать − пожать руку другому человеку, крепко схватить её или удалиться. На нас воздействует не только действие, но и намерение.

Под влиянием Мида сформировалось научное направление, названное символическим интеракционизмом. Сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог; в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Уже было сказано, что интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Другими словами, связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция. Поскольку мы усваиваем значения различных символов процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. 

Слова являются самыми важными символами, с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Делая это, мы можем общаться с другими людьми. Когда в дом приходят гости и мы предлагаем им сесть, подразумевается, что они сядут на кушетку или стул. Если они сядут на телевизор, коммуникация не удалась: слово "сесть" было неправильно понято. Тот факт, что все люди учатся одинаково интерпретировать значения символов, облегчает общение. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что он или она недовольны. Улыбка символизирует радость, а если человек рыдает, обычно его спрашивают: «Что случилось?!». Наше сходное понимание символов облегчает общение, обычно мы понимаем значение чужих поступков, определяем, что подразумевает другой человек. Блумер рассуждает следующим образом: "Взаимодействуя друг с другом, человеческие индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей... Таким образом, активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла...»*

Таким образом, символический  интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придают.

Успешное взаимодействие индивидов зависит от многих факторов: ситуация, цель взаимодействия, нормативные  условия. Т. Парсонс в работе «Система социального действия» конструирует представление о структуре социального  действия, которая представляет собой целостную систему. По Парсонсу всякий деятель и деятельность сопряжены с ситуацией, чтобы понять намерения должна присутствовать цель действий. Нормативные условия действий могут быть контролируемые (те, на которые актор может влиять по своему усмотрению) и неконтролируемые (не зависят от актора). Под нормативными условиями подразумевают не только нормы но и ценности, вовлеченные в контекст данной ситуации.

Теория Парсонса является наиболее разработанной с точки  зрения системного подхода. Но сам системный подход создает макросоциологическую теорию социального действия и эффективен в массовидных процессах.

Представитель феноменологического  подхода М. Вебер считал, что для  характеристики социального действия важно представление о не только общих конструкторах, но и о том как интерпретируется тот или иной поведенческий акт каждым из участников взаимодействия. Действительно, когда приходят гости мы предлагаем им присесть, причем мы ожидаем, что они сядут на стул, но если гость сядет на телевизор, то можно сделать вывод, что взаимодействие не удалось. То есть могут возникать определенные барьеры при прохождении действий. Поэтому эта ситуация ведет к интерпретивному  пониманию действий.

В социологии разработчики феноменологического подхода (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман) отходят от макроаспектов социальной жизни и акцентируют внимание на повседневной жизни.

В феноменологическом подходе  особое внимание уделяется  инстинктам и потребностям, которые побуждают  к действию. Именно они и служат мотивами для совершения действия.

Следует отметить, что  в процессе деятельности индивид  приобретает социальный опыт, развивается, усваивает цивилизацию общества. Именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида.

 

Заключение

 

В итоге мне хотелось бы отметить некоторые моменты: теории личности, которые разрабатывались и разрабатываются в современной социологической науке, помогают наиболее точно раскрыть сущность и структуру личности. Так как личность представляет собой синтез всех высших сущностных характеристик человека вообще, но в индивидуальном конкретном воплощении. Так теория З.Фрейда позволяет понять, что движет индивидом в его деятельности, т. е. понять мотивацию.

Без знания о человеке невозможно понять общество, в котором  он живет. Потому что люди создают и развивают общественные отношения, которые являются основой для существования социальной реальности. Именно социальная реальность − признак человеческого общества. Этот мир статусов, ролей, отношений и действий личности, в котором она имеет возможность реализовать себя. Один человек не может прожить без общества, потому что ему необходимо взаимодействовать с другими людьми.

Прежде чем индивид  войдет в общество как настоящая  личность ему необходимо пройти процесс  социализации. При социализации индивид усваивает культуру, нормы, правила, ценности и нормы которые присущи обществу, в котором он находится. Для правильной коммуникации с другими людьми человеку необходимо знать каким образом действовать в той или иной ситуации, то есть необходим социальный опыт, который и приобретается в процессе социализации. Индивид усваивает правила поведения, статусы и роли. Все это помогает ему осуществлять свою деятельность. Для того чтобы понять сам процесс социализации, как он проходит, от чего зависит помогают теории Дж. Мида и З. Фрейда, где Мид выделяет этапы социализации и показывает, что проходит индивид на каждом из них; Фрейд − выделяет четыре механизма, которые в большей степени влияют на сам процесс социализации.

После завершения процесса социализации индивид, усвоив все нормы, ценности, установки, «входит» в общество, уже имея свой социальный опыт и свой социальный статус. При этом он умеет правильно взаимодействовать с другими людьми, которые, в  свою очередь, имеют свой социальный статус. Как и по каким принципам происходит это взаимодействие объясняет Р. Мертон в своей статусно ролевой теории.

В области взаимодействий личностей действует теория  обмена Дж. Хоуманса. Она помогает понять сам механизм социального взаимодействия, который, согласно Хоумансу, выражается формулой «стимул ® реакция». То есть поведение человека обусловлено ожидаемым результатом.

Основным мотивом, побуждающим  человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут  быть физиологическими и социальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей  как следствие − аналогичную социальную реальность. Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется    к природной и социальной среде, но и перестраивает и совершенствует её.

Можно сказать, что все  теории, безусловно, раскрывают структуру  личности. Но так же можно с уверенностью добавить, что авторы этих теорий раскрывают структуру личности в определенной области и с точки зрения своего подхода.

Личность является очень  сложным явлением, посредством своей сущности с одной стороны биологической, с другой − социальной. Именно социальная сущность делает личность уникальной и неповторимой с набором свойств и качеств, свойственных только ей.

Несмотря на множество  теорий, работ, направлений, созданных  в социологической науке, продолжают разрабатываться и создаваться все новые и новые теории, посвященные проблеме личности. Потому что желание познать самого себя никогда не исчезнет у человека. Благодаря познавательной деятельности создаются предпосылки для продвижения общества вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Бекешкина И. Э. Структура личности./методологический анализ. И. Э. Бекешкина. − Киев: «Наукова думка», 1986. − 132 с.
  2. Большая советская энциклопедия, т. 25.
  3. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: учебник/ Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. − М.: Гардарики, 2004 − 512 с.
  4. Джеймс В. Научные основы психологии. − СПб., 1902. − 272 с.
  5. Клименко А.В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. − М.: Айрис-пресс, 2005. − 256 с.
  6. Кон И.С. Социология личности/И.С. Кон. − М.: Изд-во политической литературы, 1967. − 384 с.
  7. Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие./Учеб.-метод. пособие для ВУЗов. − М.: «Академический Проэкт», 2000. − 240с.
  8. Личность. Общество. Федерация. − Серия научных трудов. − М.: Современная Российская цивилизация, 2000. − 236 с.
  9. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. − М.: Феникс, 1994. − 688 с.

 

 

 

 

 

 

* [8; 10 с.]

* [8; 10 с.]

*  [2; 304 c.]

** [5; 108 с.]

* [ 4; 135 с.]

* [5; 111 с.]

* [6; 190-225 с.]

* [14; 116 с.]

* Процесс формирования мыслительной деятельности человека

**[9; 12 с.]

* см. подробнее Кон И. С. Социология личности

* [9; 137 с.]




Информация о работе Личность в структуре общества