Личность, власть, авторитет менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Исторически Россия тяготеет к закрытости культуры и даже гордится этим. Но нельзя производить экспансию бизнеса, если не научиться думать по-другому. На транснациональном уровне менеджер должен учитывать культурные и этнические особенности того или иного человека, который принадлежит совершенно к другой культуре. Задача, между прочим, не из легких. Но ведь просто учитывать недостаточно – необходимо грамотно использовать все сложившиеся условия и извлекать из них выгоду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие менеджмента. Содержание деятельности менеджера на предприятии 5
1.1 Сущность и функции менеджмента 5
1.2 Специфика менеджмента как профессиональной деятельности 11
1.3 Роль менеджера на предприятии в современных условиях 15
Глава 2. Менеджер как лидер коллектива 19
2.1 Профессионально важные качества личности менеджера 19
2.2 Власть и личное влияние, авторитет менеджера 23
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

менеджер.docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа на тему:

Личность, власть, авторитет менеджера.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие менеджмента. Содержание деятельности менеджера на предприятии 5

1.1 Сущность и функции  менеджмента 5

1.2 Специфика менеджмента  как профессиональной деятельности 11

1.3 Роль менеджера на  предприятии в современных условиях 15

Глава 2. Менеджер как лидер коллектива 19

2.1 Профессионально важные  качества личности менеджера 19

2.2 Власть и личное влияние, авторитет менеджера 23

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

В настоящее время Россия активно встраивается в мировое экономическое пространство. При этом российским руководителям необходимо учиться быть инновационными. С одной стороны быть похожими на других, а с другой – иметь свои собственные приоритеты.

Исторически Россия тяготеет к закрытости культуры и даже гордится этим. Но нельзя производить экспансию бизнеса, если не научиться думать по-другому. На транснациональном уровне менеджер должен учитывать культурные и этнические особенности того или иного человека, который принадлежит совершенно к другой культуре. Задача, между прочим, не из легких. Но ведь просто учитывать недостаточно – необходимо грамотно использовать все сложившиеся условия и извлекать из них выгоду. Это является основной задачей менеджера, как руководителя предприятия.

То, что крупному российскому бизнесу придется становиться глобальным игроком и, следовательно, действовать по глобальным правилам, не вызывает никакого сомнения. В перспективе вступления в ВТО российским руководителям придется столкнуться и с новыми особенностями управления компаниями. В такой ситуации придется либо брать на вооружение самые передовые мировые подходы, в первую очередь в управлении, либо продолжать вести бизнес "в лаптях и с балалайкой" и оставаться на обочине мировых процессов.

Одним из наиболее важных моментов в процессе осуществления руководящей деятельности является умение организовать людей, направить их деятельность на достижение целей, стоящих перед организацией. Чтобы этого достигнуть руководитель должен обладать определенными личными качествами, он должен иметь реальную власть, которая способна организовать работу людей именно на том уровне, который необходим для достижения конкретной цели, и руководитель должен иметь определенный авторитет среди подчиненных. Поэтому изучение выбранной мною темы представляется особенно актуальным в современных условиях развития России.

Целью курсовой работы является исследование личности, власти и авторитета современного менеджера.

В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и функции менеджмента;

- проанализировать специфику  менеджмента как профессиональной  деятельности;

- изучить роль менеджера  на предприятии в современных  условиях;

- охарактеризовать профессионально  важные качества личности менеджера;

- рассмотреть влияние  и авторитет современного менеджера.

Объектами исследования в курсовой работе являются личность, власть и авторитет современного менеджера.

Предметом исследования в курсовой работе являются экономические отношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности и связанные с личностными качествами, властными полномочиями и авторитете менеджера среди других членов коллектива.

Глава 1. Понятие менеджмента. Содержание деятельности менеджера на предприятии

1.1 Сущность и  функции менеджмента

В современной литературе существует множество определений понятия "менеджмент" (англ. management – управление, организация). Приведем некоторые из них:

1) особый вид профессионально  осуществляемой деятельности, направленной  на достижение определенных целей  путем рационального использования  материальных и трудовых ресурсов  с применением определенных принципов, функций и методов;

2) совокупность лиц, идентифицируемых  с менеджерами, а также с органами  или аппаратом управления;

3) феномен, интегрирующий  в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей  управленческой инфраструктуры  в различных масштабах.

Наиболее общим является следующее определение менеджмента:

Менеджмент – управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Данное определение дано с точки зрения методического обоснования понятия менеджмента.

Современная методология и практика менеджмента формировалась постепенно, обобщая лучшие результаты управленческой деятельности, которых достигали различные школы управления. Первой была школа научного управления (1885–1920 гг.), которая считала: управлять надо, применяя данные инженерных и других наук. Основатель школы американский инженер Ф. Тейлор и его последователи вели исследования в низовом звене управления. Следующей была административная школа управления (1920–1950 гг.), которая перешла от изучения низового звена управления производством (рабочих мест) к исследованию управления всей организацией в целом. Родоначальник этой школы французский ученый и практик А. Файоль. Третьей была школа человеческих отношений (1930–1950 гг.) и разработки поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время). Крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений были американские ученые М. Фоллет и Э. Мэйо.

Если обратится к главной цели существования коммерческих организаций, которые, в первую очередь и внедряют принципы и методы менеджмента, то все они должны, в итоге, быть ориентированы на увеличение прибыли предприятия. Таким образом, с этой точки зрения менеджмент предстает как "система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли".

В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации, опираясь на знания экономики, организации и управления производством на предприятии, права, психологии и др.

Управление организацией подчиняется семи основным законам:

1. Закон синергии, гласит, что свойства и возможности  организации как единого целого  превышают сумму свойств и  возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием. Для членов организации реальный выигрыш от объединения перекрывает потери от ограничения самостоятельности.

2. Закон, согласно которому  в организации параллельно осуществляются  такие противоположно направленные  процессы как разделение, дифференциация, специализация функций, реализуемых  ее элементами, с одной стороны, и их объединение, универсализация  – с другой.

3. Закон сохранения пропорциональности. В итоге увеличиваются потенциальные  возможности элементов как таковых  и результата их взаимодействия  в виде потенциала организации  в целом, между организацией и  ее элементами при любых возможных  изменениях, что позволяет в максимальной  степени реализовывать потенциал, которым они обладают. Например, избыток или нехватка персонала  негативно сказывается на экономической  эффективности деятельности организации.

4. Закон композиции заключается  в том, что функционирование всех  без исключения элементов организации  подчиняется общей цели, а индивидуальные  цели каждого из них представляют  собой ее конкретизацию.

5. Закон самосохранения  предполагает, что любая организация  и ее элементы стремятся сохранить  себя как целое. Этот закон  обеспечивается за счет сочетания  двух противоположных начал: стабильности  и развития.

6. Закон сознательной  координации деятельности утверждает, что порядок в организации  определяется уровнем информированности  ее членов.

7. Закон онтогенеза состоит  в том, что любая организация  в рамках своего жизненного  цикла последовательно проходит  три фазы: становление, развитие  и угасание. Задача руководства  состоит в максимальном сокращении  первой фазы, продлении второй  и отсрочивания третьей.

Принципы современного менеджмента:

- мыслить и действовать  стратегически, т.е. постоянно помня  о конечном результате;

- уметь убеждать людей  брать на себя ответственность  и не бояться риска (боязнь  неудачи деморализует людей), награждать  тех, кто не боится риска;

- создавать организацию, в которой люди бы знали, какая  грандиозная цель стоит перед  ней и лично перед ними, и  были бы готовы ее достичь;

- постоянно совершенствовать  свои знания, понимая, что успех  может стать злейшим врагом  обучения;

- осознавать, что единственной  константой являются перемены, хотя  люди сопротивляются переменам, даже если они пойдут им  во благо;

- обращать внимание не  столько на решение проблем, сколько  на предотвращение их появления (когда проблема принимает серьезные  масштабы, с ней слишком поздно  бороться);

- предвидеть, развивать в  себе интуицию;

- понимать, что то, чего  вы ожидаете, в действительности  и происходит;

- концентрировать усилия  на главном (Правило Парето: "необходимо  определить 20% действий, которые обеспечивают 80% результатов");

- не принимать работу, которая выполнена не лучшим  образом, иначе потом вам будут  сдавать работу только такого  качества;

- наблюдайте, и вы сможете  понять очень многое (Иоджи Берра).

Управления рассматривается как процесс, т.е. оно состоит из серии непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями менеджмента.

Анри Файоль, который первым разработал эту концепцию, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, "управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

Существуют и иные перечни функций: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров.

Наиболее удобным представляется подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в четыре функции (табл. 1). При этом каждой из функций соответствуют определенные операции, которые необходимо выполнять менеджеру, чтобы полностью реализовать функции.

Таблица 1

Функции менеджмента

Функции

Операции

Планирование

Анализ среды. Прогнозирование. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Разработка тактики, политики организации и программы действий. Установление сроков выполнения, определение источников финансирования.

Организация

Разработка и построение организационной структуры. Персонификация должностных обязанностей для каждого структурного элемента. Делегирование полномочий.

Реализация (руководство и координация)

Разработка процесса принятия решений. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений. Мотивационные действия. Организация системы коммуникаций. Взаимодействие между подсистемами в организации. Поиск, отбор и обучение кадров. Оценка деятельности.

Контроль

Разработка стандартов. Определение, оценка и информирование об отклонении действительных значений от заданных или их совпадениях. Анализ результатов. Корректирующие действия.


 

Планирование – процесс выбора целей и решений, функция, с помощью которой менеджер предопределяет курс своих действий.

Организационная функция в менеджменте включает:

- создание системы управления  – формирование организационной  структуры управления в рамках  стратегии организации; объединение  всех элементов организации;

- распределение ответственности  и прав между руководителями;

- определение места и  роли всех подразделений организации.

Реализация – это собирательная функция, позволяющая менеджеру, используя элементы внутренней среды организации добиться поставленных целей. Функция реализации включает в себя связанные процессы: принятие управленческих решений, коммуникации, мотивацию и руководство.

Контроль – это функция менеджмента по оценке получаемых результатов и текущей деятельности организации, а также обеспечение нормального функционирования организации по достижению поставленных целей при оперативном руководстве и в долгосрочной перспективе. Контроль должен предупреждать появление кризисных ситуаций.

Функция контроля напрямую связана с функцией планирования, которая осуществляется на базе полученных результатов оценки деятельности организации.

Таким образом, данный подход позволяет существенно упростить с методической точки зрения систему функций менеджмента на предприятии. Это вызвано тем, что часть составляющих деятельности менеджера, которые другие исследователи выделяют в отдельные функции, представлены в виде операций, т.е. определенных действиях, которые менеджер должен выполнять в процессе реализации функций. В то же время данный подход, упрощая методическую основу функций менеджмента, нисколько не "облегчает" практическую деятельность менеджера, так как ему необходимо выполнять все те же действия, что и при любых других подходах к классификации функций менеджмента.

1.2 Специфика менеджмента  как профессиональной деятельности

"Словесный портрет" менеджера 90-х гг. включает следующие  индивидуальные качества:

- способность управлять  собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели  и упор на постоянный личный  рост;

- навык в решении проблем;

- изобретательность и  способность к инновациям;

- высокая способность  влиять на окружающих;

- знание современных управленческих  подходов;

- способность руководить;

- умение обучать подчиненных;

- способность формировать  эффективные рабочие группы.

Рассмотрим специфику профессиональной деятельности, для осуществления которой человеку необходимо иметь вышеперечисленные качества. Но сначала необходимо определиться с содержанием понятий "менеджмент" и "менеджер" с точки зрения профессионального подхода, т.е. с практической стороны вопроса.

Информация о работе Личность, власть, авторитет менеджера