Массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Эта тема актуальна в настоящее время, дело в том, что любая концепция, любая программа проходят своего рода «проверку» массовым сознанием, прежде чем будут воп­лощены в жизнь. И эта «проверка» является очень важ­ной, поскольку только она гарантирует, что концепция или программа действенны. Во-первых, их принятие мас­совым сознанием означает, что они соответствуют акту­альным нуждам народа, отражают те идеи, которые вита­ют в воздухе, но до сих пор не были четко сформулирова­ны. Во-вторых, из этого следует, что данная концепция или программа понятны для носителей массового созна­ния, а следовательно, могут стать движущей силой, объе­динить людей для их реализации.

Содержание работы

I.Введение
II.Основная часть:
1.Массовое сознание, основные составляющие
2.Концепции массового сознания
3. Характеристика толпы
4.Возможности управления массовым сознанием
5.Массовое политическое сознание, особенности проявления
III. Заключение
IV.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)


9

 

Содержание

 

I.Введение

II.Основная часть:

1.Массовое сознание, основные составляющие

2.Концепции массового сознания

3. Характеристика толпы

4.Возможности управления массовым сознанием

5.Массовое политическое сознание, особенности проявления

III. Заключение

IV.Список использованной   литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эта тема актуальна в настоящее время, дело в том, что любая концепция, любая программа проходят своего рода   «проверку» массовым сознанием, прежде чем будут воп­лощены в жизнь. И эта «проверка» является очень важ­ной, поскольку только она гарантирует, что концепция или программа действенны. Во-первых, их принятие мас­совым сознанием означает, что они соответствуют акту­альным нуждам народа, отражают те идеи, которые вита­ют в воздухе, но до сих пор не были четко сформулирова­ны. Во-вторых, из этого следует, что данная концепция или программа понятны для носителей массового созна­ния, а следовательно, могут стать движущей силой, объе­динить людей для их реализации. Никакая пропаганда не может сделать политические идеи по-настоящему попу­лярными и действенными, это происходит либо не проис­ходит.[1]

В настоящее время образ власти в массовом сознании трансформируется. Вопросы о том, что представляет собой образ власти в российском массовом сознании сегодня, какие факторы наиболее существенно влияют на процесс конструирования этого образа и его качественные характеристики, являются актуальными в научном и практическом отношениях.

Изучение проблемы конструирования образов власти в массовом сознании лежит на стыке различных направлений и отраслей социологической науки, а также рассматривается в рамках других социальных наук - социальной философии, социальной психологии, социальной антропологии, политологии и т.д.

 

.

 

 

 

                  1.Массовое сознание, основные составляющие

 

Массовое сознание - термин, используемый в со­циальной философии для обозначения шаблонного, деперсона­лизированного сознания рядовых граждан развитого индустри­ального общества, формирующегося под массированным воз­действием средств массовой информации и стереотипов массо­вой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, основанной на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практиче­ской деятельности и занимающих одинаковое место в социаль­ной иерархии. Массовое сознание возникает стихийно как результат естест­венного стремления человека упорядочить разнородный эмпи­рический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Основные установки массового сознания представляют собой набор эмо­ционально-образных суждений о реальности и конкретно-практических моделей поведения, исторически предшествуя появлению развитых форм теоретического знания.

      В качестве основных составляющих массового сознания можно выделить: 1) конкретно-ситуативные программы деятельности, неявное знание, непо­средственно вплетенное в практику; 2) обыденные житейские установки и рецепты, суммирующие повседневный бытовой и профессиональный опыт в виде свода простых частных утвер­ждений и рекомендаций; 3) картина мира в целом, основанная на данных, выходящих за рамки непосредственного опыта и предоставленных господствующей в данной культуре системой ценностей, культурной традицией, а также различными спе­циализированными областями знания (как нормативными для данного типа культуры, так и маргинальными). В отличие от примитивного "стадного" сознания толпы массовое сознание имеет сложную структуру и является своеобразным "подсознанием" общества, аккумулирующим обширный пласт неявных мировоззренче­ских моделей и сценариев поведения различного происхожде­ния и направленности от авангардно-инновационных до ра­дикально-деструктивных. Образы реальности, складывающие­ся в массовом сознании ,  существуют за пределами теоретической рефлексии и воспринимаются их носителями как нечто естественное и самоочевидное, полностью тождественное настоящему поло­жению дел. Динамика массового сознания определяется в первую очередь эволюцией форм духовно-практического освоения мира, разви­тием социальных отношений, деформацией социальной струк­туры, и лишь затем - преобразованиями в сфере теоретическо­го знания. При этом массовое сознание не только организует интерсубъек­тивный предметно-практический опыт, создавая и транслируя наиболее характерные образцы дотеоретического миропонима­ния, но служит также одним из факторов культурной динами­ки. Открытое воздействию самых разнообразных пластов куль­туры, причудливо монтирующее фрагменты "высокой" и "низ­кой" традиций в соответствии с наличной культурной ситуаци­ей, массовое сознание представляет собой своеобразный "смысловой фон" любого концептуального поиска. Многообразие мировоззрен­ческих моделей, форм практического знания и стилей жизни, присущее массовому сознанию и отражающее реальную полифонию социаль­ной практики, приобретает особое значение в переходные периоды общественного развития. Распад привычной системы ценностей порождает стихийный поиск новых путей адаптации к динамично меняющейся социальной реальности. Естествен­ным основанием подобного поиска становится массовое сознание, опери­рующее в ходе становления очередной общекультурной миро­воззренческой парадигмы всем набором присущих ему альтер­нативных способов освоения мира. Таким образом, оформление любой культурной инновации предполагает соотнесение осмысленного теоретического поиска профессионалов со стихийно складывающимися ориентациями массового сознания.[2]

              2. Концепции массового сознания

Массовое сознание феномен социального мира, описывающий особенности восприятия и обработки информации не отдельным индивидом, а группой (группами) индивидов, находящимися в социальной среде. При этом учитывается взаимное влияние индивидуального сознания на массовое и обратно. Невозможно говорить об избирательных технологиях, пиаре, политических коммуникациях и обойти стороной вопрос о массовом сознании. Концептуальная трудность заключается в том, что не существует такого объекта. Невозможно выделить некую вещь, пусть даже виртуальную, под названием «массовое сознание» ни для изучения, ни для лабораторных экспериментов. Нельзя за массовое сознание принять арифметическую сумму индивидуальных мнений, так же как нельзя считать языком сумму всех высказываний на языке.

       Существует множество концепций, охватывающих весь интеллектуальный спектр от философии до прикладной социологии, рассматривающих, что такое массовое сознание. Перечислим основные теории:

1.Теория социального научения. Этот подход, возникший в рамках бихевиоризма, развивал Альберт Бандура. Суть его в том, что человек усваивает модели поведения, мнения, «логики», глядя на окружение, и, впоследствии, их воспроизводит. Поведение человека трактуется как подражание. Естественно, что источниками моделей и «логик» являются как референтные группы, так и СМИ, рекламные (пропагандистские) сообщения. Эффективное воздействие в рамках этой теории выступает в роли учителя. Авторитетные, в глазах избирателя, люди объясняют за кого и почему они будут голосовать, личным примером подкрепляя свои слова. Для этого используются формальные и неформальные каналы, различные виды СМК, устные коммуникации и т. п.

2.Теория конструирования реальности. Феноменологическое направление, развиваемое Питером Бергером и Томасом Лукманов, объясняющее каким образом человек формирует свое знание о мире. в этом отношении человек гораздо пластичнее и открытее миру, чем в бихевиористских концепциях. Нет универсалий, а самосознание и самоидентификация социально и культурно обусловлены. Окружающий мир, определяющий поведение и мнения человека, сам является продуктом деятельности человека – своеобразная форма обратной связи. в плоскости пропагандистского или рекламного воздействия это означает, что возможно как использования социальных мифов и стереотипов (целесообразно в краткосрочном плане), так и формирование их (возможно только в долгосрочном плане).

3. Когнитивную теорию можно назвать практическим приложением теории П. Бергера и Т. Лукмана. Теория основывается на том, что человек интерпретирует информацию (в том числе получаемую через СМК) исходя из собственного опыта, используя собственные стереотипы, «логики», мифы.

4.Теория культивирования. Одним из основных положений этой концепции является унификация, направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Одинаковые новости, публикации, сериалы и другие передачи формируют у людей из различных географических регионов и социальных страт одинаковую картину мира, которая, в свою очередь, формирует отношение к событиям или персонам, их оценку. И наоборот. Наличие альтернативных каналов коммуникации способно порождать множественные миры. в плоскости пропаганды это означает, что наличие унифицированного информационного пространства («железный занавес») даже не ставит вопрос об альтернативе или оппозиции. А наличие собственных каналов коммуникации или контроль над частью информационного пространства способно привести к победе оппозицию.

5.Теория «повестки дня». Согласно этой теории средства массовой информации «навязывают» своей аудитории список наиболее актуальных тем (повестку дня). Влияние СМИ характеризуется тем, что СМИ диктуют не столько то, как думать, сколько то, о чем думать. в ходе предвыборной агитации «повестка дня» наиболее активно работает на начальных этапах предвыборной гонки. к концу же гонки использование этого инструмента малопродуктивно. Актуальные темы «повестки дня» каждый штаб выбирает так, чтобы подчеркнуть сильные стороны кандидата и скрыть слабые.

Все эти концепции не отвечают на вопрос, что такое массовое сознание, но описывают ту или иную сторону его функционирования. Мы же попробуем сформулировать ответ на вопрос «что такое массовое сознание?». Массовое сознание состоит из суммы мнений отдельных индивидов. Но,  во-первых, это не простая арифметическая или статистическая сумма, которая рассчитывается по результатам массового опроса, поскольку формируется мнение индивида в контексте идеологии (системы ценностей) и семиотики кода (правил преобразования знаков сообщения в смыслы) групп, к которым принадлежит индивид. При том, что группы не имеют четких границ (индивид может принадлежать нескольким группам), и их идеология и семиотический код динамичны (подвержены изменениям во времени). Во-вторых чаще всего «мнения» поставляются индивиду в готовом виде через каналы массовой коммуникации, включая СМИ, устные коммуникации и слухи, институализированные коммуникации (преподавание истории или химии в школе – примеры таких коммуникация), и задача индивида сводится к интерпретации всех дошедших до него мнений и их отбору (см. «Модель привратника»). При таком подходе индивид оказывается одним из функциональных элементов мета-индивидной схемы массовой коммуникации. А массовым сознанием можно считать законы построения такой схемы и ее функционирования. Еще одной особенностью такой схемы своеобразный «принцип неопределенности»: индивиды являются и «привратниками» (теми, кто отбирает мнения), и генераторами мнений (теми, кто их производит), и ретрансляторами, и поставщиками кода и идеологии.

Интересным и многообещающим нам кажется изучение экономики массового сознания, основные принципы которой вытекают из набросанной выше схемы. Эти замечания будут касаться того, как в массовом сознании формируется общественное мнение, касающееся тех или иных событий, персон и т. п. Прежде всего, для того, чтобы событие или персона достигла массового сознания, была им замечена, ему (или им) необходимо преодолеть «порог чувствительности». Порог чувствительности имеет два измерения: условно назовем их «горизонтальное» и «вертикальное».

Вертикальное касается той доли внимания массового сознания, которое занимает это событие/персона. Долю можно занять «числом» т. е. необходимое число контактов сообщений о событии/персоне с адресатами) или «уменьем» (событие/персона настолько ярки и неординарны, что сами приковывают к себе внимание). Как и в психологии личности, динамичные объекты (развивающееся во времени событие) привлекают к себе больше внимания, чем статичные (поэтому для того, чтобы привлечь внимание к персоне нужно выстроить вокруг него событие).

Горизонтальное распространение мнений о событии связано с особенностями коммуникации. Массовая коммуникация неоднородна поэтому информация распространяется в ней неравномерно. Поэтому имеет смысл говорить и о темпе, ритме распространения информации, о задержке отклика.

Другая сторона – это то место, та позиция, которое занимает мнение о событии/персоне в массовом сознании. Это место зависит от следующих факторов:

1.Зрелищность события чем зрелищнее, тем активнее привлекает к себе внимание. Поэтому грамотно выстроенные телесобытия имеют больше шансов оказаться в центре общественного внимания.

2.Более близкие к настоящему времени события кажутся более важными. Общественное внимание динамично и любое событие со временем «перегорает», вытесняется другими событиями на второй план, вытесняется из центра

3.Количество конкурирующих событий.

4.Асимметричность события. Событие должно нарушать какие-то из ожиданий, стереотипов, представлений массового сознания. От того, какие представления нарушает событие, зависит его оценка. Если событие затрагивает центральные представления, угрожает системе ценностей массового сознания, то оценка его скорей всего будет крайне негативной.

Стоит так же коснуться «времени жизни» события и персоны в массовом сознании. Время жизни события состоит из одного цикла: событие нарастание внимание к нему – пик внимания – затухание. Персона же может удерживать к себе внимание пульсирующе, с помощью последовательности событий выстроенных вокруг нее: только внимание начинает угасать, как вокруг персоны выстраивается новое событие, вновь повышающее градус общественного внимания. Ярким примером  является  фигура В.Жириновского: не успеет отзвучать эхо одного скандала, как политик оказывается в центре другого.[3]

Информация о работе Массовое сознание