Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Цель работы: исследование личностно – нравственные качеств социального работника.
Исходя из данной цели, исследовались следующие задачи:
1. Личностно-нравственные качества социального работника.
2. Профессиональные черты социального работника
3. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.
Задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
Таким образом, взаимодействие
социального работника с
Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.
3. Современные проблемы развития личностно-нравственных качеств социального работника.
Социальная работа - это
ответственная и
Сегодня главная задача специалистов по социальной работе – научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб , в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально – экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
Для достижения поставленных
задач различным типам
Профессия «социальный работник» и «специалист социальной работы» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте - апреле 1991 году и созданы и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
-Социальные и психологические конфликты, кризисные и стрессовые ситуации;
- эмоциональные и психологические проблемы;
- чрезвычайные ситуации и безопасность;
- алкоголизм и наркомания;
- насилия и дискриминации;
- национальные проблемы и миграции;
- преступления и правонарушения;
- безработица и
- жилищная проблема;
- опекунство, попечительство, усыновление;
- родительская жестокость и другие.
В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских и психологических знаний. Таким специалистам специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:
- Сбор и анализ информации о личности;
- диагностика микросреды;
- прогноз дальнейшего
развития и социализации
- профилактика и социальная
терапия негативных явлений
- организационно - коммуникативная педагогизация среды;
- охранно - правовая защита;
- образовательно - воспитательные задачи;
- составление и ведение документации;
- работа с педагогическим коллективом.
Теперь это реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии. Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но , как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр» . Задача же специалиста не в этом, она звучит так:
«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать ,когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей.
Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.10
Для каждого учреждения нужен особый подход, так например, в сельской средней школе на 100 учащихся приходится 8 детей, имеющих поведение называемое дезадаптивным, в социально-реабилитационном центре эта цифра значительно выше, она составляет 24 из 100 по результатам анкетирования, здесь и проявляется специфика работы социального работника различных учреждений.
В свое практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего он - посредник в контексте : «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно - социальными слоями, призванными заботится о гражданине. Одновременно работник социальной сферы – защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных профессией. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Заключение.
Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.
Список литературы
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2005.
2. Глушкова В. Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. Белгород.,
«Кооперативное образование».
3. Основы социальной работы :Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. —2-е изд., испр. и доп.—М.:ИНФРА-М,2003.
4. Певная М. В , Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии// Социологические исследования.-2011.-№ 4.
5. Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Уч. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
6. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007.
7. Холодцова М. Е. Личностно-профессиональное развитие социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций//Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. Научн.-практ.конф.,посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.
8. Шевелькова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема главной его профессиональной характеристики// Социальная работа. 2007.
9. http://soc-work.ru.
1 Холодцова М. Е. Личностно-профессиональное развитие социальных работников, осуществляющих свою деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций//Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. Научн.-практ.конф.,посвящ. 75-летию со дня рождения А. Н Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.- С.169.
2 http://soc-work.ru
3 http://soc-work.ru
4 Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. М., 2007,с. 237
5 Глушкова В. Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. Белгород.,
«Кооперативное образование».,
6 Певная М. В , Дидковская Я. В. Социальная работа: представление о профессии// Социологические исследования.-2011.-№ 4.
7 Основы социальной работы :Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. —2-е изд., испр. и доп.—М.:ИНФРА-М,2003.—С.336.
8 Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Уч. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 262.
9 Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2005, С. 144.
10 Шевелькова Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема главной его профессиональной характеристики// Социальная работа. 2007. №2.
Информация о работе Личностно-нравственные качества социальной работы