Маргинальность в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Глобализация современного мира сопровождается исключительно напряженными и противоречивыми социокультурными явлениями, обусловленными в значительной мере ростом социальных и культурных контактов, взаимодействий, взаимопроникновений. Эти процессы, в свою очередь, вызывают усложнение социальной структуры, социокультурную полярность, внутреннюю дифференциацию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика маргинальности 6
Концепция маргинальности в западной социологии 6
1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии 8
Глава 2. Маргиналы и социальная структура современного российского общества 16
2.1. Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме 16
2.2. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества 18
2.3. Маргинальность как социальная и духовная проблема 30
2.4. Взаимосвязь качественных характеристик населения и процессов социальной маргинализации 34
Глава 3. Исследование маргинального сознания и поведения населения 41
3.1. Цели и задачи исследования……………………………………………….41
3.2. Описание исследования……………………………………………………42
Заключение 48
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

«Маргинальность в современной России».docx

— 160.48 Кб (Скачать файл)

«Маргинальность в современной России»

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика маргинальности 6

Концепция маргинальности в  западной социологии 6

1.2. Теория маргинальности  в современной  отечественной социологии 8

Глава 2. Маргиналы и  социальная структура  современного российского  общества 16

2.1. Влияние маргинальной  среды на адаптацию  личности в социуме 16

2.2. Профессиональная  маргинальность в  контексте проблем  современного российского  общества 18

2.3. Маргинальность как  социальная и духовная  проблема 30

2.4. Взаимосвязь качественных  характеристик населения  и процессов социальной  маргинализации 34

Глава 3. Исследование маргинального  сознания и поведения  населения 41

3.1. Цели и  задачи исследования……………………………………………….41

3.2. Описание  исследования……………………………………………………42

Заключение 48

Список  использованной литературы 51

 

Введение

     Актуальность  темы. Глобализация современного мира сопровождается исключительно напряженными и противоречивыми социокультурными явлениями, обусловленными в значительной мере ростом социальных и культурных контактов, взаимодействий, взаимопроникновений. Эти процессы, в свою очередь, вызывают усложнение социальной структуры, социокультурную полярность, внутреннюю дифференциацию.

     Особенно  актуальной представляется проблема коммуникации в условиях современного, многомерного социокультурного пространства. Потребность  в понимании, адекватном и эффективном  взаимодействии делает необходимым  изучение тех явлений, элементов  социальной структуры, которые содержат в себе дополнительный, не раскрытый  до конца коммуникативный потенциал. В качестве носителей таких способностей ярко проявляются маргинальные образования.

     Под маргинальностью будем понимать состояние индивида или группы, занимающих промежуточное положение между какими-либо социальными группами или крайнее положение в обществе, что приводит к неполному включению в данные социальные образования, изменению или утрате прежнего социального статуса и сопровождается изменением ценностно-нормативной ориентации и поведения индивида.

     Современный многополярный мир богат на, разного рода, источники, стимулирующие развитие. Характер инноваций, возникающих в обществе, их интенсивность и направленность прямо связаны с наличием социальных структур, готовых принимать новое. Непременно возникает вопрос о социальных группах или отдельных личностях, которые стоят у истоков изменений. Обращает на себя внимание то, что многие из них обладают чертами или признаками, выводящими их за рамки определенной социокультурной среды в пограничную, периферийную, маргинальную сферу. Совершенно определенно можно сказать, что особенно четко фактор маргиальности проявляется при росте политической и экономической нестабильности. Особенно это касается России.

     Кроме того, поскольку проблема маргинальности малоизученна, дискуссионна, то её дальнейшая разработка актуальна и для развития самой науки.

     Итак, можно утверждать, что концепция  маргинальности на современном этапе  является востребованной теоретической  моделью для анализа состояния  российского общества и может  сыграть важную роль в исследовании его социальной структуры.

     Объектом  данного исследования является маргинальность как социальное явление.

     Предметом исследования являются социологические характеристики маргинальности в социальной структуре современного российского общества.

     Целью работы является обоснование теоретико-эмпирической концепции маргинальности для исследования социальной структуры современного российского общества.

     Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи:

     1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности.

     2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.

     3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику.

     4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения и определить в его структуре маргинальный сегмент.

     5. Провести анализ социальных процессов, используя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования маргинального сознания и поведения населения.

 

Глава 1. Общая характеристика маргинальности

Концепция маргинальности в  западной социологии

     Возникнув в 30-е годы в США как теоретический 'инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта  двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп, концепция маргинальности рассматривалась в социологической  литературе с разных точек зрения. Отправным пунктом для самой  постановки проблемы маргинальности стало  изучение процессов миграции. В частности, понятие “маргинальная личность”  было предложено Р.Э. Парком для обозначения  культурного статуса и самосознания иммигрантов, оказавшихся в ситуации необходимости адаптации к новому для них урбанистическому образу жизни, т.е. Парк говорил, главным образом, о “культурной маргинальности”  и трактовал феномен маргинальности как промежуточность положения  человека, волей судьбы обреченного  одновременно существовать в двух разных культурных группах. С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения  маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако сама постановка проблемы принадлежит, скорее, Г.Зиммелю, впервые рассмотревшему социальный тип “чужака” как социальную универсалию1.

     Последующие исследования (У.Г.Самнер, Э.Стоуквист, Р.Мертон, Э.Дюркгейм) показали,что культурная маргинальность - всего лишь один из видов маргинальности. Кроме этого, выделяют социальную, структурную, ролевую  и другие виды маргинальности. История  термина богата нюансами. Маргинальность стала пониматься не только как результат  межкультурных этнических конфликтов, но и как следствие, социально-политических процессов. Кроме того, возможно более  широкое, формальное понимание маргинальности как универсального культурного  феномена, коренящегося в групповых  условиях человеческого существования.

     В рамках собственно социологического подхода  проблема маргинальности затрагивалась  и исследовалась чаще всего фрагментарно. Обобщая имеющиеся в литературе определения маргинальности, И.П. Поповадает структуру этого понятия, исходя из того, что это:

     1. Многозначное и многоуровневое  понятие;

     2. Разработка концепция маргинальности  предполагает опору на междисциплинарный  подход; и предлагает следующее  понимание маргинальности: “Маргиналь-ность  - состояние групп и индивидов  в ситуации, которая вынуждает  их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим  и социально-культурным переструктурированием  общества в целом, изменять  свое социальное положение и  приводит к существенному изменению  или утрате прежнего социального  статуса, социальных связей, социальной  среды, а также системы ценностных  ориентации”. В рамках такой  структурной модели маргинальность  может пониматься как положение  индивида между двумя группами, делающего его более или менее  чужим для обеих групп. При  этом личностные, социальные, культурные  дистанции между членами групп  не обязательно накладываются  на географическую разобщенность.  Маргинальный человек остается  “чужим” даже при пространственной  близости.

     Таким образом, мы можем выделить следующие  составляющие характеристики маргинальной ситуации:

     промежуточность, окраинность, пограничность положения  индивида;

     погруженность индивида в процесс переходности (явление транзиции), или в контекст смены социокультурных парадигм, которая характеризуется дезадаптацией;

     феномен психологической “двойной” адаптации, когда индивид оказывается “между двумя местами или сразу в  двух местах”.

     Все эти аспекты в своей совокупности формируют особый “гибридный” тип  личности, имеющий отличительные  характеристики. В ряду специфических  свойств маргинального человека обычно указывают следующие качества2:

     обостренные рефлексия и самосознание;

     критическое, скептическое, иногда циническое отношение  к миру;

     релятивизми и безоценночность миро-воззрения;

     отстраненность, психологическая отчужденность;

     замкнутость, одиночество, внутренняя противоречивость.

     Современная концепция маргинальности подчеркивает полифункциональность этого понятия  и предлагает его многоуровневую трактовку. Так, в исследовании И.П. Поповой центральное место отводится  выяснению сущности динамики социальной структуры и социальной мобильности, их сложной причинно-следственной взаимосвязи. Автор приводит двухуровневую трактовку  маргинальности в контексте социальной мобильности: широкомасштабная маргинальная ситуация (маргинальность на высоком  уровне)

1.2. Теория маргинальности в современной отечественной социологии

     В контексте современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, чем больше плохо отграниченных  друг от друга "групп" создают  свои условия жизни, свои особые "социальные логики", чем больше замкнуты и  обособлены друг от друга индивиды, тем больше возможность попадания  индивида в "двойной зажим", вынужденного по тем или иным причинам выходить за границы своего привычного жизненного мира, что дало основание К.Г.Юнгу говорить о "проклятии" расщепления  личности современного человека, который "напоминает психически больного".

     Радикальная деконструкция общественных основ  современной России, и как следствие, распространение социальной аномии, рассогласование, противоречивость ценностных стандартов коррелируются с понятием маргинальности, маргинального состояния  личности. Современные социологические  исследования процесса трансформации  российского общества фиксируют  крайнюю неустойчивость структуры, аморфность, неопределенность и преобладание дезинтеграционных тенденций, что  позволяет подчеркнуть стихийный, непоследовательный и даже иррациональный характер социальной деформации. В  результате чего, довольно сложно представить  четкую схему социальной дифференциации из-за социальной мобильности, индивидуализации жизненных и культурных стилей. Так, в качестве “новых дифференциации”  в социологической литературе выделяются новые сложные структуры - кластеры, поскольку возрастает количество классификационных  критериев ( I. 1-имущественное положение  и доход; 2 - образование; 3 - позиция  во властной структуре; 4 - социальный статус и самоидентификация; 5 - социально - психологические критерии -т.е. используются разные шкалы и их комбинации в  зависимости от целей исследования; или II. На основании новых систем отношений; 1. Равенство- неравенство; 2. Интеграции - дезинтеграции и др. Кроме того, разрушаются стабильные классово - культурные идентификации, присущие традиционной вертикальной классификации, на которую накладывались еще  и политике -идеологическая нагрузка. Иными словами, общая композиция социальной структуры пока не устоялась  Сложность классификации современного общества усугубляется наложением друг на друга двух стратификационных  сеток: прежней , традиционной и новой  с высокой степенью дробления  и мозаичности социальных групп.

Информация о работе Маргинальность в современной России