Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.
Введение 3
1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.1 Понятие правового регулирования общественных отношений 5
1.2 Соотношение понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия 11
2 Механизм правового регулирования общественных отношений и система его элементов 14
2.1 Понятие механизма правового регулирования общественных отношений 14
2.2 Система элементов механизма правового регулирования общественных отношений 17
Заключение 21
Библиографический список 24
3. Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как реализованные гражданами субъективные права и обязанности, выполненные органами государства задачи; реализованная юридическая ответственность и т.д.
Результат - это конечный момент в правовом регулировании, но он не прекращает регулирование вообще. Оно продолжает осуществляться в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования10.
В ходе исследования вопроса о правовом регулировании следует иметь в виду, что в теории права его принято рассматривать в неразрывной связи с такими социальными явлениями, как действие права и правовое воздействие.
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей11 (см. приложение 1).
В. К. Бабаев и В. М. Баранов, понимая под правовым регулированием «действие права, отражающее процесс социально-юридического воздействия на человеческую личность, коллективы людей с целью вызвать у них соответствующее общественно необходимое или желательное государству поведение»12, одновременно считают, что правовое воздействие – это более широкое понятие, характеризующее «специально-юридическое и общеидеологическое (информационное и ценностно-ориентационное) влияние права на поведение людей в целях установления правового режима их функционирования, обеспечения правомерного характера осуществляемой ими деятельности, связанной с удовлетворением как частных, так и общественных интересов»13.
Ряд авторов считает, что правовое регулирование и правовое воздействие имеют между собой теснейшую связь и обусловленность, но не совпадают полностью, а соотносятся как часть и целое14.
Полагаем, что в последнем случае налицо логическая ошибка, так как явление, не полностью совпадающее с другим, не может быть включённым в него, быть его частью.
В настоящее время в теории права актуальным является утверждение Т. Н. Радько о том, что правовое регулирование – это только один из многих аспектов действия права в обществе. Он считает, что следует различать собственно регулирование (регламентацию), воздействие в процессе регулирования и воздействие вне регулирования, т.е. интеллектуально-волевую и воспитательную стороны действия права. При этом он справедливо отмечает, что влияние права на участников общественных отношений нельзя рассматривать как критерий разграничения правового регулирования и правового воздействия15.
Различные компоненты сущности права (регулятивный, охранительный и идеологический потенциалы) проявляясь вовне посредством соответствующих его функций взаимодействуют с объектом действия права (включающим в себя как правовое регулирование, так и правовое воздействие) на нескольких взаимосвязанных уровнях.
Как регулятивный, так и охранительный потенциал права как отрасли, проявляясь в соответствующих правовых отношениях, оказывает одновременно воспитательное, предупредительное воздействие в форме общей или специальной превенции.
В литературе иногда предлагается различать
понятия «правовое
Правовое регулирование, по мнению Д. А. Керимова, осуществляется всеми юридическими средствами в их совокупном влиянии на общественные отношения, а регулирование правом состоит в нормативности и общеобязательности воздействия в интересах господствующего класса и поэтому обеспеченного государственным принуждением16.
В данном случае следует признать правильным утверждение Т. Н. Радько о том, что правовое регулирование в том смысле, в каком его понимает Д. А. Керимов, правильнее именовать правовым воздействием. Он считает, что разграничение правового регулирования и регулирования правом является следствием того, что до настоящего времени глубоко не изучены до конца такие правовые явления, как правовое воздействие и правовое регулирование, а без этого трудно охарактеризовать истинный процесс действия права в обществе17.
Противоречивое понимание
Вместе с тем, при существующем в юриспруденции множестве подходов к определению правового регулирования большинство ученых придерживается мнения, что оно осуществляется при помощи специального механизма (взятой в единстве системы правовых средств), который будет рассмотрен далее.
В современной юриспруденции проблема механизма правового регулирования очень актуальна. Особенности механизма правового регулирования как юридической категории состоят в том, что он охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и акты реализации права.
«Важная особенность категории механизма правового регулирования, - пишет Т. Н. Радько, - заключается в том, что она дает возможность видеть определенную систему взаимосвязанных элементов, осуществляющих правовую регламентацию общественных отношений, именно систему определенных свойств и элементов, действующих непрерывно и взаимосвязанно. Категория «механизм правового регулирования» позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений. Таким образом, методологическая и практическая ценность данной категории очевидна»18.
Вместе с тем в
понимании механизма правового
регулирования нет однозначност
Первым дал определение
механизма правового
С. С. Алексеев предложил понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения»19.
Данное определение, как представляется, было слишком широким, поскольку включало в себя всю совокупность юридических средств.
В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения20. В этом определении словосочетание «вся совокупность» заменено «системой».
Вместе с тем следует согласиться с Т. Н. Радько, что «и первое, и второе определение механизма правового регулирования имеют один недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе»21.
Имеются и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, В. М. Горшенев рассматривает ее с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций. Механизм правового регулирования он рассматривал через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов.
Позже, анализируя проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, В. М. Горшенев предложил рассматривать механизм правового регулирования как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах) и способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия22.
Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования так же, как и С. С. Алексеев (хотя и с некоторыми уточнениями). Так, В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений23. А. В. Малько считает, что «механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»24.
В большинстве своем ученые отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как система правовых средств, а далее уже единства во взглядах не наблюдается.
Широкое определение
механизма правового
В юридической литературе отсутствует единый взгляд и на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т. е. на систему правовых средств. Вместе с тем, вопрос о правильном определении элементов механизма правового регулирования имеет важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит только из нормы права, правоотношения и акта реализации, то его изучение теряет всякий теоретический и практический смысл. Каждый из названных элементов является самостоятельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко.
Механизм правового регулирования в трактовке В. М. Горшенева состоит из двух основных, причем полярных, элементов или сторон: способов воздействия (внешних по отношению к воле субъекта факторов – дозволений и запретов, выраженных в нормах права) и способов реализации права в самих урегулированных общественных отношениях (результата реагирования субъектов на правовое воздействие – совершения дозволяемых действий, воздержания от запрещенных действий), которые связываются промежуточными звеньями - правосубъектностью, юридическими фактами, правоотношениями, выступающими в качестве последовательных стадий перевода правовых предписаний в реальные отношения26.
Академик С. С. Алексеев пишет: «Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования выделяются три основных звена:
1) юридические нормы
- основа правового
2) правовые отношения,
субъективные права и
3) акты реализации
прав и обязанностей, в соответствии
с которыми наступает
К процессу правового регулирования на заключительной его стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединиться и четвертое звено - индивидуальные предписания, акты применения права»27.
Названные С. С. Алексеевым два последних звена механизма правового регулирования можно вслед за А. В. Малько отнести к средствам-деяниям (технологиям), которые связаны с использованием средств-установлений, имеют энергетический, динамический характер и находятся в сфере сущего28.
Кроме того, следует согласиться с А. В. Малько в том, что «такое понимание средств соответствует господствующему мнению, существующему в философии, согласно которому категория «средство» включает как инструментарий, так и его использование при получении желаемого результата. Ведь в содержании цели сущее трансформируется в должное. Средства же призваны обеспечить обратный переход должного (цели) в сущее (результат). В этой связи следует выделять как средства, находящиеся в сфере должного, так и средства, находящиеся в сфере сущего»29.