Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.2 Соотношение понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия 11
2 Механизм правового регулирования общественных отношений и система его элементов 14
2.1 Понятие механизма правового регулирования общественных отношений 14
2.2 Система элементов механизма правового регулирования общественных отношений 17
Заключение 21
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Соглашаясь в целом  с позицией С. С. Алексеева, представляется необходимым уточнить, что вторым звеном в механизме правового регулирования являются предусмотренные нормами права правоотношения, которые иначе можно назвать отношениями правосубъектности. Ядро этих отношений составляет правовой статус индивидуально определенных субъектов регулируемых отношений – носителей прав и обязанностей. Уголовная правосубъектность в свою очередь служит основой для сложной сети конкретных правоотношений30 - результата воздействия всего механизма правового регулирования на свой предмет (см. приложение 2).

Как система отношений  правосубъектность возникает при  наличии сложного фактического состава, включающего в себя нормативно-правовые (юридические) предпосылки и социальные факты, в частности, действия31. В этой связи правильным представляется отнесение ко второму звену механизма правового регулирования также правообразующих, правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов, находящихся с названными правоотношениями в тесной, можно сказать в генетической взаимосвязи.

На то, что норма  права, правоотношение и акты реализации полностью не исчерпывают механизма  правового регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория механизма правового регулирования охватывает следующую систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей32.

В отличие от остальных  ученых Т. Н. Радько предлагает более широкий подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий учитывать не только нормы права, правоотношения и акты реализации как его элементы, но и показать другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений, такие как презумпции, фикции, преюдиции и т.д.

Возможен и другой подход, суть которого состоит в  анализе большего числа правовых средств, играющих важную роль в реализации права как регулятора общественных отношений: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирования в широком диапазоне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По рассмотренным в  настоящей курсовой работе проблемам  представляется уместным сделать следующие выводы.

  1. В настоящее время в понятие «правовое регулирование» вкладывается различное содержание и поэтому оно по-разному определяется и характеризуется.
  2. Категория «правовое регулирование» выражает динамическую сущность всей юридической надстройки, она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.
  3. Правовое регулирование – это регламентация общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением.
  4. Правовое регулирование представляет собой систему разнообразных юридических средств: нормы права, юридические факты, правовые отношения, акты применения норм права.
  5. Правовое регулирование складывается из определенных звеньев, находящихся во взаимодействии: каждое из них последовательно вытекает из предшествующего, обусловливается им. Поэтому правовое регулирование предполагает системный анализ, а также создание системы юридических категорий, отражающих многообразный процесс регулирования.
  6. Методы регулирования – это совокупность его юридических приемов и средств (способов), пронизывающих процесс регулирования. Метод не является самостоятельным звеном регулирования, но служит сопутствующим фактором любого из звеньев. Это же можно сказать о правосознании и законности.
  7. Трудно согласиться с теми авторами, которые считают, что правовое регулирование и правовое воздействие имеют между собой теснейшую связь и обусловленность, но не совпадают полностью, а соотносятся как часть и целое. В последнем случае налицо логическая ошибка, так как явление, не полностью совпадающее с другим, не может быть включённым в него, быть его частью.
  8. В настоящее время в теории права актуальным является утверждение Т. Н. Радько о том, что правовое регулирование – это только один из многих аспектов действия права в обществе. Он считает, что следует различать собственно регулирование (регламентацию), воздействие в процессе регулирования и воздействие вне регулирования, то есть интеллектуально-волевую и воспитательную стороны действия права. При этом он справедливо отмечает, что влияние права на участников общественных отношений нельзя рассматривать как критерий разграничения правового регулирования и правового воздействия.
  9. Первым дал определение механизма правового регулирования академик С. С. Алексеев: «взятая в единстве система правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и другие), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения». Оно явилось началом обсуждения и указанного определения, и проблемы в целом.
  10. Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования так же, как и С. С. Алексеев (хотя и с некоторыми уточнениями). Так, А. В. Малько считает, что «механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права».
  11. Категория механизма правового регулирования охватывает следующую систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений: норму права (первое звено), юридический факт и правоотношение правосубъектности (второе звено), акты реализации прав и обязанностей, а также акты применения права (третье звено).
  12. В науке предложено включать в механизм правового регулирования и другие элементы (Т. Н. Радько): определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т.п.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Учебно-методическая литература

 

 

  1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Наука, 1966. – 307 с.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. - М.: Юрид. лит., 1982. - Т. 2. – 581 с.
  3. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. - М.: «Статут», 1999. – 712 с.
  4. Алексеев С. С. Проблемы теории права: В 2 т. – Свердловск: Изд-во СГУ, 1972. - Т. 1. – 396 с.
  5. Алексеев С. С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1993. – 224 с.
  6. Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород: : Нижегородск. юрид. ин-т, 1997. – 144 с.
  7. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. – Красноярск: Изд-во КГУ, 1985. – 197 с.
  8. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность: Очерк теории. - М: Юрид. лит., 1976. – 128 с.
  9. Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). - М.: Наука, 1992. – 248 с.
  10. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юрид. лит., 1972. – 417 с.
  11. Гревцов Ю. И. Правовое отношение и осуществление права. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 359 с.
  12. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правоотношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. – 283 с.
  13. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. – Свердловск: Изд-во СГУ, 1973. – 341 с.
  14. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. - М.: Госюриздат, 1961. – 472 с.
  15. Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. - М.: Наука, 1980. – 275 с.
  16. Керимов Д. А. Философские проблемы права. - М.: Юрид. лит., 1972. – 169 с.
  17. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Юристъ, 1995. – 584 с.
  18. Коренев А. П. Административное право России. - М.: «Статут», 2000. – 618 с.
  19. Левченко И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования): Монография. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. – 104 с.
  20. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. - М.: Зерцало, 1998. - Т. 2. – 512 с.
  21. Перевалов В. Д. Вопросы теории социалистической правосубъектности // Правоведение. - 1980. - № 3. - С. 55 - 58.
  22. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2004. – 656 с.
  23. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. – 576 с.
  24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
  25. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 1995. – 457 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 
ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 


1 Алексеев С. С. Теория права. - М., 1993. - С. 145.

2 Его же. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 348.

3 См.: Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 342, 344-345.

4 См.: Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972. - С. 8.

5 См.: Коренев А. П. Административное право России. - М., 2000. - С. 44.

6 Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). - М., 1992. - С. 120.

7 Т. Н. Радько относит к ним также установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права (См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 343).

8 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 345.

9 См.: Там же.

10 См.: Там же. – С. 346.

11 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2001. – С. 724.

12 Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1997. - С. 171.

13 Там же. - С. 170.

14 См.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. - М., 1998. - Т. 2. - С. 434 - 438; Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 157.

15 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 351.

16 Керимов Д. А. Философские проблемы права. - М., 1972. - С. 177.

17 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 347.

18 Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 355.

19 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 30.

20 Его же. Проблемы теории права. Т. 1. - Свердловск, 1972. - С. 153.

21 Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 356.

22 См.: Горшенев В. М. Указ. соч. - С. 12 - 23.

23 См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С. 341.

24 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 726.

25 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 356-357.

26 См.: Горшенев В. М. Указ. соч. - С. 50 – 55.

27 Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия… - С. 364 - 365.

28 См.: Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 2004. – С. 361.

29 Там же. – С. 364.

30 См.: Перевалов В. Д. Вопросы теории социалистической правосубъектности // Правоведение. - 1980. - № 3. - С. 55 - 58.

31 См.: Левченко И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования): Монография. - Смоленск, 1997. - С. 65.

32 Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. - М., 1980. - С. 14.


Информация о работе Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы