Медицинская помощь как право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Государство уделяет большое внимание медицинской помощи и лечению гражданам РФ, т.к. в соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ закрепляет положение о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Содержание работы

Введение
1. НПБ
2. 1)Мед. Страхование
2)Виды мед. Соц. Помощи
3) лекарственная помощь и курорты
3. Проблемы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. НПБ
  2. 1)Мед. Страхование

       2)Виды мед. Соц. Помощи

      3) лекарственная помощь и курорты

3. Проблемы

 

Государство уделяет большое внимание медицинской помощи и лечению  гражданам РФ, т.к. в соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Конституция  РФ закрепляет положение о том, что  медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Многие граждане России пользуются правом на льготное обеспечение лекарственными средствами. При лечении в стационарных лечебных учреждениях — больницах, клиниках, госпиталях и т.д. — независимо от продолжительности лечения лекарства выдаются бесплатно.

В нашей стране с каждым годом всё большее значение предаётся развитию социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

В соответствии с Федеральным Законом  от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Гл. 2 ст. 4 Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в  сфере охраны здоровья и обеспечение  связанных с этими правами  государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента  при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья  детей;

4) социальная защищенность граждан  в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, должностных лиц  организаций за обеспечение прав  граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской  помощи;

7) недопустимость отказа в оказании  медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере  охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Целями данной курсовой работы являются:

  1. Изучение Нормативно – правовой базы по обеспечению медицинской и лекарственной помощи гражданам РФ.
  2. Анализирование проблем по обеспечению медицинской помощи.

Задачами  являются:????????????????????????

Гипотеза: Обеспечение  лекарственными средствами граждан  РФ достаточно ли для правового государства, которым оно себя провозгласило?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 1. НПБ

Право на жизнь каждого человека закреплено в нормах международного права, в основных законах многих стран. В Конституции РФ также  установлено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а именно:

 ст. 20 п. 1 Каждый имеет право на жизнь.

 ст. 41 п.1 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

п.2 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно положениям Основ законодательства РФ «об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Право на охрану здоровья граждан  обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. В целях создания возможностей для реализации гражданами этого права государство предпринимает меры: политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.

Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав человека и  гражданина; приоритет профилактических мероприятий; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, юридических лиц независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Охрана здоровья осуществляется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям и других обстоятельств. Государство гарантирует  гражданам защиту от любых форм дискриминации, связанной с наличием у них  каких-либо заболеваний.

Наравне с гражданами РФ правом на охрану здоровья пользуются лица без  гражданства, постоянно проживающие  на территории РФ, и беженцы. Порядок  оказания медицинской помощи иностранным  гражданам, лицам без гражданства  и беженцам определяется Минздравом РФ и соответствующими органами субъектов  РФ.

Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной  и муниципальной системах здравоохранения  в пределах гарантированного объема в соответствии с программами  обязательного медицинского страхования. Дополнительные медицинские и иные услуги граждане могут получать на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств  юридических лиц, личных сбережений и иных источников, разрешенных законодательством.

Финансирование охраны здоровья осуществляется за счет: бюджетов всех уровней; обязательного  и добровольного медицинского страхования; целевых фондов; средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности; доходов от ценных бумаг и других источников.

Постановлением Правительства  РФ от 30.07.94 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий  заболеваний, при амбулаторном лечении  которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно  или с 50-процентной скидкой. Все лекарственные  средства отпускаются бесплатно  следующим группам населения: участникам гражданской и Великой Отечественной  войн; инвалидам Великой Отечественной  войны и приравненным к ним  по льготам инвалидам; родителям  и женам военнослужащих, погибших при защите страны; Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей; детям в возрасте до 3 лет, а также  детям из многодетных семей в  возрасте до 6 лет; инвалидам 1-й группы, неработающим инвалидам 2-й группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и др.

СЗРФ, 1994, № 15, ст. 1791.

Приказом Минздрава РФ от 23.08.99 № 328 "О рациональном назначении лекарственных  средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска  аптечными учреждениями (организациями)" утверждены: Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них; Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях); Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях); Форма бланка листка, подтверждающего получение в аптечном учреждении (организации) лекарственных средств на льготных условиях "Карта льготного отпуска лекарственных средств" и другие акты, регулирующие порядок приобретения лекарственных препаратов.

К ведению органов местного самоуправления относятся следующие правомочия :

1) контроль за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека  и гражданина в области охраны  здоровья;

3) формирование органов управления  муниципальной системы здравоохранения  и развития различных видов  первичной медицинской помощи  и пр.;

4) охрана окружающей среды и  обеспечение экологической безопасности  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл. 2 мед помощь и лечение.

  1. Медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является новым для российской системы видом социального страхования  населения. Оно должно гарантировать  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи в пределах Федеральной и  территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия.

Федеральную программу обязательного  медицинского страхования разрабатывает  Министерство здравоохранения РФ и  утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия  оказания медицинской помощи по сравнению  с Базовой программой.

Обязательное медицинское страхование  в России было введено с принятием  в 1991г. Закона «О медицинском страховании  граждан в РСФСР.» В его основу была положена голландская модель организации  обязательного медицинского страхования, в которой активная роль отводится  государству в социально –  ориентированной экономической системе, направленной на стирание различий в общественном положении тех граждан, которые получали медицинские услуги в системе социального страхования (малообеспеченные слои населения), и тех, кто должен был страховать себя сам ( высокооплачиваемые граждане) в системе добровольного страхования.

Обязательное медицинское страхование  в России является всеобщим для населения  страны. Оно осуществляется за счет страховых взносов страхователей  – работодателей.

Основная цель ОМС- сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. В этом смысле систему ОМС рассматривают двояко. Во- первых, она является составной частью государственной системы социального обеспечения. Во – вторых, ОМС представляет собой дополнительный к бюджетным ассигнованиям механизм финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг.

Отличительные черты  ОМС от других видов обязательного социального страхования (пенсионного, временной нетрудоспособности, страхования профессиональных рисков) составляют: особенности субъектного состава; специфика социального страхового риска, которых должен компенсироваться в системе ОМС; установление специфических правил формирования финансовой системы ОМС; предоставление обеспечения по страхованию в натуральной форме; отсутствие дифференциации при предоставлении медицинских услуг в зависимости от степени страхового социального риска пр.

Субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская  организация; медицинское учреждение.

 

Застрахованными по системе ОМС  могут быть как граждане РФ, так  и лица без гражданства. Медицинское  страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ, имеют такие  же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено  иное.

 

Граждане РФ имеют право: на выбор  страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в  соответствии с договорами обязательного  и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг  на всей территории РФ, в том числе  за пределами постоянного места  жительства; получение медицинских  услуг в соответствии с качеством  и объемом, установленным государственной  программой, независимо от размера  фактически выплаченных взносов; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе и на материальное возмещение ущерба, независимо от того, предусмотрено это договором или нет и др.

 

Страхователями выступают как  юридические, так и физические лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками  взносов являются:

 

для неработающего населения - высшие органы государственного управления субъектов  РФ и местная администрация;

 

для наемных работников - работодатели;

 

лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз) платят взносы самостоятельно. Таким образом, они  одновременно являются и застрахованными, и страхователями.

 

При недостатке в местном бюджете  средств для уплаты взносов за неработающих граждан выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ.

 

За отказ хозяйствующих субъектов  от регистрации в качестве плательщиков взносов на ОМС, сокрытие или занижение  сумм, с которых должны вноситься  взносы, нарушение сроков их перечисления применяются финансовые санкции  в виде штрафа и (или) пени, уплата которых  не освобождает страхователя от выполнения обязательств по ОМС. При наложении  финансовых санкций Федеральный и территориальные фонды ОМС пользуются правами налоговых органов.

Информация о работе Медицинская помощь как право социального обеспечения