Медицинская помощь как право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Государство уделяет большое внимание медицинской помощи и лечению гражданам РФ, т.к. в соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ закрепляет положение о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Содержание работы

Введение
1. НПБ
2. 1)Мед. Страхование
2)Виды мед. Соц. Помощи
3) лекарственная помощь и курорты
3. Проблемы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

Федерации поставлен вопрос об отмене указанного решения.

     Проверив материалы   дела,  обсудив  доводы  протеста,   Президиум

находит решение суда подлежащим отмене.

     Отказывая Е.Ю.  Котельниковой  в удовлетворении  заявления,  суд

указал на то,  что в ст.  2 Закона Российской Федерации "О  медицинском

страховании  граждан в Российской  Федерации"  дано  общее   понятие

плательщиков   -   страхователей  страховых  взносов  на  обязательное

медицинское страхование. Частнопрактикующих нотариусов можно отнести к

иным   хозяйствующим  субъектам  и  к  лицам  свободных  профессий.  В

обжалуемом  пункте  1  Инструкции   конкретизировано,   кто   является

плательщиком этого вида страховых  взносов, в частности, ими являются и

нотариусы.

     Однако с   выводами   суда   нельзя   согласиться,  так  как  суд

неправильно истолковал нормы материального  права.

     В соответствии   со   ст.   1   Закона  Российской  Федерации  "О

медицинском страховании граждан  в  Российской  Федерации"  медицинское

страхование  является  формой  социальной защиты интересов населения  в

охране  здоровья.  Цель  медицинского  страхования   -   гарантировать

гражданам  при  возникновении  страхового случая получение медицинской

помощи за счет накопления  средств  и  финансировать  профилактические

мероприятия.  Медицинское  страхование  осуществляется  в  двух видах:

обязательном и добровольном.

     Согласно ст.   2   настоящего   Закона   в   качестве   субъектов

медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая

медицинская  организация,  медицинское  учреждение.  Страхователями при

обязательном  медицинском  страховании  являются:  для   неработающего

населения - Советы Министров республик  в составе Российской Федерации,

органы  государственного  управления  автономной  области,  автономных

округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт - Петербурга, местная

администрация;  для работающего  населения -  предприятия,  учреждения,

организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью,

и  лица   свободных   профессий.   Страхователями   при   добровольном

медицинском   страховании  выступают отдельные граждане,  обладающие

гражданской дееспособностью,  или  предприятия, представляющие интересы

граждан.

     Нормы, касающиеся   обязательного    медицинского    страхования,

устанавливаемые  настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним

нормативными актами,  распространяются на работающих граждан с момента

заключения  с  ними  трудового  договора.  Страховой  тариф взносов  на

обязательное медицинское  страхование  для  предприятий,  организаций,

учреждений   и   иных   хозяйствующих  субъектов  независимо  от  форм

собственности устанавливается в  процентах по отношению  к  начисленной

оплате труда по всем основаниям (ч.  2 ст.  6 и ч. 4 ст. 17 названного

Закона).

     По смыслу  приведенных  норм права,  страхователи по обязательному

медицинскому страхованию выплачивают  взносы не за себя,  а  за  других

лиц,  нуждающихся  в  социальной защите:  за неработающих граждан  и за

работающих.

     Поэтому частный   нотариус,  если  он  имеет   наемных  работников,

обязан делать взносы по обязательному медицинскому страхованию за них.

За себя - только по добровольному  медицинскому страхованию.

     В силу ст.  57 Конституции   Российской  Федерации  каждый  обязан

платить законно установленные  налоги и сборы.  Законы, устанавливающие

новые налоги или  ухудшающие  положение  налогоплательщиков,  обратной

силы не имеют.

     Исходя из содержания  этой статьи  Конституции  России,  нотариусы

должны   быть  плательщиками  страховых  взносов  (платежей)  в  фонды

обязательного  медицинского  страхования  только  в   случае   прямого

указания в законе. Между тем  такого указания в законе нет.

     Ссылка в решении  суда на то, что Федеральными  законами "О тарифах

страховых    взносов   в   Пенсионный   фонд   Российской   Федерации,

Государственный фонд занятости  населения  Российской  Федерации  и  в

фонды обязательного медицинского страхования на 1996, 1997, 1998 годы"

нотариусы,  занимающиеся частной  практикой,  отнесены  к  плательщикам

страховых  взносов  в  фонды  обязательного  медицинского страхования,

противоречит содержанию  этих  Законов.  В  данных  Законах  нотариусы

указаны   в   статье  1,  устанавливающей  тарифы  в  Пенсионный  фонд

Российской Федерации;  в  статьях,  устанавливающих  тарифы  страховых

взносов  в  фонды обязательного  медицинского страхования,  нотариусы  в

качестве плательщиков страховых взносов в эти фонды не указаны.

     Вывод суда  о   том,  что статьей 2 Закона Российской  Федерации "О

медицинском страховании граждан  в  Российской  Федерации"  работающее

население  отнесено к категории  плательщиков страховых взносов  в фонды

обязательного медицинского страхования,  не  соответствует  содержанию

этой статьи. Из содержания названной  статьи следует, что плательщиками

страховых взносов в фонды обязательного  медицинского  страхования  для

работающего населения являются предприятия,  учреждения,  организации,

лица,  занимающиеся  индивидуальной  трудовой  деятельностью,  и  лица

свободных профессий,  а для неработающего  населения - Советы Министров

республик в  составе  Российской  Федерации,  органы  государственного

управления автономной области,  автономных округов,  краев,  областей,

городов Москвы, Санкт - Петербурга, местная  администрация.

     Таким образом,  Правительство  Российской Федерации не вправе  было

расширять  установленный  законом  перечень   плательщиков   страховых

взносов в фонды обязательного  медицинского страхования путем  включения

в этот перечень нотариусов.

     Поскольку судом   допущена  ошибка в толковании  норм материального

права,  надлежит отменить решение  суда и,  не передавая дело на  новое

рассмотрение, вынести новое решение  об удовлетворении жалобы.

     Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального

кодекса   РСФСР,   Президиум   Верховного  Суда  Российской  Федерации

постановил:

     отменить решение   Верховного Суда Российской Федерации  от 30 июля

1998  г.  и  вынести  новое   решение:  признать  незаконным  пункт   1

Инструкции  о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на

обязательное  медицинское  страхование,  утвержденной   Постановлением

Совета  Министров  -  Правительства  Российской Федерации от 11 октября

1993 г.  N 1018,  в части включения  нотариусов в перечень плательщиков

страховых взносов в фонды обязательного  медицинского страхования.

 

Утверждение Программы государственных  гарантий бесплатного оказания гражданам  медицинской помощи на 2014 год и  на плановый период 2015 и 2016 годов (далее  – Программа) направлено на обеспечение  конституционных прав граждан Российской Федерации на получение гарантированной  бесплатной медицинской помощи, повышение  эффективности её организации и  управления ресурсами здравоохранения.

Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой  бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых  осуществляется бесплатно. Устанавливаются средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты. Утверждаются также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

 

Средние нормативы объёма медицинской  помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской  помощи в рамках Программы определяются в расчёте на одного жителя, а  в рамках базовой программы ОМС  – на одно застрахованное лицо.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с Программой разрабатывают  и утверждают территориальные программы  государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской  помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные  программы обязательного медицинского страхования (далее – территориальная  программа).

 

Утверждённая программа содержит ряд новых положений:

 

- внесены изменения в части  финансового обеспечения проведения  осмотров врачами и диагностических  исследований в целях медицинского  освидетельствования лиц, желающих  усыновить (удочерить) детей, оставшихся  без попечения родителей, в  соответствии со статьями 127 и  146 Семейного кодекса Российской  Федерации;

 

- в качестве норматива объёма  медицинской помощи в стационарных  условиях вместо одного койко-дня  вводится один случай госпитализации  для обеспечения единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи. Средние нормативы объёма медицинской помощи в стационарных условиях (в 2014 году – 0,197 случаев госпитализации на одного жителя, в том числе 0,176 – за счёт средств обязательного медицинского страхования и 0,021 – за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации) основаны на данных об объёмах стационарной медицинской помощи в рамках территориальных программ за 2012 год и рассчитаны как отношение среднего количества койко-дней на одного жителя (застрахованного) к средней длительности лечения в стационаре;

 

- в составе норматива объёма  медицинской помощи в стационарных  условиях установлен средний  норматив объёма медицинской  реабилитации в рамках базовой  программы ОМС (на одно застрахованное  лицо в 2014 году 0,03 койко-дня, в  2015 году – 0,033 койко-дня, в 2016 году – 0,039 койко-дня) в целях  стимулирования развития данной  составляющей медицинской помощи.

 

По сравнению с утверждёнными  на 2014 и 2015 годы нормативами (постановление  Правительства Российской Федерации  от 22 октября 2012 года №1074 «О программе  государственных гарантий бесплатного  оказания гражданам медицинской  помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов») в 2,1 раза увеличены нормативы  финансовых затрат в рамках базовой  программы ОМС на один пациенто-день в условиях дневных стационаров (с 590 до 1227,9 рубля на один пациенто-день в 2014 году и с 620 до 1309,1 рубля – в 2015 году). Это обусловлено расширением видов специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров за счёт средств ОМС, включая проведение химиотерапии пациентам с онкологическими заболеваниями.

 

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют:

 

в 2014 году – 10 294,4 рубля (на 1261,9 рубля, или 14% больше, чем в 2013 году), в 2015 году – 12 096,7 рубля, в 2016 году – 12 642,1 рубля, в  том числе за счёт средств обязательного  медицинского страхования на финансирование базовой программы ОМС за счёт субвенций ФОМС в 2014 году – 6962,5 рубля, в 2015 году – 8481,5 рубля, в 2016 году – 8863,2 рубля.

 

Таким образом, стоимость территориальных  программ в 2014 году составит 1,727 трлн рублей, увеличение на 229,2 млрд рублей (на 15,3%) по сравнению с 2013 годом (1,498 трлн рублей).

 

Минздравом России было организовано общественное обсуждение проекта постановления, а также его независимая антикоррупционная  экспертиза. Замечаний и предложений  по проекту не поступило.

 

Принятие проекта направлено на обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи, повышение эффективности  её организации и управления ресурсами  здравоохранения.

 

Проект постановления рассмотрен и одобрен на заседании Правительства  Российской Федерации 17 октября 2013 года.

 

Кроме обязательного медицинского страхования ,страхование осуществляется в добровольном виде.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) – это вид страхования обеспечивающий получение медицинских услуг в рамках выбранной программы страхования, расходы по которым компенсирует страховая компания.

 

Суть ДМС заключается в том, что Вы заключаете договор с выбранной  вами страховой компанией, сами выбираете "меню" ДМС, т.е те медицинское услуги которые вы предпочтете наиболее важными для вас и медицинское учреждение в котором вы пожелаете получать эти медицинские услуги.

 

Стоимость будет зависеть от услуг  и видов ДМС, которые вы пропишите  в договоре и от выбранного учреждения. Средняя стоимость договора ДМС 25 000 рублей.

 

ДМС бывает двух типов:

индивидуальное ДМС (или ДМС физических лиц).

Это добровольное медицинское страхование  детей, взрослых, будущих мам и  пожилых. Оформляется в индивидуальном порядке отдельно для каждого  обратившегося в страховую компанию человека;

корпоративное ДМС (или ДМС юридических лиц).

Это медицинское страхование работников организаций. Обычно входит в состав социального пакета работника и  служит одним из самых эффективных  методов мотивации персонала  в компании.

Программа добровольного медицинского страхования предполагает и существенную денежную экономию: владельцу полиса не назначат ненужного лечения и  не станут вытягивать из него дополнительных денег.

Информация о работе Медицинская помощь как право социального обеспечения