Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:40, реферат
Социальная группа как объект социологического анализа представляет собой совокупность индивидов, объединенных социальными связями либо имеющих какой-либо объединяющий признак (общее пространственно-временное существование, деятельность), объединенных общими социально-демографическими, экономическими, психологическими характеристиками и выполняющих в обществе социально важные функции. Человек развивается при взаимодействии с другими людьми, группами и в этом смысле является одновременно и субъектом, и объектом социального влияния.
Введение 3
Социология малых групп 4
Малая социальная группа, ее функции и виды 7
Классификация малых групп 9
Формальные и неформальные лидеры в группе 12
Трудовой коллектив 16
Семья 18
Групповые ценности 20
Социологическое исследование (наблюдение) 23
Используемая литература 25
Содержание
Введение
Социальная
группа как объект социологического
анализа представляет собой совокупность
индивидов, объединенных социальными
связями либо имеющих какой-либо
объединяющий признак (общее пространственно-
Человек развивается при взаимодействии с другими людьми, группами и в этом смысле является одновременно и субъектом, и объектом социального влияния.
Социология социальных групп останавливает свое внимание на изучении малых и больших социальных групп, первичных и вторичных, реальных и номинальных, естественных и искусственных групп, стихийных и организованных, референтных групп и групп членства, а также социальных общностей и этносов как реальных субъектов социально-исторического процесса.
Общество
в своей конкретной жизненной
реальности выступает как совокупность
множества самых различных
Социология малых групп
Для изучения социальных отношений и процессов, социальной структуры и социальных явлений необходимо выявить единицы социального взаимодействия, отражающие основные социальные процессы в социальной группе.
Такой единицей в социологии принято считать малую группу.
Малая группа
представляет собой относительно устойчивую,
основанную на непосредственных, эмоционально
наполненных контактах и
Нижний порог численности группы обусловлен необходимостью взаимодействия людей. Базовыми формами взаимодействия являются диады и триады. Диады представляют собой взаимодействие двух людей и характеризуется близкими, доверительными отношениями (друзья, влюбленные). Триада, соответственно, это союз трех людей, имеющий большую вариативность действий и связей, возможности разделения функций. Верхний порог численности группы зависит от характера взаимодействия и сплоченности ее членов, может варьироваться в зависимости от каждого конкретного случая. Малая группа может быть разбита на подгруппы, или клики, иметь иерархию и сложную систему взаимодействия между подгруппами, в которых есть свои лидеры.
Социальная структура во многом определяет наличие разнообразных групп, закрепляющих и организующих отношения между людьми.
Под группой понимается совокупность людей, имеющих какие-то общие характеристики и свойства (т.е. взаимодействующих определенным образом и относимых к данной группе как ими самими, так и другими людьми). Таким образом, понятие группы включает следующие системообразующие свойства:
Процесс формирования групп, взаимодействий, направленных на достижение поставленной цели, называется групповой динамикой. Изучение процессов взаимных выборов членами группы друг друга и взаимовлияний в социологии осуществляется с помощью метода социометрии. Социометрия представляет собой метод изучения социальных отношений в малой группе, коллективах и организациях, фиксируемых в социограмме или социоматрице. Она позволяет выявить в группе позиции лидеров и аутсайдеров, авторитетных членов и тех, чье мнение в меньшей степени учитывается при принятии групповых решений, симпатий и антипатии в группе, дать представление о социальных дистанциях.
Феномен лидерства в группе связан с явлениями давления и подчинения и проявляется в действиях такого члена группы, который имеет наибольшее влияние на членов группы, оказывает значительное влияние на процессы принятия групповых решений и пользуется наибольшими симпатиями.
Как в малых, так и в больших группах принципиальное значение имеет организация коммуникаций между членами группы. В больших группах особенно велика роль лидера, который становится центром коммуникации и противопоставляет себя группе в целом.
Социолог Г.Ливитт выделил четыре основные схемы коммуникации в группе из 5 человек.
Наиболее эффективно организует коммуникацию структура «колесо», в которой общепризнанный лидер занимает центральное положение, далее следую по порядку «Y», «цепочка» и «круг». Члены группы, находящиеся ближе к центру системы коммуникаций, гораздо более удовлетворены своим положением, чем те, кто оказывается на периферии.
Малая социальная группа, ее функции и виды
Группа представляет собой совокупность взаимодействующих людей, которые ощущают свою принадлежность к одному целому и воспринимаются другими как некое сообщество.
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
К малым группам относят семью, первичный трудовой коллектив (бригада, отдел и служба предприятия, исследовательская группа и т.п.), дружеская компания и пр. Особенность этих групп – непосредственный личный контакт членов группы между собой.
Малая группа в системе групп
По реальности существования как целостной общности людей различают условные и реальные группы.
Условные группы представляют собой аналитически выделенные социологами, психологами совокупности людей, обладающих каким-то общим признаком: возрастом, национальностью, образованием, половой принадлежностью, социальным статусом, семейным положением и т.п. Они условны потому, что не живут вместе, не заняты единой деятельностью, не связаны реальными контактами, т.е. не представляют в жизни реальной социальной целостности.
Реальные группы – сообщества, в которых люди находятся вместе, объединены совместной деятельностью, одинаковыми обстоятельствами, событиями и осознают свою принадлежность к группе. Реальные группы могут быть естественными, в силу реальных обстоятельств жизни или профессиональной деятельности объединяющимися для совместного решения задач, и лабораторными, созданными временно в исследовательских целях для проведения эксперимента.
По характеру организации, регуляции деятельности и взаимодействия членов группы различают официальные и неофициальные группы.
Официальная группа создается открыто, гласно, на правовой основе, а ее структура и функционирование регламентировано какими-то документами. Примером их выступают все государственные, коммерческие, образовательные и общественные организации, имеющие лицензии на право существования и деятельности.
Неофициальная группа возникает стихийно, самостоятельно, а ее функционирование основано на психологической, а не правовой регуляции. Таковы группы друзей, приятелей, коллекционеров, любителей спорта, танца, совместного проведения досуга, туристов, любителей выпить «на троих», наркоманов и т.п.
Выделяют и неорганизованные, случайные группы, например зрителей, зевак, посетителей магазина, рыночной толпы, пассажиров в автобусе. Объединение людей в них случайное, временное и определяется сходством разового, проходящего интереса.
Малая группа относится к реальным группам. Важной в психологическом отношении особенностью малой группы, отличающей ее от других по численности групп, является то, что общественные отношения выступают в ней в форме непосредственных личных контактов, опосредственных совместной деятельностью, а также объединяющими людей особенностями: непосредственными контактами (визуальными, информационными, эмоциональными), общностью побуждений (целей, интересов, потребностей, планов), общей деятельностью (образом жизни, поведения, действий).
Каждый человек обязательно является членом какой-то малой группы и практически всегда – нескольких разных групп.
Классификация малых групп
Впервые деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч.Кули (1864-1929).
Он ввел в
классификацию малых групп
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Между которыми имеются тесные личностные отношения, основанные на их индивидуальных свойствах и симпатиях. Первичные группы основаны на свободном и добровольном объединении людей. Характерным примером первичной группы является семья.
Вторичная группа носит более формальный характер: взаимодействие ее членов определяется общностью интересов и целей. Вторичная группа организуется из людей, между которыми непосредственные, эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей. Во вторичной группе роли четко распределены, но ее члены нередко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространены первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Или , например, вторичную группу могут организовать любители преферанса. При этом индивидуальные качества членов группы имеют второстепенное значение: за игральным столом может оказаться любой, знающий правила игры и имеющий определенные навыки. В первичных группах эмоциональные отношения обязательны, в то же время во вторичных группах могут как устанавливаться эмоциональные отношения между членами, так и могут отсутствовать.
Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э.Мэйо (1880-1949).
В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с эти также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Пример формальной группы – школьный класс, рабочая бригада, спортивная команда.
В неформальных группах ни стандарты, ни роли не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти». Неформальная группа может создаваться внутри формальной, но может возникать и «сама по себе», вне формальной (туристы, экскурсанты и др.).
Неформальные группы могут возникать стихийно и внутри формальных групп. Контакты внутри формальных групп могут носить формальный (строго предписанный) и неформальный (окрашенный личностными взаимоотношениями) характер.
Третья классификация малых групп различает группы членства и референтные группы.
Референтная группа представляет собой образец поведения для индивида, систему отсчета его норм и ценностей, социальных установок, основу сравнения с другими людьми. Референтная группа определяет идентификацию (отождествление) человека с членами этой группы, причем она может быть как реальной, так и воображаемой (вымышленной).
Группа членства – это группы, в которые человек в своей деятельности реально включен. Референтные группы и группы членства могут совпадать, а могут не совпадать. Так, в случае несовпадения человек отвергает нормы и ценности группы, в которой он реально находится и отдает предпочтение нормам и ценностям другой группы, может в чем-то (одежда, манера говорить) подражать членам референтной группы.
Суть феномена «референтная группа» состоит в том, что часть членов определенных малых групп разделяют нормы поведения, принятые в другой группе, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, называются референтными группами. Они выполняют две функции: сравнительную и нормативную.
Сравнительная функция проявляется в том, что индивид сравнивает свое поведение с нормами референтной группы как с эталоном, а нормативная – оценивает его с позиций принятых в группе норм.
Деление малых групп на группы членства и референтные группы имеет большое практическое значение, особенно при изучении противоправного («отклоняющегося») поведения. При попытках объяснения причин правонарушений со стороны, например, подростков важно выяснить, почему группа членства не является для него и референтной группой. Исследования показывают, что причиной этого явления выступает тот фак, что группа членства (школьный класс, школьный коллектив) потеряла свою привлекательность для индивида и он сопоставляет свое поведение с «другой» группой.