Личностно-нравственные качества социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование личностно – нравственные качеств социального работника.
Исходя из данной цели, исследовались следующие задачи:
1. Личностно-нравственные качества социального работника.
2. Профессиональные черты социального работника
3. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.

Файлы: 1 файл

Профес. этические основы соц. работника курсовая.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

Задача социального  работника — помочь клиенту обрести  себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом — это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса.

Динамическое  взаимодействие, коррективная поведенческая  связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.

 

3. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.

Социальная работа - это  ответственная и профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить,  определить личные,  социальные и ситуативные,  т. е.  обстоятельственные трудности,  влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть  эти трудности посредством поддержки,  защиты, коррекции и  реабилитации. Это деятельность патронажа,  социальной помощи,  социального обеспечения,  социального образования исправления и надзора над правонарушителями,  направленная на диагностику,  контроль и реабилитацию лиц,  нуждающихся  в социальной помощи.9

Сегодня главная задача  специалистов по социальной работе –  научиться проводить в жизнь  функциональную предназначенность  тех служб ,  в которых они работают,  оптимально выполнять свои задачи,  опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально – экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников   в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации,  об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей,  которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения поставленных задач различным типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию социального обслуживания населения,  основные методологические  принципы социальной работы,  умело использовать различные технологии социальной работы.

Профессия «социальный работник»  и «специалист социальной работы»  официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте - апреле 1991 году и созданы и созданы для решения социальных проблем человека и общества,  в их числе:

-Социальные и психологические  конфликты,  кризисные и стрессовые  ситуации;

- эмоциональные и психологические проблемы;

- чрезвычайные ситуации  и безопасность;

- алкоголизм и наркомания;

- насилия и дискриминации;

- национальные проблемы  и миграции;

- преступления и правонарушения;

- безработица и профессиональная  адаптация;

- жилищная проблема;

- опекунство,  попечительство,  усыновление;

- родительская жестокость  и другие.

В настоящее время профессия  социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен  по сути, специалист широкого профиля,  владеющий основами юридических,  медицинских и психологических знаний. Таким специалистам специалистом является социальный работник,  в основные трудовые операции которого входит:

- Сбор и анализ информации  о личности;

- диагностика микросреды;

- прогноз дальнейшего  развития и социализации личности;

- профилактика и социальная  терапия негативных явлений окружающей  среды;

- организационно -  коммуникативная педагогизация среды;

- охранно - правовая защита;

- образовательно - воспитательные  задачи;

- составление и ведение  документации;

- работа с педагогическим  коллективом.

Теперь это реально,  но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии. Руководители  учреждений,  определяя должностной  круг обязанностей социального работника,  исходят из потребностей своего учреждения. Но ,  как это часто бывает,  пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика  «латания дыр» . Задача же специалиста не в этом,  она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения;  понять и устранить причины, порождающие их;  обеспечить профилактику различных негативных явлений,  могущих выявиться в микросреде».  При этом социальный работник не должен ждать ,когда к нему обратятся за помощью.  В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт»  с человеком и его семьей.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает все  многообразие жизненных ситуаций  и коллизий людей разных возрастов  и социального положения. Проблемное поле социального работника  конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа,  специфики контингента учреждения,  его ведомственной подчиненности,  типа и вида,  а также профессионального багажа специалиста.10

Для каждого учреждения нужен  особый подход,  так например, в  сельской средней школе на 100 учащихся приходится  8 детей,  имеющих поведение  называемое дезадаптивным,  в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше,  она составляет 24 из 100 по результатам анкетирования,  здесь и проявляется специфика работы социального работника различных учреждений.

В свое практике специалист социальной работы  выполняет различные  социальные роли. Прежде всего он -  посредник в контексте : «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно - социальными слоями,  призванными заботится о гражданине. Одновременно работник социальной сферы – защитник  интересов человека,  защитник его прав и прав каждой семьи.

Также,  социальный работник должен  быть участником совместной деятельности,  ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник,  который как бы ведет человека и его семью,  на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение,  заботится о формировании общественных ценностей в социуме.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых  трудных профессией. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и  является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Итак, Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике.

       Специалист социальной работы осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).

       Владея не малым арсеналом  профессиональных умений, навыков,  обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором  целей социальной работы.

       Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

        Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.

 

      Таким образом, профессионального социального работника характеризуют личностные качества, достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.     Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2005.

2.    Глушкова В. Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. Белгород.,

«Кооперативное образование».

3.   Основы социальной работы :Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. —2-е изд.,  испр. и доп.—М.:ИНФРА-М,2003.

4.   Певная М. В , Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии// Социологические исследования.-2011.-№ 4.

5.   Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Уч. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Холостова  Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное  пособие. М., 2007.

7. Холодцова М. Е. Личностно-профессиональное развитие социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций//Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. Научн.-практ.конф.,посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

8. Шевелькова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема главной его профессиональной характеристики// Социальная работа. 2007.

9.   http://soc-work.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Холодцова М. Е. Личностно-профессиональное развитие социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций//Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. Научн.-практ.конф.,посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.- С.169.

2   http://soc-work.ru

3    http://soc-work.ru

4   Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007,с. 237

 

5    Глушкова В. Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. Белгород.,

«Кооперативное образование».,2007, С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Певная М. В , Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии// Социологические исследования.-2011.-№ 4.

7    Основы социальной работы :Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. —2-е изд.,  испр. и доп.—М.:ИНФРА-М,2003.—С.336.

8 Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Уч. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 262.

9  Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2005, С. 144.

10  Шевелькова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема главной его профессиональной характеристики// Социальная работа. 2007. №2.


Информация о работе Личностно-нравственные качества социальной работы