Малые группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

Социальная группа как объект социологического анализа представляет собой совокупность индивидов, объединенных социальными связями либо имеющих какой-либо объединяющий признак (общее пространственно-временное существование, деятельность), объединенных общими социально-демографическими, экономическими, психологическими характеристиками и выполняющих в обществе социально важные функции. Человек развивается при взаимодействии с другими людьми, группами и в этом смысле является одновременно и субъектом, и объектом социального влияния.

Содержание работы

Введение 3

Социология малых групп 4

Малая социальная группа, ее функции и виды 7

Классификация малых групп 9

Формальные и неформальные лидеры в группе 12

Трудовой коллектив 16

Семья 18

Групповые ценности 20

Социологическое исследование (наблюдение) 23

Используемая литература 25

Файлы: 1 файл

Малые группы 2 курс.docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Кроме рассмотренных, существуют и другие классификации  малых групп. Так, А.В.Петровский различает группы по степени их развития, учитывая при этом характер межличностных отношений. Иерархию реальных контактных групп он представляет следующим образом:

    • диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются только симпатиями-антипатиями, но не содержанием групповой деятельности;
    • ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
    • корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
    • коллектив – взаимоотношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Высказываются предположения, что виртуализация  жизни, развитие информационных сетей  могут привести к возникновению  виртуальных групп «по интересам», объединенных общением с помощью электронной «паутины» Интернета.

 

 

Формальные  и неформальные лидеры в группе.

Динамику  отношений членов группы между собой  характеризуют, помимо процесса сплочения  группы, руководство и лидерство, формирование группового мнения, уровень  и структура конфликтности, групповое  давление и другие способы воздействия  на поведение членов группы.

В системе  социальных ролей в группе одной  из наиболее значимых является роль лидера.

Для выполнения этой роли индивид должен обладать лидерскими качествами и способностями, проявлять их регулярно в процессе групповой деятельности, а также должен быть выделен группой за особую ценность вклада его усилий в ее работу.

Неформальный  лидер - тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности.

Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор.

 
С одной стороны, навык неформального  лидерства тяжело выключается. С  другой стороны, неформальный лидер может быть отвергнут социумом, если не примет специальных мер.

Один из элементов адекватного  лидерства - это самоконтроль.

 
Обаяние - одна из важнейших черт неформального  лидера. Неформальный лидер должен уметь нравиться. Но уметь нравиться - это не означает, что он ставит перед  собой цель - понравиться. Уметь нравиться - это инструмент, который может использовать неформальный лидер - средство, но никак не цель.

 
         Неформальное лидерство прочно связано с позитивом. Очень важно уметь выдавать позитив свободно - не заискивая и не доминируя. Людям нравятся сильные и позитивные личности.

 
         Сценарии проявления неформального лидерства  
Вот некоторые типичные сценарии проявления неформального лидерства:  
Оно возникает ситуативно: каждый человек может стать лидером, причем разного типа, при благоприятных обстоятельствах.  
Неформальные лидеры могут естественным путем сменяться при появлении новых людей в коллективе. Или при смене основного лидера - то есть начальника.  
В принципе в коллективе могут быть несколько таких лидеров, которые неплохо сосуществуют друге другом. Бывают случаи, когда все члены команды выполняют роль того или иного типа лидерства и работают весьма и весьма эффективно.  
Есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в анти лидера, их ожидает стресс, если они не рождены быть главными. Другое дело, бывает, что у некоторых лидерские способности проявляются ярче. И в этом случае возникает тот самый феномен неформального лидерства в рабочем коллективе. Неформальные лидеры, как и формальные, бывают разных типов.  
Дело в том, что каждому человеку хочется влиять на ситуацию. И он делает это с помощью тех средств, которыми владеет лучше всего. Иногда люди осознают, каким потенциалом они владеют, иногда - нет. Но картина в группе от этого не меняется.

 
          Формальный лидер (номинальный) - человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции.

Формальный  лидер – это тот человек, который занимает довольно важную должность и в круг его обязанностей входит контроль над работой других сотрудников. Такой лидер является формальным, так его выбор осуществляют не участники самого коллектива, а люди, которые имеют непосредственно отношение к делу, но не входят в число людей, которые работают под началом лидера.

 
         Главными объединяющими качествами, которыми обладает как формальный, так и неформальный лидер является то, что они способны организовать работу других участников группы (коллектива), пользуются особым расположением и могут рассчитывать на благосклонность со стороны других людей.

 
         Главными отличительными чертами является все же то, что формальный лидер занимает более высокую должность, чем неформальный и соответственно имеет больше полномочий, но при этом может не пользоваться расположением других участников группы. Неформальный лидер – это в первую очередь позитивный человек, который может не только склонить других людей к своему мнению, но и носит довольно позитивный образ человека, который всегда может развеселить и создать в коллективе хорошее настроение. Формальный лидер в свою очередь отвечает за то, чтоб весь объем работы был выполнен в полном объеме и точно в срок.

 

Система социальных ролей в группе включает следующие  виды ролей: содержательные, методологические, социально-психологические и организационные.

Содержательные  роли (инициатор, имитатор, эрудит) выражают позиционирование группы в процессе определения стратегии деятельности группы.

Методологические  роли (тактик, критик, генератор идей и т.д.) определяют позицию членов группы в процессе выработки тактики групповой деятельности по достижению намеченных целей.

Социально - психологические роли (оптимист, пессимист, патриот, юморист и т.д.) отражают позицию участников группы при формировании группового мнения по конкретным вопросам.

Организационные роли (организатор, контролёр, «рабочая лошадка», «палочка-выручалочка» и  др.) – это роли, выполняемые участниками  группы в процессе реализации принятых решений.

 

 

Малая группа имеет внутреннюю структуру: «ядро» и периферию. «Ядро» включает в себя индивидов, наиболее полно выражающих групповые цели и ценности, нормы, установки и мотивации. Поэтому можно говорить о том, что формирование «ядра» группы является ключевым показателем существования группы как уникального целого, отличного от других образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовой  коллектив

Коллектив – группа людей, сплоченных общностью понимания социально значимых ценностей, отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи и действующих для достижения совместных целей.

Коллектив является разновидностью социальной организации  групповой деятельности, т.е. выступает  высшим этапом развития группы на основании  показателя сплоченности последней. Другими  словами, коллектив – сплоченная группа.

  Назовем следующие признаки коллектива (его отличительные особенности по сравнению с «простой» группой):

- высокая сплоченность;

- ценностно-ориентационное единство;

- глубокая идентификация и ответственность  за результаты совместной групповой  деятельности.

  В последнее время стала выделяться и высшая стадия развития коллектива – команда. Команда представляет собой «особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое».

  Таким образом, повышение уровня сплоченности группы может трансформировать ее в коллектив, а затем – в команду.

  Следует отметить, что под коллективом часто имеется в виду кадровый состав организации, учреждения, или их  подразделений как единое целое.

Коллективы  обычно подразделяются на основании  таких признаков, как вид деятельности и величина. Тогда выделяют трудовые и нетрудовые (школьные, вузовские, спортивные и т.п.) коллективы, а также  малые, средние и большие коллективы соответственно. Трудовые  коллективы в свою очередь делятся на производственные (промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и т.п.) и непроизводственные (педагогические, научные, медицинские и др.)

 В трудовых  коллективах необходимо выделять  первичные коллективы – коллективы  низовых подразделений в организационной  структуре предприятия (фирм), выполняющие  однородные функции и характеризующиеся  регулярными непосредственными личными коетактами. Это означает, что первичные коллективы являются малыми группами, тогда как коллективы в целом обычно относятся к средним социальным группам.

Исследователи трудовых коллективов различают 7 этапов которые обычно проходят коллективы:

  1. Притирка. Фактическое отсутствие коллективной творческой работы.
  2. Переворот. Появление лидера, личных взаимоотношений, попытки достичь согласия и взаимопонимания.
  3. Результативность. Поиски методов оптимизации совместной работы.
  4. Эффективность. Реализм и творчество в решении рабочих вопросов. Переход к гибкому распределению обязанностей между членами коллектива.
  5. Мастерство. Установление прочных связей между участниками коллектива. Высокие результаты совместной деятельности.
  6. Старение. Неадекватность реакции коллектива на изменение во внешней социальной среде.
  7. Смерть. Ее могут вызвать: реорганизация (ликвидация) предприятия (фирмы), самоликвидация вследствие ухода или смерти лидера, и т.п.

Коллектив в социологии рассматривается как  малая (средняя) социальная группа и  как социальна организация. В последнем случае в системе отношений коллектива выделяют следующие подсистемы: организационно-технологическую, экономическую, административно-управленческую, внеформальную, социально-психологическую (неформальную) и социально-культурную.

 

 

 

 

 

Семья

Семьей  считается группа людей, связанных  отношениями брака, кровного родства  или усыновления (опекунства), опирающихся  на общие собственность и быт  и ориентированных на совместное воспитание детей, обеспечение других общественных и личных потребностей.

Отмеченные  характеристики семьи позволяют  рассматривать ее в двух ракурсах: как малую социальную группу и  как социальный институт.

Рассмотрение  семьи, как  малой социальной группы предполагает изучение следующих вопросов:

- условия  возникновения семьи и этапы  ее развития;

- динамика  отношений между членами семьи;

-распределение  семейных обязанностей;

-причина  и мотивы расходов;

- структура  и функции семьи.

Условия жизни семьи включает влияние  социальной макро- и микросреды. Функционирование семьи зависит от состояния макроэкономики и экономики собственно семьи, от правовых основ, от нравственно-психологического состояния общества и ближайшего окружения семьи.

Структура семьи отражает совокупность социальных, духовных и нравственных отношений.

Образ жизни семьи – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени всей семьи.

 Образ  мысли семьи отражает ценностно-нормативную  структуру семейной жизни.

Этапы жизненного цикла семьи показывают динамику изменений, происходящих в ней с  момента создания до ее распада.

Функции семьи отражают общественно-значимые и личные потребности, реализуемые  в семейной сфере.

 Существует, по крайней мере, пять основных  подходов к исследованию семьи:

  1. Институциональный, ставящий в центр внимания анализ семейно-брачных отношений;
  2. Структурно-функциональный, рассматривающий семью как социальную систему;
  3. Интеракционистский, делающий акцент на взаимодействии членов семьи;
  4. Ситуационный, предпочитающий изучать ценности семьи;
  5. Эволюционный, ориентированный на выяснение фактов эволюции семьи и уделяющий внимание ее историческим изменениям.

Различают следующие формы семьи:

  1. Первоначальная семья (группа, состоящая из супругов);
  2. Нуклеарная семья (в которую включены и их прямые потомки – дети);
  3. Расширенная семья (включающая, помимо супругов и их детей, других кровных родственников и людей, принятых в семью).

Иногда и  выделяют еще и нестандартную  семью, отличающуюся от перечисленных  форм отсутствием одного или обоих  родителей. Примером нестандартной  семьи является неполная семья, объединяющая несовершеннолетних детей и одного из родителей(мать или отца).

 

Групповые ценности

 
         Реальное поведение индивида, выполнение своей роли в группе может соответствовать групповым ожиданиям, но может и противоречить им. Для того, чтобы такое рассогласование было очевидным, система групповых ожиданий должна быть как-то определена.

 Необходимую для этого оформленность групповые ожидания приобретают в двух чрезвычайно важных для функционирования группы образованиях: в групповых нормах и санкциях.

Информация о работе Малые группы