Медицинское образование в Российских СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести исследование, в результате которого установить как СМК влияет на отношению людей к медицинскому образованию, а так же каким образом в массовом сознании формируется отношение к медицинскому образованию и медицине.
Задачи данной курсовой работы:
-описать посредством чего формируется отношение к медицинскому образованию и медицине в СМК (анализ телесериала «Интерны»);
-провести социологический опрос.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Медицина и общество 6
Глава2. Анализ телесериала «Интерны» 13
Глава 3. Исследование влияния СМК 19
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 28

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 65.92 Кб (Скачать файл)

Постепенно, в 17-18 вв. ценность клинического опыта и необходимость учить  студента использовать при исследовании больного все органы чувств вновь  была признана. Систематическое изучение анатомии, ботаники, химии и других естественных наук стало рассматриваться  как предпосылка для получения  медицинских знаний. Возвращение  врачей в госпитали помогло последним  превратиться из прибежищ для убогих, калек и немощных, в которых  трудились монахи и монашки и  которые содержались на средства доброхотов, в относительно хорошо оборудованные, действенные медицинские  учреждения, частные или муниципальные, к помощи которых прибегало все  уже все население страны.

Однако до середины 19 в. не было сформулировано четких требований к преподаванию медицинских  наук. В соответствии с традиционной программой обучения врача студент  преимущественно был слушателем, а не овладевал определенными  навыками и не исследовал. Клиническая  практика, которая проводилась в  основном на базе госпиталей, содержащихся на пожертвования, где врачи были добровольными, неоплачиваемыми консультантами, была организована неудовлетворительно. Еще в сороковых годах 19 в. в  некоторых университетах, по свидетельству  Н.И. Пирогова, "учили делать кровопускание  на кусках мыла и ампутации на брюкве".

В современной России насчитывается 45 медицинских вузов и факультетов  университетов, все они государственные, хотя в системе переподготовки медицинских  работников есть и негосударственные  учебные заведения. Общее число  медицинских студентов составляет около 180 тыс.

Планирование числа обучающихся  осуществляется Минздрав соцразвития  России совместно с территориальными органами управления здравоохранением.

Структура медицинского образования. Для высшего медицинского образованияпредусмотрена только дневная форма обусчения. Сроки обучения: на лечебном факультете — 6 лет, на стоматологическом — 5 лет, спортивной медицины — 6 лет, адаптивной физической культуры — 5 лет, на факультете высшего сестринского образования — 5 лет. По прохождении данного курса обучения студенты получают диплом врача общей практики. Далее следует этап пост дипломного образования, в общем виде он выглядит так: 1 год – ординатура и 1 год интернатура на базе медицинских учреждений профильного типа. Подобный план обучения может несколько видоизменяться в зависимости от специализации.

На данный момент высшее медицинское образование в Санкт-Петербурге предоставляют следующие вузы:

Военно-медицинская академия, Медицинский факультет (лечебное дело) Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургская  государственная медицинская, Санкт-Петербургская  государственная педиатрическая медицинская  академия, Санкт-Петербургская государственная  химико-фармацевтическая академия, Санкт-Петербургский  государственный медицинский университет  им. академика И. П. Павлова.

Медицинские вузы Москвы:

Медицинский факультет Российского  университета дружбы народов, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Московский государственный медико-стоматологический  университет МЗ РФ, Московский государственный  университет сервиса (специальность: социальная работа (социально-медицинские  услуги населению), Российский государственный  медицинский университет, Факультет  социальной медицины (лечебное дело) Государственной  еврейской академии им. Маймонида, Факультет  фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

Система повышения квалификации врачей (последипломное медицинское  образование) представлена семью учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских  вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских  институтов и крупных учреждений практического здравоохранения.

Работу по специализации  и усовершенствованию врачей регулируют Министерство здравоохранения и  социального развития РФ (Минздравсоцразвития  РФ) и Федеральное агентство по здравоохранению (Росздрав). Головное учреждение — Российская медицинская  академия последипломного образования (РМАПО).

В нашей стране установлены  единые требования к организации  всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и  продолжительности обучения. Используются единые (типовые) образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей.

Существуют следующие  этапы последипломной подготовки врачей (организованных форм обучения):

1. Специализация — прохождение  интернатуры или ординатуры по  специальности широкого профиля  (первичная специализация), а затем  по более узкой специальности  (вторичная специализация).

2. Усовершенствование —  дальнейшее совершенствование профессиональных  знаний и навыков: 

    • · общее усовершенствование — повышение квалификации по всем разделам специальности (согласно существующей законодательной базе, повышение квалификации специалистов должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет);
    • · тематическое усовершенствование — по отдельным избранным разделам специальности или актуальным вопросам;
    • · курсы информации или стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения.

В процессе профессиональной деятельности любой врач может получить новую специальность, предусмотренную  номенклатурой специальностей, утверждённой Минздрав соцразвития России. Для  этого необходимо пройти профессиональную переподготовку в установленном  порядке.

Подготовкой младшего медицинского персонала занимаются медицинские  колледжи и др. учебные учреждения, имеющие подобные факультеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Анализ телесериала  «Интерны»

Медицинское образование  и медицина в целом по-разному  и посредством разных каналов  освещается в СМК. В данной части  курсовой работы будет проанализирован  телесериал «Интерны», имеющий большую  популярность у большого количества населения. Этот сериал призван формировать  положительное отношение к медицине, ведь каждый сюжет, где речь идёт о  жизни и смерти всегда заканчивается  положительно. Посредством чего формируется  положительное отношение к медицине, мы пронаблюдаем далее. Перед этим важно  провести аналогию российских сериалов про милицию, которые преследуют те же самые цели.

«Интерны» — российскийкомедийныйтелевизионный сериал, посвящённый работе врачей-интернов. Идея сериала принадлежит Вячеславу Дусмухаметову. Автор идеи сериала (Вячеслав Дусмухаметов) — выпускник Челябинской государственной медицинской академии. Учёба в этом заведении, а также последующая интернатура по терапии и врачебная практика стали источником шуток и ситуаций сериала.

Сериал посвящён работе четырёх  молодых, неопытных интернов, постоянно попадающих в смешные и нелепые ситуации. Ими руководит заведующий терапевтическим отделением — доктор Быков, постоянно над ними подшучивающий. Помогают Быкову и наблюдают за приключениями интернов его друг, доктор-венеролог Купитман, и медсестра Любовь Михайловна Скрябина, а наводит порядок в больнице главврач Анастасия Кисегач.

Андрей Евгеньевич Быков (Иван Охлобыстин) — заведующий терапевтическим отделением больницы и руководитель четырёх интернов. Является опытным специалистом, в больнице на хорошем счету. В медицинских вопросах принципиален. Доктор с чувством юмора, хотя, как правило, резок и бескомпромиссен. Часто ироничен и язвителен. Картавит. С педагогической целью создает для интернов нелепые ситуации, в которые они часто попадают. Однако сразу же указывает интернам на ошибки и исправляет их. В качестве наказания часто оставляет интернов на ночные дежурства.

Разведён. Бывшая жена и дочь Алиса  живут в Санкт-Петербурге. У Быкова затяжной роман с главврачом больницы Анастасией Константиновной Кисегач. Получает огромное удовольствие от ругательств  Кисегач, причиной которых является он сам. Холерик. Хобби — видеоигры.

Таким образом перед нами предстаёт  человек всецело отдающий себя работе. Даже семейная жизнь не сложилась.

Интерны:

  • Борис Аркадьевич Левин (Дмитрий Шаракоис) — интерн с красным дипломом. Считает себя самым умным и эрудированным по сравнению с другими интернами и часто демонстрирует это, поэтому бывает заносчив. Мечтает стать великим учёным и получить Нобелевскую премию. Организованный, опрятный, свои «мудрые мысли» и наблюдения записывает на диктофон.Самый чувствительный и впечатлительный, часто обижается из-за насмешек Быкова и других интернов. Хорошо знает теорию медицины, но в случае возникновения чрезвычайных ситуаций теряется. Пренебрежительно относится к работе младшего и среднего медперсонала (вынос уток, перевязки), так как считает это ниже достоинства врача. У него роман с медсестрой Любовью Михайловной. Как и другие интерны, боится Быкова. Хорошо играет в шахматы.
  • Семён Робертович/Семёнович Лобанов (Александр Ильин) — интерн. Простой парень, отслужил в армии. С первого курса работал на скорой помощи, и поэтому считает себя достаточно опытным специалистом — его задевают замечания о неопытности. Однако в неотложных ситуациях не теряется, действует четко и быстро (в одной из серий оказывает больному с остановкой сердцареанимационные мероприятия и спасает ему жизнь). Из-за высокого самомнения, обычно не подкрепленного знаниями, чаще других попадает в самые смешные ситуации. Всё время не высыпается и не имеет денег, поэтому частенько «стреляет» сигареты и деньги у коллег. Женат на девушке-юристе по имени Ольга. Склонен к авантюрам, легко соглашается за деньги совершить для пациентов действия, нарушающие больничный режим, а иногда и противоправные действия. Однако крайне недальновиден, из-за чего его авантюры оканчиваются крахом. Сторонник силового метода разрешения конфликтов, умеет «наехать». Занимался боксом. Азартен. Заядлый курильщик. С пациентами общается «по-свойски», почти со всеми на «ты».
  • Глеб Викторович Романенко (Илья Глинников) — интерн. Сын главврача больницы Анастасии Кисегач, поэтому убеждён, что интернатура для него должна проходить без проблем, несмотря на то, что медицина, как и любая работа — абсолютно не его призвание. Поступил в медицинский ВУЗ и учился там благодаря связям матери. Завсегдатай клубов и тусовок (несмотря на это плохо переносит спиртное), ездит на дорогом автомобиле, подаренном отцом, к девушкам относится потребительски. Однако по ходу сериала у Романенко возникает роман с Варей Черноус, которая поначалу не принимала его ухаживания. Чаще других ведет себя вызывающе и конфликтует с Быковым, который возмущен поведением интерна, убежденного во вседозволенности. Однако не лишен чувства юмора, может подшутить над остальными интернами или навести на них гнев Быкова, отчего и сам страдает. В ухаживаниях за Варей Черноус проявляет изобретательность.
  • Варвара Николаевна Черноус (Кристина Асмус) — интерн. Сердобольная и сочувствующая. Идеалист, не любит несправедливость и борется с ней всеми силами. Исполнительна, к заданиям Быкова подходит со всей серьезностью, иногда слишком инициативна. Её не пугают маленькая зарплата и неприятные обязанности вроде выноса уток за больными, считает их неотъемлемой частью лечебного процесса. Старается помочь всем и каждому, но от этого часто страдает сама. Обидчива, чувствительна. Жила без отца, с мамой, которая ей внушала, что мужчина в жизни женщины — не главное; на первом курсе обучения пережила любовную драму, из-за которой чуть не покончила с собой, поэтому поначалу не принимает ухаживания Романенко, но затем уступает, и у них начинается роман. Однако позже их отношения заходят в тупик.
  • Иван Натанович Купитман (Вадим Демчог) — доктор дермато - венеролог, заведующий кожно-венерологическим отделением больницы. Кандидат медицинских наук. «Я венеролог, уролог, гинеколог, сексопатолог и чёрт в ступе!» Лучший друг Быкова, с удовольствием поддерживает его, когда тот разыгрывает интернов. Умён и хитёр, но чаще — ловелас и увлекающаяся личность. Крайне болезненно воспринимает замечания по поводу своей внешности и возраста. В работе считает себя жрецом богини любви Венеры, так как лечит больных, от нее пострадавших. В жизни — бытовой философ, в связи с чем, многие ходят к нему за советами по личным вопросам, которые не всегда помогают, а иногда приводят к неожиданному результату. Любитель и ценитель коньяка, а также других алкогольных напитков, которые появляются у него от пациентов в качестве благодарности за лечение, хорошие результаты анализов или от коллег за консультацию (в том числе по личным вопросам). В результате имеет большую коллекцию коньяка у себя в кабинете. Был женат трижды, на данный момент — холост.
  • Любовь Михайловна Скрябина (Светлана Пермякова) — старшая медсестра терапевтического отделения. Опытна, исполнительна, но любвеобильна и болтлива. Четко и быстро реагирует на любые ситуации, восклицая: «Едрит-Мадрид!». Обычно в курсе всех сплетен, часто обсуждаемых с медсестрой Галей. Восхищается заведующим отделением Быковым . По-женски жалеет интерна Бориса Левина, с которым у неё в итоге начинается «роман». С жалобами на жизнь и за советом ходит к доктору Купитману.
  • Анастасия Константиновна Кисегач (Светлана Камынина) — главный врач больницы. Опытная, решительная, хотя и эмоциональная. Хороший руководитель. Как правило, находит выход из любой сложной ситуации. Владеет различными методами воздействия на подчиненных, в том числе и на Быкова. К Быкову со студенческих лет испытывает противоречивые чувства.  Давно в разводе, сын — интерн Глеб Романенко.

 

Таким образом,  перед  нами представлены герои совершенно не похожие друг на друга. Но все  они, так или иначе, оказываются  положительными героями, некоторые  из них даже оказываются жертвами собственной доброты.

Для того, чтобы зрителю  было интересно смотреть сериал, присутствует большое количество шуток, хоть и  по медицинской теме, но всё равно  понятные каждому. Кроме того все  серии объединяет между собой  определённая сюжетная канва, такая  как например, роман двух героев и другие вопросы, которые врачи  и интерны решают из раза в раз.

Говоря об особенностях этого  сериала, как комедийного, стоит  отметить, что в отличие от большинства юмористических сериалов, в «Интернах» отсутствует закадровый смех. Также часто в качестве музыкального оформления серий используются известные классические произведения Моцарта, Чайковского, Бетховена, Бизе, Вагнера, Вивальди, Сарасате и других композиторов.

Так же важно отметить сходство сериала  «Интерны»  с аналогичными западными  сериалами, такими как «Клиника» и «Доктор Хаус».

Кроме того в сюжете присутствуют некоторые неточности  — в терапевтическое отделение часто попадают «хирургические» больные;  интерны специализируются по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, дермато - венерологии и травматологии одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Исследование  влияния СМК

Третья глава данной курсовой работы представляет собой исследовательскую  часть.

Цель данного исследования выявить общественно мнение и отношение к медицине и медицинскому образованию, как инструменту подготовки будущих кадров медицинских учреждений.

Задачи исследовательской части: выявить отношение к сериалу «Интерны», определить какой образ мед.образования формируется посредством сериала. Так же задачами данного исследования является, выявить влияет ли канал СМК на восприятие информации.

В данной работе использован  количественный метод. Количественная, или позитивистская методология  признает за количественными методами безусловный приоритет, считая их (и  только их) достоверными и доказательными. Данная традиция опирается на комплекс представлений, рассматривающих формирование концепций как детерминированную  индуктивную процедуру восхождения  от фактов к обобщающей теории. Ориентация позитивистской методологии количественные методы исследования вытекает из представления  о необходимости строгой фиксации исследуемых фактов.1

В качестве исследовательского метода будет использоваться метод  опроса. Технология массовых опросов и сопутствующие ей математические методы оказали огромное влияние на социологию в целом, включая все ее отрасли.2

 

Вопросы дихотомические. Дихотомический вопрос есть непосредственное выражение  концептуально-гипотетического знания, выработанного исследователем. Альтернативы "да" или "нет" предлагают респонденту  согласиться (в первую очередь, поэтому  положительная альтернатива и ставится всегда на первое место) или не согласиться  с предложенной концепцией.3

Опросные методы обладают рядом существенных достоинств:

1) позволяют достаточно  быстро получить большой массив  наблюдений, причем каждый индивидуальный  «случай» (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных признаков;

2) стоимость выборочного  опроса оказывается сравнительно  небольшой, если принять во  внимание объем получаемой информации;

3) использование стандартных  опросных процедур и однородных  количественных показателей при  соблюдении определенных условий  позволяет не только проверять  гипотезы о причинных зависимостях, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.4

Выборка — это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. В данной работе будет использован метод случайной выборки.

Характеристика выборки: в данном опросе респондентами являются студенты, обучающиеся в СПБГУТД в институте бизнес – коммуникаций на 3 курсе. Практически все члены выше обозначенной группы условно в равной степени нуждаются в получении медицинских услуг.

В данной работе тип вероятностной  выборки  - кластерная выборка.

«Кластеры» (дословно с англ. — гроздья) — это естественные группировки единиц наблюдения.5 Кластером в данном случае является СПБГУТД. Одно из преимуществ такого типа выборки в данном случае – простота сбора информации.

Генеральная совокупность –  множество интересующих социолога  объектов исследования.

Генеральной совокупностью  являются студенты средних курсов.

С целью проведения исследования был создан опросник.

(Приложение 1).

Первый вопрос представляет собой вопрос-фильтр (или «отсекающий» вопрос). Он позволяют отобрать группу респондентов, которые могут ответить на следующие за вопросом-фильтром зависимые вопросы. То есть этот вопрос помогает отсеять респондентов, которые не смотрели телесериал «Интерны» и оказываются неподходящими респондентами для данного опроса. Остальные вопросы служат для выявления отношения к сериалу «Интерны». Также присутствуют вопросы, касательно СМК, для того чтобы выявить наличие других каналов СМК, использование которых было бы эффективно для формирования определённого отношения к медицинскому образованию у респондентов.

Информация о работе Медицинское образование в Российских СМК