Малые группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Социальная группа как объект социологического анализа представляет собой совокупность индивидов, объединенных социальными связями либо имеющих какой-либо объединяющий признак (общее пространственно-временное существование, деятельность), объединенных общими социально-демографическими, экономическими, психологическими характеристиками и выполняющих в обществе социально важные функции. Человек развивается при взаимодействии с другими людьми, группами и в этом смысле является одновременно и субъектом, и объектом социального влияния.

Содержание работы

Введение 3

Социология малых групп 4

Малая социальная группа, ее функции и виды 7

Классификация малых групп 9

Формальные и неформальные лидеры в группе 12

Трудовой коллектив 16

Семья 18

Групповые ценности 20

Социологическое исследование (наблюдение) 23

Используемая литература 25

Файлы: 1 файл

Малые группы 2 курс.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

 
        Нормы — исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида и группы необходимым условием их включения в определенное социальное целое. Именно в нормах фиксируются критерии функционирования группы как целостного образования. Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в жизнь, что люди не осознают их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание. Нормы позволяют индивиду оценивать свои и чужие поступки, ситуацию, партнеров по общению, соотносить оцениваемые явления с эталонами, отбирать, отсеивать, формировать, направлять и регулировать деятельность и общение.  
           В более узком смысле групповые нормы — это правила, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию не только, но отношению к поведению, но и по отношению к групповой деятельности. Представленные в сознании нормы используются личностью как эталоны, масштабы, меры, критерии, по которым ведется сравнение своего и чужого поведения. Формирование и принятие норм делает личность ответственной за выбираемые варианты поведения.  
            Функционирование норм непосредственно связано с социальным или групповым контролем над поведением индивида. Любая группа, существующая достаточно продолжительное время, вырабатывает для себя определенную систему специфических норм. Признаком сформированности определенных групповых норм выступает однозначное реагирование членов группы на поведение ее участников. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях. Нормы выражают собой сложившуюся в группе систему требований, в которой фиксируются основные моменты, регулирующие деятельность и общение, взаимные права и обязанности, образцы поведения и границы их возможных вариаций.

 
            Формы проявления групповых норм исключительно разнообразны и охватывают широкий диапазон возможных типов поведения: от внешних ритуалов до морального и эстетического выбора. Толкование слова “ценность” связывают с синонимами: значимость, благо, достоинство, польза, стоимость и т.д. Но независимо от того, обозначает это слово вещь или явление, качество или количество, ценность есть нечто, что внушает людям уважение, подталкивает их к совершению определенных поступков, заставляет с огромным воодушевлением посвящать месяцы и годы жизни какой-нибудь идее и делать все возможное для ее материализации.  
Психологи говорят о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценности выступают как общественные идеалы, как выработанное общественным сознанием представление о должном и необходимом;  
Во-вторых, ценности предстают в виде конкретных произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным, предметным воплощением общественных ценностных идеалов;  
В-третьих, ценности входят в психологическую структуру личности и группы в форме личностных и групповых ценностей, являющихся одним из главных источников мотивации поведения. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Система этих ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Поэтому в нашем случае совпадение важнейших ценностных ориентаций всего персонала организации обеспечивает солидарность ее членов, сплоченность коллектива и устойчивость развития.  
Ценности являются ключевой категорией, адекватное следование которой имеет исключительное значение для успеха, удовлетворенности трудом и профессиональным престижем. Какие ценности всякий конкретный коллектив будет отстаивать перед лицом организации, можно наверняка узнать, лишь наблюдая этот коллектив на протяжении некоторого периода времени. Есть, однако, комплекс коллективных реакций, которые с большой вероятностью можно обнаружить почти во всех рабочих группах.  
 
                                Социологическое исследование

 

Социология  не может существовать, не добывая  эмпирическую информацию самого разного  плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Не достающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей.

При сборе  первичных данных в социологии используются четыре основных метода, каждый из которых  имеет по две основные разновидности:

  1. Опрос (анкетирование и интервьюирование);
  2. Анализ документов (качественный и количественный);
  3. Наблюдение (не включенное и включенное):
  4. Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 

Наблюдение  – к нему социологи прибегают  реже. Выделяют две основные разновидности: включенное и не включенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки  со стороны ( в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке, то он проводит включенное наблюдение.

 

 

 

 

 

Практическое задание

Малая группа – школьный класс

Школьный класс

Численность

Половозрастной состав

Виды совместной деятельности

Частота контактов ее членов

мальчики

девочки

 

25

10

15

учеба

ежедневно

поездки, экскурсии

ежемесячно

       

дружеское общение 

ежедневно


 

 

Малая группа – дворовая спортивная команда по футболу

Дворовая спортивная команда

Численность

Половозрастной состав

Виды совместной деятельности

Частота контактов ее членов

мальчики

девочки

 

11

11

0

тренировка

ежедневно

поездки, экскурсии

ежемесячно

       

дружеское общение 

ежедневно

       

спортивные состязания

2 раза в месяц


 

Малая группа – группа подростков, проживающая  в одном доме

Группа подростков

Численность

Половозрастной состав

Виды совместной деятельности

Частота контактов ее членов

мальчики

девочки

 

6

4

2

походы в кино

2-3 раза в месяц

поездки, экскурсии

Ежемесячно

1-2 раза

       

дружеское общение 

ежедневно

       

Посещение кафе, боулинга, развлекательных  центров

4 раза в месяц


 

Используемая литература

 

 

  1. Ю.С. Борцов Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002 .

 

  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2006

 

  1. Социальная психология: учебник для студентов вузов / под редакцией А.М. Столяренко. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

 

  1. Е.И. Пашинина Социология. Ростов н/Д:  Фенкс, 2008

 


Информация о работе Малые группы