Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.2 Соотношение понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия 11
2 Механизм правового регулирования общественных отношений и система его элементов 14
2.1 Понятие механизма правового регулирования общественных отношений 14
2.2 Система элементов механизма правового регулирования общественных отношений 17
Заключение 21
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)


СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ  ПРАВА

 

 

 

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ

И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

Курсовая работа

студента I курса

очной формы обучения

группа ОЮ-509-02

Ревишвили Арчила Суликовича

 

 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук

 

 

 

Дата сдачи ___________

Дата защиты __________

Оценка _______________

 

 

Тамбов 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что понятие механизма правового регулирования в рамках правоведения представляет собой неоднозначно воспринимаемую учеными важную общетеоретическую категорию. Данное понятие позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде. А отсюда - высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой, их взаимодействие.

Отдельные аспекты исследуемой  темы нашли свое отражение в работах  таких ученых – правоведов, как  С. С. Алексеев, В. М. Горшенев, Ю. И. Гревцов, В. Б. Исаков, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Т. Н. Радько и др.

Объектом исследования является правовое регулирование общественных отношений.

Предмет исследования – механизм правового регулирования общественных отношений.

Целью курсовой работы является исследование механизма правового  регулирования общественных отношений и его основных элементов.

Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:

  • анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
  • изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
  • исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
  • изучение системы элементов механизма правового регулирования.

В соответствии с гипотезой исследования механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. В данную систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений, входят: норма права (первое звено), юридический факт и правоотношение правосубъектности (второе звено), акты реализации прав и обязанностей, а также акты применения права (третье звено).

Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектического, формально - логического, сравнительно – правового, системного. Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала по проблемам механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.

При выполнении курсовой работы использовалась не только учебная литература (учебники и учебные пособия), но также научная литература: монографии и научные статьи, список которых располагается в конце работы после заключения. Многие из использованных литературных источников опубликованы в последние годы и отражают современное состояние проблемы.

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Она включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение, список использованной литературы и два приложения.

 

1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Понятие правового регулирования общественных отношений

 

 

В настоящее время в понятие «правовое регулирование» вкладывается различное содержание и поэтому оно по-разному определяется и характеризуется.

Так, например, академик С. С. Алексеев определяет правовое регулирование как «осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями»1.

По его мнению, «само существо категории правового регулирования и его своеобразие заключается в том, что оно:

• во-первых, по своей природе является специфической разновидностью социального регулирования, нацеленной на достижение определенных результатов в жизни общества;

• во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования – регулятора»2.

Определяя правовое регулирование  как регламентацию общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением, Т. Н. Радько пишет, что данная регламентация представляет собой систему разнообразных юридических средств, к которым относит нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права3.

Направление деятельности субъектов общественных отношений - одно из главных социальных свойств  государственной власти. Оно осуществляется в особой нормативно-правовой форме, организующей взаимоотношения властвующих и подвластных, обеспечивающей необходимый порядок в различных социальных связях. Одной из разновидностей государственного властного воздействия в широком смысле этого слова является правовое регулирование общественных отношений, оно составляет важнейшую часть деятельности государства и, в частности, его правотворческих и правоприменительных органов.

Категория «правовое  регулирование» выражает динамическую сущность всей юридической надстройки, она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность4.

Правовое регулирование  как специфический процесс отмечают многие юристы. Так, А. П. Коренев утверждает, что правовое регулирование - это  процесс последовательного использования  правовых средств для достижения целей регулирования5.

В. И. Гойман определяет правовое регулирование как «часть механизма  действия права, которая характеризует  специально-юридическое воздействие  права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно  с ним ещё не связана. В результате правовой регуляции … определяются ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права»6.

Правовое регулирование представляет собой систему разнообразных юридических средств: нормы права, юридические факты, правовые отношения, акты применения норм права7.

К правовому регулированию  нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Правовое регулирование, по мнению Т. Н. Радько, можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права (мерилом правомерности этих действий выступают нормы права) с целью направить их поведение в соответствии с интересами граждан, общества и государства.

Правовое регулирование  складывается из определенных звеньев, находящихся во взаимодействии: каждое из них последовательно вытекает из предшествующего, обусловливается им. Поэтому правовое регулирование предполагает системный анализ, а также создание системы юридических категорий, отражающих многообразный процесс регулирования.

Вместе с тем при  изучении правового регулирования  далеко не всегда учитывается органическая связь между звеньями системы регулирования и отражающими ее категориями. Это приводит к узкому, изолированному, несистемному исследованию правового регулирования. Однако взаимосвязь категорий, отражающих процесс правового регулирования, не допускает их смешения или противопоставления. Например, в таких понятиях, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование» есть различие, но не противопоставление. Правовое воздействие и регулирование совпадают в отдельных частях и в целом, во времени, так как отражают один и тот же процесс.

Связь между элементами всякой целостной системы, в том  числе и правового регулирования, весьма органична. Изменение какого-либо элемента (звена) в ней в той или иной степени вызывает изменение других звеньев. Нередко оно может оказать влияние на всю систему. Примером может служить изменение правовой нормы, свершение юридического факта и т.п. Так, изменение правовой нормы может иметь последствием возникновение, прекращение или изменение правоотношений между субъектами права. Свершение правового факта означает «включение в действие» правовой нормы, появление субъективного права или юридической обязанности у лица или группы лиц.

Приведенные примеры  свидетельствуют о взаимозависимости  элементов правового регулирования и в то же время показывают, что правовое регулирование - это действительно целостная, единая система, которую составляют: нормы права, юридические факты, правовые отношения, акты реализации. Последние выступают важнейшими структурными элементами правового регулирования, которые в определенных условиях могут быть в механизме правового регулирования основными.

По мнению Т. Н. Радько перечисленные элементы «не исчерпывают всех форм и средств правового регулирования. Важную роль в системе регулирования играют устанавливаемая нормами права праводееспособность граждан и правовой статус различных организаций, субъективные права, юридические обязанности и т.д.»8.

Методы регулирования – это совокупность его юридических приемов и средств (способов), пронизывающих процесс регулирования. Метод не является самостоятельным звеном регулирования, но служит сопутствующим фактором любого из звеньев. Это же можно сказать о правосознании и законности. Анализ правового регулирования как целостной системы предполагает выяснение правовых форм правотворческой, правоисполнительной и правоприменительной деятельности государства.

Условия эффективности правового регулирования в науке разделяются на объективные и субъективные9. Объективными условиями являются социально-экономическое состояние общества, формы собственности, политический режим, государственный строй и т.д.

К субъективным условиям относятся:

а) необходимость регулирования общественных отношений посредством права, всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений (учет объективных законов, влияние смежных факторов, связь с другими отношениями, специфика развития в условиях правовой формы и т. п.);

б) выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта);

в) четкое определение целей (задач) регулирования;

г) своевременность правотворчества;

д) совершенствование действующего законодательства (приведение нормативных требований в соответствие с требованиями практики);

е) обеспечение стабильности правового регулирования (недопущение необоснованных изменений форм и методов регулирования);

ж) ясность, четкость правовых предписаний;

з) активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых требований;

и) сознательность, психологическая  подготовленность граждан и осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.

Оригинальным следует  признать выделение Т. Н. Радько следующих взаимосвязанных стадий процесса правового регулирования, каждая из которых характеризуется своими особенностями.

1. Начальная (организационная) стадия включает:

  • определение праводееспособности граждан;
  • установление правового статуса граждан;
  • определение компетенции органов власти;
  • установление правового положения различных юридических лиц (хозяйственных, общественных и прочих организаций).

2. Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействия), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Эта стадия состоит из двух взаимосвязанных, но самостоятельных частей - юридического факта (события или действия (бездействия) и конкретного правоотношения.

Информация о работе Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы