Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.
Введение 3
1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.2 Соотношение понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия 11
2 Механизм правового регулирования общественных отношений и система его элементов 14
2.1 Понятие механизма правового регулирования общественных отношений 14
2.2 Система элементов механизма правового регулирования общественных отношений 17
Заключение 21
Библиографический список 24
Соглашаясь в целом с позицией С. С. Алексеева, представляется необходимым уточнить, что вторым звеном в механизме правового регулирования являются предусмотренные нормами права правоотношения, которые иначе можно назвать отношениями правосубъектности. Ядро этих отношений составляет правовой статус индивидуально определенных субъектов регулируемых отношений – носителей прав и обязанностей. Уголовная правосубъектность в свою очередь служит основой для сложной сети конкретных правоотношений30 - результата воздействия всего механизма правового регулирования на свой предмет (см. приложение 2).
Как система отношений
правосубъектность возникает
На то, что норма права, правоотношение и акты реализации полностью не исчерпывают механизма правового регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория механизма правового регулирования охватывает следующую систему юридических средств, участвующих в регулировании общественных отношений: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей32.
В отличие от остальных ученых Т. Н. Радько предлагает более широкий подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий учитывать не только нормы права, правоотношения и акты реализации как его элементы, но и показать другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений, такие как презумпции, фикции, преюдиции и т.д.
Возможен и другой подход, суть которого состоит в анализе большего числа правовых средств, играющих важную роль в реализации права как регулятора общественных отношений: определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирования в широком диапазоне.
По рассмотренным в настоящей курсовой работе проблемам представляется уместным сделать следующие выводы.
Учебно-методическая литература
1 Алексеев С. С. Теория права. - М., 1993. - С. 145.
2 Его же. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 348.
3 См.: Радько Т. Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 342, 344-345.
4 См.: Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972. - С. 8.
5 См.: Коренев А. П. Административное право России. - М., 2000. - С. 44.
6 Гойман В. И. Действие права (методологический анализ). - М., 1992. - С. 120.
7 Т. Н. Радько относит к ним также установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права (См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 343).
8 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 345.
9 См.: Там же.
10 См.: Там же. – С. 346.
11 См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2001. – С. 724.
12 Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород, 1997. - С. 171.
13 Там же. - С. 170.
14 См.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. - М., 1998. - Т. 2. - С. 434 - 438; Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 157.
15 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 351.
16 Керимов Д. А. Философские проблемы права. - М., 1972. - С. 177.
17 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 347.
18 Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 355.
19 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 30.
20 Его же. Проблемы теории права. Т. 1. - Свердловск, 1972. - С. 153.
21 Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 356.
22 См.: Горшенев В. М. Указ. соч. - С. 12 - 23.
23 См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1995. - С. 341.
24 Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - С. 726.
25 См.: Радько Т. Н. Указ. соч. - С. 356-357.
26 См.: Горшенев В. М. Указ. соч. - С. 50 – 55.
27 Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия… - С. 364 - 365.
28 См.: Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 2004. – С. 361.
29 Там же. – С. 364.
30 См.: Перевалов В. Д. Вопросы теории социалистической правосубъектности // Правоведение. - 1980. - № 3. - С. 55 - 58.
31 См.: Левченко И. П. Механизм применения права (опыт системного исследования): Монография. - Смоленск, 1997. - С. 65.
32 Исаков В. Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. - М., 1980. - С. 14.