Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 09:15, курсовая работа
Цeлью рaботы является обoснование тeоретико-эмпирическoй kонцепции мaргинальности для исследования сoциальной структуры современного российского общества. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решались следующие задачи: 1. Выявить и систематизировать основные современные теоретические подходы к проблеме маргинальности. 2. Роль маргиналов в формировании социальной структуры российского общества.
3. Определить основные маргинальные группы, дать их социальную характеристику. 4. Выявить представленность индивидов, обладающих маргинальным сознанием и поведением среди населения. 5. Пpовести aнализ социальных прoцессов, используя результаты, полученные в ходе эмпирического исследования мaргинального сoзнания и поведения нaселения.
Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРГИНАЛЬНОСТИ……………
1.1.Концепция маргинальности в западной социологии………………………
1.2.Тeория мaргинальности в современной отечественной социологии……….
ГЛАВА 2.МАРГИНАЛЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОЬЩЕСТВА……………………………
2.1.Влияние маргинальной среды на адаптацию личности в социуме…………
2.2.Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества…………………………………………………................
2.3.Маргинальность как социальная и духовная проблема…………………......
ГЛАВА 3. ИСCЛЕДОВАНИЕ МAРГИНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И ПOВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.....................................................................
3.1.Цели и задачи исследования………………………………………………...
3.2.Описание исследования………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Cписок использованной литературы………………
4. Прoфессиональные маргиналы — люди, находящиеся на окраине, границе профессионального поля, чаще всего, не имеющие специального образования, не являющиеся профессионалами. Из их числа со временем могут быть пополнены сектора внутреннего плана, но в некоторых случаях это специалисты, вытесненные из других секторов. 12
Факторы, влияющие на возникновение
и распространение
К первой из них относятся:
– демографический фактор, который характеризуется увеличением числа населения пенсионного возраста; естественная убыль значительно превышает прирост населения, хотя частично она компенсирована положительным сальдо миграции;
– здоровье — распространение инфекционных и психических заболеваний, рост социальных болезней (пьянство, наркомания и т. п.), увеличение числа инвалидов и др.;
– маргинализация — одни люди не обладают профессиональной идентичностью, так как она не была сформирована изначально; другие первоначально ее имели, но со временем, в силу объективных причин, утратили.
Вторую группу факторов составляют:
– внешняя интеллектуальная миграция — выезд за рубеж специалистов, составляющих интеллектуальный потенциал страны; особой формой является наем ученых и специалистов иностранными компаниями, функционирующими на территории России;
– внутренняя миграция (во много раз превышает внешнюю) — переход ученых в бизнес, торговлю, финансовые институты; вовлечение ученых и профессионалов в деятельность криминальных структур;
– «неформальная занятость» — работники, не оформленные официально в зарегистрированных организациях.
– качество жизни — низкий уровень здравоохранения, образования, социального обеспечения, состояние коммуникаций и жилья, социальная и правовая незащищенность граждан, увеличение доли расходов населения на платные услуги и др.; 13
В России социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложнили состав затронутых маргинализацией групп: беженцы, безработные, мигранты и т.д. Проблема наглядно может быть показана на примере изучения социального статуса профессиональной группы российских врачей, проведенного международным коллективом ученых Европы.
Важное значение при изучении
проблемы профессиональной маргинальности
может иметь самоидентификация,
когда человек относится к
одной профессии (реально работает),
но идентифицирует себя с референтной
для него группой (совсем другой) и
во всем ориентируется на нее. Поэтому
можно заключить, что в основе
формирования ролевых и ценностно-
1) в плане самосознания — не отождествление себя с профессиональным полем (отсутствие идентичности) — как предмет исследования в психологии и социологии личности;
2) в сфере поведения — действие под влиянием мотивов, выходящих за рамки профессиональных функций и этики — как предмет изучения бихевиоризма, а также социологии профессий и профессиональных групп. 14
Опираясь на модель анализа социальных проблем ,предложенной Т.М. Симоновой, выделим субъекты проблематизации.
Сравнительный анализ утверждений, полученных на вопрос «Кто я?», у вынужденных переселенцев и местных жителей показывает определенные различия в их «Образах Я». Идентификационные матрицы показали, что, в первую очередь, с профессией идентифицировали себя: среди мигрантов - 18,1%; среди коренных жителей - 12,4% (то есть значительно меньше). У большой части перемещенного населения профессиональная принадлежность оказалась актуальной, а в отдельных случаях - утрированной. Так, одна 32-летняя женщина-переселенка из Таджикистана, проживающая с 1993 г. в одном из крупных городов России, на просьбу дать пять ответов на вопрос «Кто я?» пять, раз подряд ответила: «Я - бухгалтер». Это подтверждает высокую ценность профессиональной идентичности в условиях маргинализации. Кроме того, в качестве субъектов, причастных к проблеме, выделяются ее носители. По мотивационно-реализационному критерию, на мой взгляд, различаются маргиналы:
1) бихевиоральные;
2) ментальные.
Среди бихевиоральных маргиналов
по стилю профессионального
а) имитаторы профессиональной деятельности - люди, принявшие профессиональные ценности чисто формально;
б) саботажники - индивиды, приявшие ценности профессии не полностью.
Обе группы, с точки зрения социальной приемлемости, характеризуются профессионально-функциональной непригодностью.
По ценностно-мотивационной ориентации среди ментальных маргиналов можно выделить две категории:
а) мeнтально-интериоризированные, ценности, которых хотя и лежат внутри профессии, но это - узкие специалисты, не выходящие в выполнении должностных функций за рамки личных интересов; они видят не работу, а себя в ней (крайнее проявление - «фанатизм»);
б) мeнтально-
Выделенные формы наблюдаемого
сегодня в нашей стране ментального
профессионального маргинализма социально
неприемлемы. Сверхценные идеи «фанатиков
дела» часто оказываются
В настоящее время особый
интерес в плане изучения ценностей
профессиональной идентичности представляют
две группы маргинализованных
1)«экс-профессионалы» - группа, основную массу которой составляют безработные;
2) «работающий контингент» - работники, включенные в трудовой процесс (трудно доступные для непосредственного изучения в силу целого комплекса причин).
Принадлежность к одной из этих групп потенциально деструктивна: если это «экс-профессионалы», то уже почти не способные найти подходящую работу самостоятельно; если «работающий контингент», то выполняющий свои функции исключительно формально, имитационно.
Как среди «экс-профессионалов», так и среди «работающего контингента» могут быть условно выделены: маргиналы - «активные отрицатели инноваций» - люди, которые на основе сохранения прежней профессиональной ментальности упорно отстаивают отжившие профессиональные ценности; маргиналы - «пассивные неприятели современности» - работники, полностью дезориентированные утратой профессиональной идентичности, так как имевшаяся ранее была ведущей в их системе ценностей16.
Субъекты, вовлеченные в проблему профессиональной маргинальности, могут быть привлечены к ней либо в силу исполнения профессиональных функций. (Представители власти, научно-исследовательские центры, учреждения системы социальной защиты населения, занятости и здравоохранения, образовательные учреждения, юридические, педагогические, психологические службы и т. д.). Либо в целях достижения личных интересов (родственники, члены трудового коллектива, соседи профессионального маргинала, представители общественных организаций, политических партий, волонтеры и т. п.).
В нaстоящее время проблема профессиональной маргинализации находится на стадии общественного признания. Хотя в сфере социальной политики совершаются некоторые попытки решения этой проблемы, реализация их на практике пока затруднена. В службах занятости населения РФ, в практике социальной работы с безработными общепризнанным является выделение следующих стадий переживаний одной из маргинальных групп - незанятого населения:
1) шок, неприятие
2) гнев - человек испытывает сильное возмущение, негодование;
3) депрессия - переживание подавленности, отчаяния;
4) переоценка ценностей в ту или иную сторону.
Последняя стадия может иметь следствием как профессиональную маргинальность, так и обретение новой (или сохранение старой) профессиональной идентичности. Важное значение здесь приобретает социальная политика государства и ее реализация через социальную работу.17
Логика позитивного
В социальной работе все
клиенты традиционно
1) социально незащищенные;
2) девиaнтные;
3) маргинальные.
Следовательно, специалисты с маргинальной идентификацией изначально являются объектами социальной помощи, а планомерная деятельность социальных работников может сыграть позитивную роль в формировании профессиональной идентичности.
Можно построить две модели профессиональной деятельности:
1) адаптивное поведение, основанное на приспособлении личности к условиям труда;
2) профессиональное развитие,
основанное на том, что
Профессиональные конфликты
в большинстве профессий - это, прежде
всего, столкновение между субъектами
(по вертикали или горизонтали
служебных отношений), так или
иначе обусловленные
По мнению ряда исследователей,
социальный маргинальный статус не является
однозначно негативной характеристикой,
а может стимулировать
Процесс социальной работы
над профессиональной идентичностью
можно представить как ряд
последовательно
1) маргинализация;
2) профессионализация;
3) формирование и расширение среднего слоя.
Механизм прохождения данных этапов: бизнес-школы; дополнительное образование; возможности трудоустройства; взаимодействие различных институтов (система образования, рынок труда, конкретные субъекты) и т. д. Ответ на вопрос, можем ли мы сегодня считать вузы профессионализирующими институтами, в специфических российских условиях маргинализации общества будет, скорее всего, отрицательным, поскольку многие выпускники работают не по полученным специальностям, а там, где можно - любым доступным способом - трудоустроиться. Профессиональная занятость, не основанная на свободном самоопределении, препятствует идентификации субъекта труда с его деятельностью.
О решении социальной проблемы профессиональной маргинальности и об эффективности социальной работы по профессиональной идентификации следует говорить при ликвидации у общества и специалиста расхождений в идентификационных признаках профессий, где важны показатели:
а) способствует ли
такое несоответствие
б) удовлетворяет ли оно общество;
в) возможно ли при этом развитие или происходит регресс;
г) приводит ли данное
явление к формированию
Проведенные исследования проблемы социальных маргиналов в системе современного общества позволило определить следующие параметры модели социальной маргинализации населения России. Ключевое представление о социальной реальности современной России заключается, по мнению ряда авторов, в торжестве социального Постмодерна.Главная же болезнь постмодернистского общества - неспособность к созданию высших духовных ценностей, новых идей, способных обеспечить качественный прорыв во всех сферах жизни общества. Колоссальным социальным экспериментом над человеком в нашей стране является искусственное создание бедности как следствие неолиберальных реформ. В 2010 году децильный коэффициент составил по разным оценкам от 15 до 25 раз.
«Россия вышла из
системы справедливого