Массовая культура: плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение “массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура” впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «Культура»
1.1. Определение. Виды. Элементы
1.2. Типология культур
1.3. Проблема типологии культур
1.4. Сравнение массовой и элитарной культур
1.5. Личность как творец культуры, ее ценностей
2. Массовая культура
2.1.Основные проявления и направления массовой культуры
2.2. Характеристика массовой культуры
2.3. Функции массовой культуры
3. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры
3.1.Положительные стороны
3.2.Отрицательные стороны
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ (массовая культура-плюсы и минусы) .docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

 

    1. Характеристика «массовой  культуры»

 

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти - усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».  

Массовая  культура проявила себя впервые в  США на рубеже XIX—XX вв. Известный  американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Характеризуя  её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Вслед за австрийским психологом З.Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

«Популярная культура» и «элитарная культура»  не враждебны друг  другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через  некоторое время перестают быть новаторскими  и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная. Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из  которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается от народной. 

 

2.3. Функции массовой культуры.

 
          Как любая целенаправленная деятельность, да еще и деятельность такого всеобъемлющего характера, массовая культура имеет свои цели и задачи, выполняет какие-то функции, социальные, политические… Изучив некоторые источники, я выделила следующие функции массовой культуры:

  • Определение культурных условий, при которых удовлетворяются потребности и побуждения человека;
  • Поддержание устойчивого общественного порядка;
  • Разукрашивание повседневности с помощью рекламы «мелочей быта», вытеснение из сознания объективного восприятия жизни;
  • Предоставление элите самых современных информационных технологий, которые помогают превратить публику в объект манипулирования;
  • Установка на форсированный пересмотр всех прежних культурных представлений и ценностей, самого традиционного образа жизни, характеризующего бытие народа из поколения в поколение;
  • Конвейеризация самого художественного производства, разбиение его на отдельные технологические операции- по типу любого другого производства;
  • Унификация стиля жизни в соответствии с господствующими социальными мифами с вытекающим отсюда процессом гомогенезации общества.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. «Плюсы» и «минусы» массовой культуры.

 

Исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

Я не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

 

                           3.1.Положительные стороны.

 

Из положительного в существовании массовой культуры я вижу три аспекта.

Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности и богатства.

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства. Имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт… В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний день доступной становится элитарная. Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было. И все равно, как ни крути, но элита осталась. И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

 

                                 3.2.Отрицательные стороны.

 

С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее. Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее. А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно воздействуя на психологию человека. Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!

Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

«Массовая культура» делает из людей серую безликую массу и прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Заключение

 

Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли, Р. Брэдбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

- социальные  процессы, способствующие появлению  и развитию массовой культуры;

- отличие  массовой культуры от народной;

- влияние  технологической революции;

- фактор  моды в распространении продуктов  массовой культуры;

- социальные  и психологические механизмы  массовой культуры;

- роль  мифологем.

В работах современных исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что массовая культура - продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

 Процесс  урбанизации, переселивший значительные  массы крестьян и мелкой буржуазии  в города, привел к тому, что  люди, оторвавшись от природы, питавшей  народную культуру, не в состоянии  были приобщиться к городской  культуре, которая требовала не  только элементарных навыков  чтения и письма, но гораздо  большей образованности, времени  и материальных возможностей. Новая  городская масса нуждалась в  доступных ей формах культуры. В ситуации принципиально изменившихся  форм трансляции социокультурного  опыта, когда на смену персонализированной  его трансляции от учителя  к ученику приходит трансляция  институционализированная, содержание  вынужденно унифицируется, упрощается  вследствие необходимости его "перевода" с языка специализированного, которым  владеют немногие, на язык обыденного  понимания. Бурно развивавшиеся  параллельно с этими процессами  средства массовой коммуникации  привели к созданию индустрии  массовой культуры.

Таким образом, массовая культура - многофункциональное, объективное явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены все слои населения, и проблема заключена в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных механизмов отбора необходимых и перспективных ее направлений и выбраковке тех, которые приводят к необратимой деградации культурных ценностей и образцов.

 

 

 

                           Список использованной литературы

 

    1. Гидденс Э. Социология. Москва: Эдиториал УРСС, 1999
    2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-ух т. Т. 2. Москва: Мир, 1992
    3. Иванов Л.Ф. Человек и общество.- 5-е изд., перераб. и допол. Москва, 1999
    4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь – справочник. Минск:Харвест, Москва: АСТ, 2001
    5. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Москва: Аграф, 1997

Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции. Общественные науки и временность, 1998

    1. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб, 1994
    2. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html

 

 

 

1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.

2 Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции, Высшая школа культурологии, 1999

 

 


 



Информация о работе Массовая культура: плюсы и минусы