Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:53, доклад

Описание работы

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 1. Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход

1.1. Понятие менталитет и ментальность: особенности определения

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного  знания. Оно включает в себя главные  характеристики этноса и является одним  из ведущих критериев при сопоставлении  наций друг с другом.

Менталитет является предметом  рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою черту в определение данного  понятия. Современный Философский  энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую  духовную настроенность человека или  группы[Философский энциклопедический словарь. Под ред. Губского Е. Ф. - М.: Изд-во Цифра, 2002. - С.263], ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь Терра Лексикон под данным понятием подразумевает определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку ил общественной группе[ Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. С. Новикова. - М.: Терра, 1998. - С.349]. В такой трактовке отсутствует упоминание о языке как о важной составляющей менталитета, а из культурных особенностей, вероятно, учитываются только особенности поведения.

Односторонняя трактовка  не является особенностью только лишь современной науки. Менталитет как  самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться в 20-30-е гг. XX в. В начале XX века термин «ментальность», видимо, применялся двояким образом. В обычной речи этим в некоторой  степени модным термином обозначались предпочтительно коллективные системы  мироощущения и поведения, «формы духа». В это же время он появляется и  в научном лексиконе, но опять  же как «образ мыслей» или «особенности мироощущения».

Надо отметить, что уже  на протяжении Нового времени в ряде философских разработок (например, работы Ш. Монтескье, Ж. Б. Вико, И. Гердера, Г. В. Ф. Гегеля и др.) получила развитие идея о народном духе какого-либо народа. Ко второй половине XIX в. эта идея настолько  утвердилась в науке, что в 1859 г. М. Лацарус и X. Штейнталь объявили о формировании нового научного направления - этнической психологии и издании  по данной проблематике соответствующего журнала. Эта новая наука должна была заниматься, по мнению ученых, изучением  народной души, т.е. элементов и законов  духовной жизни народов. В дальнейшем это направление поддержали В. Вундт, Г.Г. Шпет, Г. Лебон, Р. Тард и ряд других ученых.

В отечественной науке  понятие менталитет, точнее некоторые  его аспекты, также отражены. Так, для раскрытия духовной структуры  общества часто использовались как  синонимы такие категории, как «национальный  характер», «национальная душа», «национальная  сознание». Структура национальной души раскрывается исследователями, в  частности, на примере анализа духовного  мира русского народа. Надо отметить, что  традиция изучения русского национального  характера была заложена историками России XIX в. Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским. Выработать философское  и психологическое обоснование  для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии»  попытались К. М. Бэр, Н. И. Надеждин и  К. Д. Кавелин. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных  философов конца XIX - начала XX вв., как  Н. А. Бердяев, B. C. Соловьев, Л. П. Лосский, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин, В. В. Зеньковский  и др.

Термин менталитет зародился  во Франции. Он встречается уже в  отдельных работах Р. Эмерсона в 1856 г. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики рубежа XIX-XX вв. пришел к выводу, что  смысловой заряд слова менталитет образовался до того[ Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995. С. 14], как термин появился в обыденной речи.

Принято считать, что в  научный терминологический аппарат  категорию менталитет одним из первых ввел французский психолог и этнограф Л. Леви-Брюль после публикации своих  работ.

Нужно обратить внимание на то, что, начиная с Л. Леви-Брюля, категория mentalite стала употребляться не столько  для характеристики особенностей типа мышления какого-либо социального объединения  или этнической общности, сколько  для отражения ее специфики в  рамках конкретной исторической эпохи.

Стоит отметить тот факт, что практически никто из ученых не разграничивал понятия менталитет и ментальность. Аналогичная ситуация наблюдается и в современной  отечественной и зарубежной науке. В то же время отдельные исследователи  предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов менталитет и ментальность.

Так, одним из первых разграничить эти категории попытался О.Г.Усенко, предложивший определять ментальность как универсальную способность  индивидуальной психики хранить  в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму  и времени[ Усенко О.Г. К определению понятия "менталитет" // Русская история: проблемы менталитета. - М., 1994. С.15]. Иными словами, индивидуальная ментальность, по сути дела, растворяется в социальном менталитете, что представляется не совсем реальным отражением действительности.

В рамках социологического подхода  различать термины менталитет и  ментальность попытался В.В. Козловский Менталитет, по его мнению, выражает упорядоченность ментальности и  определяет стереотипное отношение  к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним  условиям и корректирует выбор альтернатив  социального поведения[ Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. - СПб., 1997. С.12].

Данное определение представляет собой особый взгляд на менталитет и ментальность. Во-первых, В.В. Козловский указывает на то, что оба явления, менталитет и ментальность, связаны  с особенностями индивидуального  и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как  набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, по мнению ученого, ментальность не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен[ Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. - СПб., 1997. С.19].

Другой исследователь, Л.Н. Пушкарев, пришел к выводу, что менталитет имеет общечеловеческое значение, в  то время как ментальность можно  отнести к различным социальным стратам и историческим периодам.

В определенном смысле сходную  точку зрения высказали Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, которые отметили, что  в отличие от менталитета под  ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета  не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной  или вытекающей из менталитета …  в обычной жизни чаще всего  приходится иметь дело с ментальностью  …, хотя для теоретического анализа  важнее менталитет[ Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. №4]. При этом исследователи сближают феномены менталитет и ментальность настолько, что в одном случае индивид обладает ментальностью, а в другом - менталитетом.

Таким образом, обзор основных подходов к рассмотрению категорий  менталитет и ментальность указал на диалектическую взаимосвязь указанных  понятий. В то же время, в силу частой идентичности в употреблении данных понятий возможно использование  их как синонимов.

Понятия менталитет и ментальность в современной научной литературе все чаще используются при культурфилософском анализе социальной действительности, цивилизационных процессов, культуры в целом. Если понятие «цивилизация»  используется для обозначения конкретного  общества с его общими и специфическими чертами, а понятие «культура» - для  характеристики общих и специфических  черт деятельности людей в этом конкретном обществе, то понятие менталитет и  ментальность в этом контексте выражают, прежде всего, духовный мир общества и человека как личности.[ См.: Стельмашук Г.В. Культура и ценности / Г.В. Стельмашук // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. - Т. V. - Вып. 2. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. - 2000. - С. 7.]

Ментальность можно определить как сформированную под влиянием географических и социокультурных  факторов систему стереотипов поведения  личности, ее чуственно-эмоциональных  реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов  и культурных ценностей. Понятие  ментальности как всякое научное  понятие - есть результат определенной абстракции и его нельзя полностью  отождествлять с поведением и  мышлением каждого отдельного индивида.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой  устойчивые духовные ценности, глубинные  установки, навыки, автоматизмы, латентные  привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «...присутствие  которых не объясняется собственной  жизнью индивида, а следует из первобытных  врожденных и унаследованных источников человеческого разума»[ Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. - С.64].

В своей сущности ментальность представляет собой исторически  переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый»  слой общественного сознания, более  объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения  эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся  и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Еще Ж. Ле Гофф отмечал, что  «менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история»[Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993.- С.149.]. Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития ментальности лежит определенный образ жизни. \

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

1.2. Ментальные характеристики культуры

Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные  структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже  отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальные характеристики той или иной культуры, в отличие  от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью  и не изменяются столетиями. Более  того, ментальные характеристики культуры, даже претерпевая некоторые изменения  в ходе истории, все же остается в  своей основе постоянным, что позволяет  идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской  культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и  при жизни Пушкина, и в серебряный век, и при советской власти, и  в эмиграции, и на современном  этапе развития России.

Среди основных ментальных характеристик  культуры выделяются духовные ценности как главный элемент культуры, а опыт жизнедеятельности людей  напрямую влияет на них. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью  и одновременно условием полноценного бытия человека. Концептуальный анализ идей и подходов к проблеме ценностей  и ценностных ориентаций личности показывает, что в сложной системе этих важнейших детерминант человеческой жизнедеятельности достаточно весомое  место занимают религиозно-духовные и традиционные ценности. Традиционные ценности - это представление, о том, что привычный образ жизни, образ  мышления, привычные цели существования  и способы поведения предпочтительнее других. В качестве примера можно  привести такие русские ментальные характеристики как сострадание  и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость, чувство национального  самосохранения, правда, истина и красота.

Определенную роль в формировании ментальных характеристик культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский  историк В. Ключевский не случайно свой Курс русской истории начинает с  анализа русской природы к  ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального  менталитета и национального  характера русских.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими  им материальными интересами, образом  жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у  интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей  и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями  крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о  «крестьянской массе», русскому крестьянину  было присуще осознание своего особого  «я», напряженное восприятие соотношения  вечности и временности бытия  при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом  крестьянскую ментальность, можно постепенно сконструировать и образ жизни  крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции[ Гуревич А.Я. Средневековый купец//Одиссей. Человек в истории. (Личность и общество. - М., 1990. - С.97). См. также: Горюнов Е.В. Соотношение народной и ученой культуры Средневековья в зеркале церковных обрядов и священных предметов//Одиссей. Человек в истории. (Картина мира в народном и ученом сознании). - М., 1994. - С.141-164. ].

Информация о работе Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход